Оберегая память
Мемориальные сооружения и объекты разнятся по размеру, содержанию, расположению. Но их задача едина — сохранить память об истории нашей страны, о радости победы и горечи утрат. Имена защитников Родины не должны кануть в Лету. Обратим внимание на отражение в учете некоторых операций, связанных с увековечиванием памяти павших.
Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан. С этих слов начинается Закон от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее — Закон № 4292-1).
Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества поименованы в статье 2 Закона № 4292-1. В их числе:
- установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов;
- создание мемориальных музеев и сооружение на местах боевых действий памятных знаков;
- публикации в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок;
- присвоение имен погибших при защите Отечества улицам и площадям, географическим объектам, организациям, в том числе образовательным, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам.
Органы государственной власти и местного самоуправления, общественно-государственные и общественные объединения своим решением могут осуществлять и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, не указанные в Законе № 4292-1.
Признан активом
В целях обеспечения сохранности и проведения в дальнейшем работ по реставрации и ремонту скульптурные памятники, стелы, мемориальные доски и другие памятные знаки, устанавливаемые с целью увековечивания памяти защитников Родины, подлежат учету.
В пунктах 7, 8 СГС «Основные средства», пункте 38 Инструкции № 157н установлены признаки основных средств:
- срок службы более двенадцати месяцев;
- неоднократное или постоянное использование субъектом.
В соответствии с указанными нормами памятные сооружения подпадают под определение основных средств. При этом постоянным использованием можно считать проведение соответствующих мероприятий рядом с мемориалом, возложение цветов, патриотическое воспитание.
Признание объекта в учете осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного соответствующим первичным (сводным) учетным документом.
Для целей бюджетного (бухгалтерского) учета организациями государственного сектора в случаях, предусмотренных федеральными стандартами, если иное не установлено уполномоченными органами государственного регулирования бухгалтерского учета, применяется Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст (далее — ОКОФ).
ОКОФ инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ, относит к группировке «Сооружения».
Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
В ОКОФ к сооружениям отнесены только исторические памятники. Полагаем, что по аналогии к указанной группе правомерно отнести созданный нефинансовый актив, такой как памятник (монумент, мемориал), не являющийся исторической ценностью, к виду основных фондов «Сооружения».
В случае отсутствия позиций в ОКОФ для объектов учета, которые являются основными средствами, комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения вправе принять решение по отнесению указанных объектов к соответствующей группе кодов указанного классификатора и определению сроков их полезного использования. Например, памятный знак можно отнести к группировке 220.42.99.19 «Сооружения гражданские прочие, не включенные в другие группировки».
Расходы на изготовление и установку памятного знака отражаются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, если работы осуществляются в рамках одного договора.
Если в целях создания объекта заключены отдельные договоры, то расходы на приобретение памятника в собранном (готовом) виде отражаются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств», составляющих элементов памятника — по подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ, а на установку — по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.
Статьи (подстатьи) КОСГУ применяются в увязке с видом расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н).
Отметим, что на практике мемориальные доски часто не признают активом и не включают в состав основных средств или материальных запасов, считая, что они не приносят экономических выгод учреждению и не имеют полезного потенциала. В этом случае расходы на изготовление и установку мемориальной доски относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).
Из бесхозяйного — в казну
Памятники, не закрепленные за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляют имущество казны (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ). Они могут быть изначально сооружены как объект федеральной (региональной, муниципальной) собственности, а могут быть выявлены как бесхозяйное недвижимое имущество.
Органам власти территории, на которых находятся такие объекты, следует признать право собственности на них и учесть в бюджетах расходы на их содержание.
Признание права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество может происходить в следующем порядке:
- подготовка технического плана объекта с характеристиками, в которые могут входить:
- наименование;
- описание;
- точное местонахождение;
- дата обнаружения;
- иные данные;
- постановка объекта недвижимости на государственный кадастровый учет;
- регистрация объекта в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) как бесхозяйного имущества;
- обращение в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности (по истечении года после регистрации объекта в Росреестре);
- в случае положительного решения суда закрепить объект на праве оперативного управления.
Поступление имущества, составляющего казну, необходимо оформить первичным учетным документом, который будет являться основанием для принятия его к учету (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 20 СГС «Концептуальные основы»).
Документы, которые могут быть основанием для принятия к учету имущества казны, следующие:
Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (далее — Акт (ф. 0504101));
- реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности;
- распоряжение главы публично-правового образования;
- свидетельство о регистрации права на объект;
- иные документы, предусмотренные правовым актом по бюджетному учету казны.
В учете органа власти до признания права собственности объект памяти является бесхозяйным имуществом и учитывается на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
После регистрации права собственности признание в учете отражается записями:
Дебет 1 108 51 310
«Увеличение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
Кредит 1 401 10 199
«Доходы от прочих неденежных безвозмездных поступлений в сектор государственного управления»
— принят объект к учету в составе имущества казны после вынесения решения об обращении в собственность органа местного самоуправления с одновременным уменьшением забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование».
Передача (получение) объекта нефинансовых активов между органами государственной власти и государственными учреждениями осуществляется по балансовой стоимости.
Первоначальная стоимость объектов нефинансовых активов, полученных учреждением в результате необменной операции, определяется в порядке, установленном СГС «Основные средства».
Для определения справедливой стоимости комиссия по поступлению и выбытию активов органа местного самоуправления использует данные об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, экспертные заключения о стоимости аналогичных материальных ценностей (п. 25 Инструкции № 157н, п. 22 СГС «Основные средства»).
При передаче объекта учреждению передающая сторона оформляет Извещение (ф. 0504805) и Акт (ф. 0504101) в двух экземплярах. В учете передающей стороны безвозмездная передача объекта из состава имущества казны в оперативное управление учреждению того же уровня бюджета отражается следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 1 401 20 281
«Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера организациям»
Кредит 1 108 51 410
«Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
— передан памятный объект с закреплением права оперативного управления.
В учете принимающей стороны оформляется бухгалтерская запись:
Дебет 0 101 12 310
«Увеличение стоимости нежилых помещений (зданий и сооружений) — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 195
«Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора»
— принят к учету памятный объект.
Передача имущества в оперативное управление бюджетному учреждению отражается в расчетах с его учредителем:
Дебет 0 401 10 172
«Доходы от выбытия активов»
Кредит 0 210 06 661
«Уменьшение расчетов с учредителем»
— сформированы расчеты с учредителем в отношении принятого к учету объекта памяти, закрепленного за учреждением собственником этого имущества.
В учете учредителя на сумму балансовой стоимости закрепленного за бюджетным учреждением имущества формируется бухгалтерская запись:
Дебет 0 204 33 530
«Увеличение стоимости участия в государственных (муниципальных) учреждениях»
Кредит 0 401 10 172
«Доходы от выбытия активов».
Создание объекта памяти
Финансирование расходов на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий может осуществляться за счет средств бюджетов разных уровней в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной Законом № 4292-1, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц (п. 12 Закона № 4292-1).
Учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, вправе создать объект памяти за счет источника финансового обеспечения 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)». Также финансирование одного объекта может быть осуществлено одновременно из разных источников.
Например, на сооружение памятного знака учреждением были использованы собственные средства и субсидии на иные цели. В учете учреждения были сформированы бухгалтерские записи[1]:
Дебет 2 106 ХХ 310, 5 106 ХХ 310
«Увеличение вложений в основные средства»
Кредит 2 302 ХХ 73Х, 5 302 ХХ 73Х
«Увеличение кредиторской задолженности»
— отражены вложения в первоначальную стоимость объекта нефинансового актива за счет разных источников финансирования.
С учетом дальнейшего содержания объекта вложения, осуществленные за счет собственных средств учреждения, переводятся на вид финансового обеспечения 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» (с разрешения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя):
Дебет 2 304 06 832, 5 304 06 832
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 2 106 ХХ 410, 5 106 ХХ 410
«Уменьшение вложений в основные средства»;
Дебет 4 106 ХХ 310
«Увеличение вложений в основные средства»
Кредит 4 304 06 732
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами».
Созданное основное средство признается в учете по коду вида финансового обеспечения 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» (с разрешения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя):
Дебет 4 101 ХХ 310
«Увеличение стоимости основных средств»
Кредит 4 106 ХХ 310
«Увеличение вложений в основные средства».
Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом сумм НДС, предъявленных субъекту учета поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания (сооружения и (или) изготовления) объекта основных средств в рамках деятельности субъекта учета, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 15 СГС «Основные средства»).
На каждый инвентарный объект открывается Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031) (далее — Инвентарная карточка (ф. 0504031)). Она заполняется на основании первичных учетных документов по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива, в том числе Акта (ф. 0504101), Приходного ордера (ф. 0505207), паспортов заводов-изготовителей, технической и иной документации, характеризующей объект, принимаемый к учету.
Аналитический учет в Инвентарных карточках (ф. 0504031) ведется в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества (п. 54 Инструкции № 157н).
Памятный знак может быть признан в учете как отдельный инвентарный объект, так и в составе комплекса — мемориала, парка, благоустроенной оформленной площадки.
Прямая обязанность: восстановление, содержание, благоустройство
Согласно положениям Закона № 4292-1 в число обязанностей органов местного самоуправления входят:
- восстановление пришедших в негодность воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших (п. 7);
- осуществление мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях (п. 11).
В целях содержания объектов памяти в надлежащем состоянии следует установить ответственных должностных лиц. Контроль состояния памятника и прилегающих к нему территорий проводится путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций. При необходимости проводятся ремонтно-восстановительные работы.
Деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная в том числе на поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, на содержание территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий является благоустройство территории (п. 36 ст. 1 ГрК РФ).
Свод правил «Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», утвержденный приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. № 972/пр, к объектам благоустройства относит территории различного функционального назначения, на которых проводятся мероприятия по инженерной подготовке к озеленению, по устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленные на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Таким образом, ремонт объектов памяти, уборка территории, на которой они находятся, озеленение, освещение, асфальтирование, укладка плитки и иные работы могут проводиться в рамках благоустройства.
Отметим, что согласно Закону от 6 октября 2003 г. № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории устанавливают органы местного самоуправления, а в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) — органы власти субъектов России (подп. 19 п. 1 ст. 14, подп. 25 п. 1 ст. 16, подп. 10 п. 1 ст. 16.2, п. 1.1 ст. 17).
Исполнение этих правил возлагается на всех без исключения владельцев, пользователей имущества и земель, включая государственные (муниципальные) учреждения.
При необходимости для выполнения работ по благоустройству памятников, территорий, где они расположены, привлекаются сторонние организации, с которыми заключают договоры в соответствии с Законами № 44‑ФЗ, 223‑ФЗ.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ утверждены постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100 (далее — Постановление № 100), согласно которому для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений применяются Акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), которая составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком — заказчику (застройщику).
К комплексу мер по ремонтно-восстановительным работам объектов памяти можно отнести:
- разработку проектной документации;
- услуги (работы) по ремонту или восстановлению функциональных свойств;
- приобретение материалов для проведения ремонтных работ (как для передачи подрядчику, так и хозяйственным способом).
В рамках сформированной учетной политики бюджетное учреждение устанавливает порядок применения указанных первичных учетных документов, поскольку подписание акта выполненных работ (или выполненных подэтапов работ) по договору строительного подряда является передачей результата выполненных работ (или этапа работ) подрядчиком и приемкой таких работ заказчиком.
Расходы, осуществляемые в целях благоустройства, в зависимости от экономического содержания в учете отражаются по статьям (подстатьям) КОСГУ:
310 «Увеличение стоимости основных средств» — при создании объектов основных средств;
34Х «Увеличение стоимости материальных запасов» — при покупке материальных запасов;
225 «Работы, услуги по содержанию имущества» — при оплате работ и услуг, произведенных в целях содержания, ремонта, обслуживания, поддержания и (или) восстановления уже имеющихся объектов;
226 «Прочие работы, услуги» — при оплате работ, услуг, не связанных с ремонтом и не формирующих капвложения (разбивка клумб, высадка рассады, цветов и др.);
228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» — при оплате работ, услуг, формирующих капвложения (услуги, работы, осуществляемые для целей капитальных вложений в нефинансовые активы, например, по установке (монтажу) основных средств, высадке саженцев многолетних насаждений).
Расходы на благоустройство отражаются в увязке с видом расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», а в случае проведения капитального ремонта — с элементом вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».
Работы, связанные с реконструкцией, реставрацией объекта, приводящие к увеличению его балансовой стоимости, отражаются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ и кодам вида расходов 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями», 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности».
Пример
В рамках проведения восстановительных работ обелиска учреждение заключило договор на проведение косметического ремонта иждивением подрядчика.
Договором предусмотрена оплата по факту выполненных работ на основании Актов выполненных работ КС-2, Справки о стоимости выполненных работ КС-3, счета-фактуры и др. документов.
Работы выполнены в полном объеме, сторонами подписан акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) (далее — Акт (ф. 0504103)).
Расходы по оплате заключенного с подрядчиком контракта на проведение работ по косметическому ремонту обелиска отнесены на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» в увязке с кодом вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».
Первоначальная стоимость объекта не изменилась. Информацию о проведенном ремонте следует отразить в Инвентарной карточке (ф. 0504031), открытой на этот объект.
В учете учреждения проведение ремонта отражается записями[2]:
Дебет 0 401 20 225, 0 109 ХХ 225
«Расходы на работы, услуги по содержанию имущества», «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг по содержанию имущества»
Кредит 0 302 25 73Х
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
— отражена стоимость услуг (работ) подрядчика по проведению косметического ремонта на основании Акта (ф. 0504103);
Дебет 0 302 25 83Х
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит 0 201 11 610, 1 304 05 225
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по содержанию имущества»
— произведена оплата косметического ремонта согласно договору.
Цветы героям
Возложение цветов, венков, гирлянд к памятным объектам давно стало традицией. Почтить павших может как гражданин, так и юридическое лицо. Как и любой факт хозяйственной деятельности, возложение цветов и иных атрибутов отражается в учете учреждения.
В пункте 5 Методических рекомендаций по применению СГС «Запасы», направленных письмом Минфина России от 1 августа 2019 г. № 02-07-07/58075 (далее — Методические рекомендации), указано, что расходы на приобретение (изготовление) венков, цветов, а также оплата услуг по их изготовлению в целях возложения к памятникам и памятным знакам относятся на финансовый результат текущего года без отражения на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».
Приведена следующая запись:
Дебет 0 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 0 105 00 000
«Материальные запасы».
В то же время в инструкциях по учету для списания материальных запасов счет 0 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги» не предусмотрен (п. 26 Инструкции № 162н, п. 37 Инструкции № 174н, п. 37 Инструкции № 183н).
Рассмотрим, какой код КОСГУ применяется у счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» при отнесении на финансовый результат приобретения венков и цветов для возложения.
Хотя в пункте 5 Методических рекомендаций указано на применение расходной статьи по оплате услуг, приобретаемые материальные ценности — цветы, венки, гирлянды и прочие атрибуты, предназначенные для возложения к памятникам, в целях бухгалтерского учета признаются активами и подлежат отражению в составе прочих материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы». Их приобретение и списание отражаются записями:
Дебет 0 106 34 346
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество»
Кредит 0 302 26 73X, 0 208 26 667
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам», «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих работ, услуг»
— отражены вложения в приобретение (изготовление) венков, цветов для возложения к памятным знакам;
Дебет 0 105 36 346
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 34 346
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество»
— приняты к учету венки, цветы для возложения к памятным знакам;
Дебет 0 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 0 105 36 446
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
— списаны венки, цветы, возложенные к памятным знакам.
Минфин России в письме от 14 мая 2021 г. № 02-08-10/37258 разъяснил применение КОСГУ в отношении расходов на приобретение ритуальных венков. Ведомство указало, что отражение расходов зависит от их экономического содержания.
В соответствии с пунктом 10.2.6 Порядка № 209н на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221–225, 227–229 КОСГУ, в том числе операции по приобретению (изготовлению) венков, цветов в целях возложения к памятникам и памятным знакам, а также другие аналогичные расходы.
Таким образом, расходы на приобретение (изготовление) венков, цветов, а также оплата услуг по их изготовлению в целях возложения к памятникам и памятным знакам относятся на финансовый результат текущего года с отражением по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
[1] Бухгалтерские записи приводятся без учета на счетах санкционирования, принятия обязательств.
[2] Бухгалтерские записи приводятся без учета на счетах санкционирования, авансовых платежей, забалансовых счетах.