Вопрос — Ответ

Вопросы по бюджетному (бухгалтерскому) учету

Вопрос: По какой стоимости — кадастровой или фактических капитальных вложений принять к учету недвижимое имущество, приобретенное по договору купли-продажи?

Ответ:

В соответствии с пунктом 23 Инструкции № 157н, пунктом 14 СГС «Основные средства» объекты нефинансовых активов принимаются к учету по их первоначальной стоимости.

В силу пункта 15 СГС «Основные средства» первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций, определяется в сумме фактических капитальных вложений, которые включают:

  • цену приобретения, в том числе таможенные пошлины, невозмещаемые суммы НДС (иного налога), за вычетом полученных скидок (вычетов, премий, льгот);
  • любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации;
  • суммы затрат на демонтаж и вывод объекта основных средств из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен, известные на момент принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету.

Из этого правила есть исключения. Например, земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются по кадастровой стоимости (п. 142 Инструкции № 157н). В отношении иного недвижимого имущества таких исключений не предусмотрено.

Таким образом, недвижимое имущество (кроме земельных участков), приобретенное по договору купли-продажи, принимается к учету по первоначальной стоимости в сумме фактических капитальных вложений.

Вопрос: На каком счете подлежат отражению вложения (инвестиции) в объекты незавершенного строительства, находящиеся в муниципальной собственности?

Ответ:

Правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее — правообладатель) и подлежащем учету в реестрах, установлены Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30 августа 2011 г. № 424 (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка объектом учета в реестрах является в том числе находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. При этом право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (ст. 131 ГК РФ).

В случае соответствия указанных объектов собственности критериям признания актива, определенным СГС «Концептуальные основы», информация о них подлежит отражению в бюджетном учете на соответствующих балансовых счетах.

Вложения (инвестиции) в объеме фактических затрат в объекты недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств и (или) объектов, составляющих государственную (муниципальную) казну, как при их строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), так и при приобретении подлежат отражению на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (п. 127 Инструкции № 157н). Такое мнение Минфин России выразил в письме от 16 сентября 2021 г. № 02-07-10/75261.

Вопрос: В бюджетном учреждении имеется лабораторное оборудование (объект основных средств) для химического анализа, полученное по договорам безвозмездного пользования от коммерческой организации на срок восемнадцать месяцев. При принятии объекта к учету выяснилось, что отсутствуют данные о стоимости, сроке полезного использования, проценте износа, сумме амортизации, справедливой стоимости и процентной ставке за пользование. Можно ли не учитывать это оборудование на балансе учреждения? Вправе ли учреждение считать это арендой, и если да, то какой: операционной или финансовой?

Ответ:

СГС «Аренда» выделяет операционную и финансовую аренду и устанавливает признаки для каждого вида.

Операционная аренда характеризуется сроком отношений, меньшим и не сопоставимым с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении (подп. «а» п. 12 СГС «Аренда»).

В числе классифицирующих признаков финансовой аренды названы:

  • сопоставимость срока пользования и оставшегося срока полезного использования переданного (полученного) в пользование имущества;
  • передача права собственности на переданное в пользование имущество по истечении срока пользования (подп. «а», «в» п. 13 СГС «Аренда»).

Для классификации типа возникших отношений по пользованию имуществом и отражению объектов арендных отношений в учете необходимо проанализировать условия заключенного договора.

В целях определения срока полезного использования определите принадлежность объекта к той или иной группе. Так как в вопросе не указано, какое конкретно оборудование получено учреждением, рассмотрим объекты, прямо не указанные в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст. В документе установлена группа 330.26.51.53 — «Приборы и аппаратура для физического или химического анализа, не включенные в другие группировки».

Срок полезного использования объекта определяется по наибольшему сроку, установленному для амортизационных групп постановлением Правительства России от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (п. 35 СГС «Основные средства»).

В зависимости от наименования объекта имущество группы 330.26.51.53 распределено на две амортизационные группы — третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно и пятую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно. Следовательно, срок действия договора безвозмездного пользования необходимо будет сравнивать с 5 или с 10 годами.

Срок действия договора (восемнадцать месяцев) существенно меньше сроков полезного использования имущества третьей и пятой амортизационных групп, что позволяет высказать профессиональное суждение об отнесении данного договора к операционной аренде.

Объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования, являются объектами учета аренды на льготных условиях и отражаются в бухгалтерском балансовом учете пользователя в следующем порядке:

  • право пользования активом признается по справедливой стоимости арендных платежей;
  • разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом и подлежит обособленному учету (п. 27, 27.1, 27.2 СГС «Аренда»).

Под справедливой стоимостью арендных платежей понимается стоимость, определенная на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен — как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (п. 26 СГС «Аренда»).

Таким образом, лабораторное оборудование для химического анализа, полученное по договорам безвозмездного пользования от коммерческой организации на срок восемнадцать месяцев, должно быть учтено в бухгалтерском учете бюджетного учреждения. Срок полезного использования объектов в сравнении со сроком действия договора пользования позволяет сделать предположение об операционном типе арендных отношений.

Вопрос: Учреждение получило от другого ведомства в безвозмездное срочное пользование на семь месяцев объект основных средств — здание, находящееся в муниципальной собственности. Пользование активом квалифицировали как операционную аренду. Для принятия объекта к учету необходимо определить справедливую стоимость арендных платежей. Какие источники информации о справедливой стоимости арендных платежей можно использовать?

Ответ:

Объекты учета аренды, признаваемые в составе нефинансовых активов и возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования или в рамках договоров аренды (имущественного найма), пре­дусматривающих предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости, отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен — как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (п. 26 СГС «Аренда»).

При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах:

  • либо полученные субъектом учета от независимых экспертов (оценщиков);
  • либо сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).

При определении справедливой стоимости выпадающих доходов от арендных платежей при заключении договоров безвозмездного пользования возможно использование данных о сложившейся практике сдачи в аренду аналогичных объектов имущества в сравнимых обстоятельствах. Например, можно руководствоваться информацией о стоимости арендной платы, предусмотренной за квадратный метр по аналогичным объектам имущества (помещениям), расположенным на территории одного муниципального образования, в котором находится объект имущества, предоставляемый в безвозмездное пользование.

Указанная информация может сообщаться учреждениям по запросу в целях ее использования в качестве справедливой стоимости при передаче (получении) ими объектов государственной собственности в аренду либо безвозмездное пользование (письмо Минфина России от 15 февраля 2019 г. № 02-07-10/9733).

При определении справедливой стоимости арендных платежей необходимо руководствоваться принципом осмотрительности, то есть обеспечивать приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая указанные объекты учета по самым консервативным оценкам — не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы.

Таким образом, учреждение при определении справедливой стоимости арендных платежей может воспользоваться информацией о размере арендных платежей за квадратный метр арендуемой площади, которую предоставит по запросу орган муниципальной исполнительной власти, уполномоченный по вопросам управления недвижимостью (КУИ, КУМС и др.).

Вопрос: Автономное учреждение безвозмездно получило земельный участок в постоянное бессрочное пользование. Нужно ли указывать его стоимость в плане ФХД?

Ответ:

Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н (далее — Требования).

План ФХД должен составляться на основании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат (п. 8 Требований).

Основания для внесения корректировок в показатели плана ФХД в течение текущего финансового года закреплены в пункте 12 Требований. В их числе изменение объемов безвозмездных поступлений от юридических и физических лиц (подп. «б» п. 12 Требований).

Из положений Требований следует, что в случае безвозмездного получения в постоянное бессрочное пользование земельного участка сведения о его стоимости должны быть внесены в план ФХД.

Вопрос: Требуется ли согласие собственника бюджетного учреждения на списание запасных частей, относящихся к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ), со счета 0 105 00 000 «Материальные запасы»?

Ответ:

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (п. 10 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 298 ГК РФ).

Особенности списания движимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями (включая государственные академии наук и их подведомственные организации), федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов России, установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства России от 14 октября 2010 г. № 834 (далее — Положение).

Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (п. 5 Положения).

Таким образом, списание особо ценного движимого имущества независимо от счета его учета требует решения собственника.

Вопрос: Какой порядок отражения в бюджетном учете информации о предоставленной единовременной субсидии на приобретение жилого помещения гражданским служащим?

Ответ:

Инструкцией № 157н в целях систематизации информации по использованию предоставленных единовременных субсидий на приобретение жилых помещений федеральными государственными служащими в соответствии с Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства России от 27 января 2009 г. № 63 (далее — Правила № 63), преду­смотрен забалансовый счет 29 «Предоставленные субсидии на приобретение жилья». Порядок ведения забалансового счета 29 «Предоставленные субсидии на приобретение жилья» определяется в рамках учетной политики субъекта учета, предоставившего единовременную жилищную субсидию.

Расчет единовременной выплаты должен осуществляться федеральным государственным органом строго согласно приложению 3 к Правилам № 63.

В соответствии с пунктом 30 Правил № 63 гражданский служащий, которому предоставлена единовременная выплата, обязан в течение одного месяца с даты государственной регистрации права собственности на приобретенное (построенное) жилое помещение представить в федеральный государственный орган (территориальный орган федерального государственного органа), осуществивший перечисление единовременной выплаты (далее — уполномоченный орган), выписку из Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) в отношении жилого помещения (части жилого помещения), которое было приобретено (построено) с использованием единовременной выплаты.

В случае направления средств единовременной выплаты на возврат кредита, за счет которого было приобретено жилое помещение и обязательства по которому были обеспечены ипотекой данного жилого помещения, гражданский служащий в течение одного месяца с даты погашения регистрационной записи об ипотеке обязан представить в федеральный государственный орган (территориальный орган федерального государственного органа), осуществивший перечисление единовременной выплаты, выписку из ЕГРН в отношении данного жилого помещения.

При направлении средств единовременной выплаты на частичный возврат кредита, за счет которого было приобретено жилое помещение и обязательства по которому были обеспечены ипотекой данного жилого помещения, гражданский служащий обязан представить в федеральный государственный орган (территориальный орган федерального государственного органа), осуществивший перечисление единовременной выплаты, документы банка (кредитной организации), содержащие информацию о досрочном возврате части кредита, произведенном с использованием средств единовременной выплаты. Указанные документы представляются в течение одного месяца с даты совершения указанных действий.

Если за счет единовременной выплаты приобретено несколько жилых помещений, то документы, предусмотренные пунктом 30 Правил № 63, представляются в отношении каждого из них.

Списание с забалансового счета 29 «Предоставленные субсидии на приобретение жилья» данных о субсидии следует осуществлять на основании представленной государственным гражданским служащим выписки из ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих использование единовременной жилищной субсидии на приобретение (постройку) объекта, по которому предоставляется выписка из ЕГРН (документов-оснований).

Состав документов, дополнительно представляемых к выписке из ЕГРН в целях подтверждения использования указанной субсидии по назначению, определяется гражданским служащим самостоятельно, например: документы, подтверждающие оплату за счет единовременной выплаты, или письменное подтверждение гражданского служащего об использовании объема средств.

При исключении гражданского служащего из реестра гражданских служащих в связи с его смертью (гибелью), признанием безвестно отсутствующим или объявленным умершим решением суда, вступившим в законную силу, в соответствии с пунктом 3 статьи 43 Закона от 27 июля 2004 г. № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дальнейшее отражение субъектом учета данных о предоставленной субсидии на забалансовом счете 29 «Предоставленные субсидии на приобретение жилья» не преду­смотрено. Информация, отраженная на забалансовом счете 29 «Предоставленные субсидии на приобретение жилья», субъектом учета подлежит списанию.

Вопросы по финансово­хозяйственной деятельности учреждений

Вопрос: Что важно учесть образовательному учреждению при расчете по итогам года процента выполнения государственного (муниципального) задания?

Ответ:

Согласно положениям пункта 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.

На основании пункта 3 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства России от 26 июня 2015 г. № 640 (далее — Положение № 640), в государственном задании могут быть установлены допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных значений показателей качества и (или) объема, если иное не установлено федеральным законом, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение — в отношении государственного задания или его части. Значения указанных показателей, устанавливаемые на текущий финансовый год, могут быть изменены только при формировании государственного задания на очередной финансовый год.

В региональных и муниципальных правовых актах закрепляется аналогичное правило. Однако некоторые субъекты России и муниципалитеты не пользуются данным расчетом, позволяющим вывести незначительное недовыполнение показателей в пределы нормы. В большинстве же регионов и муниципалитетов допустимые (возможные) отклонения вносятся в отчет о выполнении задания и участвуют в расчетах его фактических показателей. При использовании этой величины важно учитывать, в какой строчке задания проставлено допустимое отклонение.

Следовательно, согласно пункту 3 Положения № 640 и аналогичным порядкам, действующим в публично-правовых образованиях, предельные отклонения от плановых показателей качества или объема могут устанавливаться в отношении отдельной услуги, задания в целом или его части. От этого зависит область применения величины отклонения.

Для подтверждения данной позиции рассмотрим пример из судебной практики.

Так, постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 декабря 2020 г. № Ф02-6327/2020 по делу № А58-11981/2019 (определением Верховного суда РФ от 19 марта 2021 г. № 302-ЭС21-2928 отказано в передаче дела № А58-11981/2019 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления) было удовлетворено требование учреждения о признании незаконными предписания вернуть остаток субсидии и представления финансового органа.

Таким образом, самый важный элемент расчета, влияющий на итоговые показатели выполнения задания, а значит, и на факт признания его выполненным, это допустимые отклонения.

Вопрос: Расхождение плановых и фактических значений, отраженных в годовом отчете о выполнении задания, вызвано ограничительными мерами, вводимыми в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Будет ли в этом случае задание, выданное на 2021 год, признано невыполненным и нужно ли образовательному учреждению возвращать средства субсидии?

Ответ:

Объем финансового обеспечения задания, определяемый на основании Положения № 640 и аналогичных порядков, действующих на той или иной территории, рассчитывается исходя из обычных условий финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Кроме того, в письме Минфина России от 13 августа 2020 г. № 02-06-10/73034 разъясняется, что с учетом предписаний пункта 38 Положения № 640, согласно которому нормативные затраты учитываются при формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, расчет объема финансового обеспечения осуществляется на плановый период (очередной финансовый год) исходя из обычных условий ведения финансово-хозяйственной деятельности (без учета чрезвычайных ситуаций).

Следовательно, введение ограничительных мер не относится к обычным условиям, а потому расчет финансового обеспечения (суммы возврата субсидии) должен быть иным.

Согласно положениям пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в порядке, установленном для федеральных государственных учреждений Правительством России.

В соответствии с пунктом 20 статьи 2.1 Закона от 12 ноября 2019 г. № 367‑ФЗ требования к выполнению государственных и муниципальных заданий, выданных на 2020 год, были значительно смягчены.

Если учреждение какое-то время не работало (хотя бы частично) в связи с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции и по этой причине не достигло количественных и (или) качественных показателей, задание не считалось невыполненным. Возвращать остаток субсидии, выделенной на прошлый год, не пришлось.

Однако если образовательное учреждение проработало весь текущий год в штатном режиме, но не достигло установленных показателей, рассчитывать на послабление не придется. В отношении таких учреждений применяются обычные правила, закрепленные в Положении № 640 и аналогичных порядках, утвержденных в регионах и муниципальных образованиях.

Государственное (муниципальное) задание, установленное в отношении государственных (муниципальных) учреждений на 2021 год, не признается невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество и (или) объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), в связи с приостановлением (ограничением) в 2021 году деятельности указанных учреждений, связанным с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (п. 1 ст. 10 Закона от 29 ноября 2021 г. № 384‑ФЗ).

Поэтому, как и в прошлом году, послабление применят в ситуации, когда причиной превышения допустимых отклонений, а значит, и невыполнения задания станет приостановление или ограничение работы учреждения в 2021 году из-за распространения коронавирусной инфекции. Расхождение в годовом отчете плановых и фактических показателей не повлечет признания задания невыполненным и необходимости перечислить остаток субсидии в бюджет.

При невыполнении госзадания руководителя оштрафуют, если только в этом есть его вина.

Учреждением социального обслуживания населения допущено недостижение (превышение допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного задания, характеризующих объем оказываемых государственных услуг (выполняемых работ) по трем государственным услугам. За это орган контроля вынес постановление о наложении штрафа на директора по статье 15.15.5.1 КоАП России.

Не согласившись с данным постановлением, директор учреждения обратилась в суд с жалобой, в обосновании которой отмечено, что учреждением в адрес учредителя был направлен отчет с пояснительной запиской, в которой указаны отклонения от исполнения от запланированной величины по не зависящим от учреждения обстоятельствам и сказано о планировании внесения корректировки. Директором было предпринято все возможное в рамках своих полномочий, для того чтобы донести до учредителя необходимость изменения (корректировки) государственного задания в целях исполнения в рамках установленных допустимых отклонений. Аргументированы данные действия сложившимися и не зависящими от привлекаемого к административной ответственности лица обстоятельствами, такими как смертность, снятие с обслуживания получателей социальных услуг, ограничительные мероприятия. Учредитель не отреагировал на просьбу о корректировке госзадания.

Суд отменил постановление органа финансового контроля (решениеАпатитского городского суда Мурманской области от 27 декабря 2021 г. по делу № 12-124/2021).

Вопросы по налогообложению

Вопрос: Казенное учреждение приобрело за счет бюджетных средств в оперативное управление оборудование, которое было испорчено коммерческой организацией. Она возместила учреждению ущерб в размере рыночной стоимости этого оборудования. Учитывается ли полученный доход при расчете налога на прибыль?

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса к доходам для целей налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Налогового кодекса. Их перечень является исчерпывающим.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом на получателей средств целевого финансирования возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

В силу статьи 251 Налогового кодекса средства, полученные казенным учреждением в качестве возмещения ущерба, не поименованы в перечне доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль.

В состав внереализационных доходов налогоплательщика включаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба (п. 3 ст. 250 НК РФ).

К такому же мнению пришел Минфин России в письме от 25 мая 2021 г. № 03-03-06/3/40092. Ведомство указало, что средства, полученные казенным учреждением в качестве возмещения ущерба, нанесенного федеральному имуществу, учитываются при формировании базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов.

Вопрос: В соответствии с коллективным договором учреждение арендует квартиры для своих сотрудников. Облагаются ли расходы на аренду жилья для работников налогом на прибыль?

Ответ:

Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли не учитываются.

В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Глава 25 Налогового кодекса не содержит определения натуральной формы оплаты труда.

На основании положений статьи 11 Налогового кодекса по вопросам, связанным с выплатой заработной платы в натуральной форме, следует руководствоваться нормами Трудового кодекса.

Если расходы работодателя на аренду жилья для своих сотрудников являются формой оплаты труда и условием в трудовом договоре, то такие расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе расходов как заработная плата, выраженная в натуральной форме, при соответствии критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама