Отчетная пора

#?24240?# Не за горами отчетность за девять месяцев. Как показывает практика, изменения в составлении отчетности, вступившие в силу с 1 января 2008 года, вызывают немало вопросов у бухгалтеров. Поэтому мы решили подробно разобрать основные моменты.

С.В. Сивец,
 начальник отдела методологии бюджетного учета,
бюджетной отчетности и бюджетной классификации
Департамента бюджетной политики Минфина России


Для каждого участника бюджетного процесса приведен свой перечень форм бюджетной отчетности.

Согласно пункту 11 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н (далее — Инструкции №72н), в состав бюджетной отчетности для главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета включаются:
  • Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);
  • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  • Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);
  • Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137) (представляется учреждением (обособленным подразделением), имеющим право осуществлять иную приносящую доход деятельность);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
  • Пояснительная записка (ф. 0503160).
В отдельных случаях, связанных с реорганизацией (ликвидацией) бюджетного учреждения, составляется разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230).

Дополнительные формы бюджетной отчетности к формам, утвержденным Инструкцией № 72н, для представления в составе бюджетной отчетности могут быть установлены:
  • главным распорядителем средств бюджета — для подведомственных ему распорядителей, получателей средств бюджета;
  • органом, организующим исполнение бюджета, — для главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета; для своих территориальных органов, организующих исполнение бюджета;
  • органом, организующим исполнение бюджета, ответственным за формирование отчета об исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, — для органов, организующих исполнение бюджетов, включаемых в отчет об исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
  • органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, — для своих территориальных органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения соответствующего бюджета.
ВНИМАНИЕ
Бюджетная отчетность представляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи. Порядок представления устанавливается главным распорядителем средств бюджета, финансовым органом, и органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета с обязательным обеспечением защиты информации.


Некоторые особенности составления отчетности в 2008 году

Форма 0503125 «Справка по консолидируемым расчетам» (далее — Справка)

Она служит единым для всех основанием по исключению взаимосвязанных показателей при формировании сводной (консолидированной) бюджетной отчетности. Справка составляется раздельно по счетам бюджетного учета, показатели которых подлежат исключению, и раздельно по бюджетной и приносящей доход деятельности. Справка формируется получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором, осуществляющим полномочия главного администратора) источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом, главным администратором (администратором, осуществляющим полномочия главного администратора) доходов бюджета консолидированных форм бюджетной отчетности. При формировании указанной справки необходимо произвести обязательную выверку с контрагентами. Справка представляется на следующие отчетные даты:

  • ежемесячно — в части определения взаимозависимых показателей по денежным расчетам и неденежным расчетам в части некассовых операций;
  • на 1 января года, следующего за отчетным, — по денежным и неденежным расчетам;
  • на иную отчетную дату, установленную органом, уполномоченным формировать консолидированные формы бюджетной отчетности (см. таблицу ).

 таблица к отчетности


Справка составляется нарастающим итогом с начала финансового года на основании данных, отраженных на отчетную дату по следующим счетам:
  • 0 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» — для консолидации внутренних расчетов между главным распорядителем (распорядителем) и получателями бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета по движению между ними финансовых, нефинансовых активов и обязательств, в том числе в рамках приносящей доход деятельности в части денежных расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением без юридического лица;

ВНИМАНИЕ
По счету 2 304 04 000 по неденежным расчетам операций быть не должно.

  •  0 401 01 241 «Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям», 0 401 01 180 «Прочие доходы» — для консолидации расчетов по безвозмездной и безвозвратной передаче (получению) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям средств одного бюджета, а также между главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств и подведомственными ему учреждениями в рамках приносящей доход деятельности, в том числе по централизации и распределению денежных средств;
  • 1 401 01 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», 1 401 01 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 1 302 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» — для консолидации расчетов по безвозмездной и безвозвратной передаче (получению) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между учреждениями разных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • 1 205 05 560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 1 205 05 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 1 206 12 560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», 1 206 12 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» — для консолидации расчетов по поступлениям (перечислениям) авансов в порядке межбюджетных отношений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и их возвратам;
  • 1 207 02 540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», 1 301 01 710 «Увеличение задолженности по внутренним долговым обязательствам» — для консолидации расчетов по предоставлению бюджетных кредитов и осуществлению заимствований между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в части начисленных сумм процентов, штрафных санкций, пеней и иных поступлений (выбытий) по предоставленным бюджетным кредитам (полученным долговым обязательствам);
  • 1 207 02 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», 1 301 01 810 «Уменьшение задолженности по внутренним долговым обязательствам» — для консолидации расчетов по возврату бюджетных кредитов и погашению заимствований между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в части оплаченных процентов, штрафных санкций, пеней и иных поступлений (выбытий) по предоставленным бюджетным кредитам (полученным долговым обязательствам);
  • 1 206 12 000 «Расчеты по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», 1 205 05 000 «Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» — для консолидации сумм дебиторской задолженности по неиспользованным суммам авансовых перечислений (поступлений) между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • 1 207 02 000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», 1 301 01 000 «Расчеты с кредиторами по внутренним долговым обязательствам» — для консолидации сумм дебиторской и кредиторской задолженности по внутренним долговым обязательствам между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
ВНИМАНИЕ
В целях формирования бюджетной отчетности и обеспечения консолидации взаимозависимых показателей расчетов с федеральным бюджетом, государственными внебюджетными фондами применяются следующие коды ОКАТО:
• федеральный бюджет — 00 000 001;
• бюджет Пенсионного фонда РФ — 00 000 006;
• бюджет Федерального фонда социального развития — 00 000 007;
• бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования — 00 000 008;
• бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования — 00 000 009. При этом 1–2 разряд кода ОКАТО территориального фонда обязательного медицинского страхования должен соответствовать коду ОКАТО субъекта РФ, утверждающего бюджет территориального фонда, 3–5 разряд должен соответствовать коду ОКАТО административного округа, входящего в состав бюджета субъекта РФ.


Форма 0503127 «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета».

При составлении отчетов об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя бюджетных средств (отчет ф. 0503127) необходимо обратить внимание на следующие моменты:
1. В графе 3 отчета ф. 0503127 отражаются коды бюджетной классификации РФ соответственно по разделам отчета: коды классификации расходов бюджета без отражения группировочных кодов, коды классификации доходов, коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

2. Заполнение графы 4 осуществляется:
  • по разделу «Доходы бюджета» — главным администратором доходов бюджета в части, закрепленных за ним доходов бюджета, по которым законом (решением) о бюджете утверждены плановые показатели на текущий финансовый год;
  • по разделу «Расходы бюджета» на основании данных по соответствующим счетам раздела «Санкционирование расходов бюджетов» плана счетов бюджетного учета — главным распорядителем (распорядителем, получателем) бюджетных средств на основании данных по соответствующим счетам счета 1 503 11 000 «Бюджетные ассигнования» в сумме утвержденных (доведенных) бюджетных ассигнований на текущий финансовый год согласно утвержденной бюджетной росписи с учетом последующих изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату;
  • по разделу «Источники финансирования дефицита бюджета» — главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета в части закрепленных за ним источников финансирования дефицита бюджета в сумме утвержденных (доведенных) бюджетных ассигнований на текущий финансовый год согласно утвержденной бюджетной росписи с учетом последующих изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату.
Форма 0503137 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета».

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя бюджетных средств (ф. 0503137) (далее — отчет ф. 0503137) составляется получателем бюджетных средств на основании данных по кассовому исполнению сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.

При составлении отчета ф. 0503137 обратите внимание на следующий момент: по строкам 820, 821, 822 графы 4 раздела «Источники финансирования дефицита» отражаются плановые показатели поступлений, выбытий денежных средств при осуществлении расчетов между головным учреждением и его обособленным подразделением без образования юридического лица через счета, открытые для отражения операций в рамках по приносящей доход деятельности в следующем порядке:
  • по строке 821 отражается плановый показатель поступлений денежных средств со знаком «минус»;
  • по строке 822 отражается плановый показатель выбытий денежных средств со знаком «минус»;
  • показатель по строке 820 равен сумме строк 821 и 822.

ВНИМАНИЕ
Бюджетная отчетность составляется:
• на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных для главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицитов бюджета, финансовым органом бюджета, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;
• на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями средств бюджета, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицитов бюджета, финансовым органом бюджета, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета, обобщенных путем суммирования одноименных показателей и исключения взаимосвязанных показателей по позициям консолидируемых форм бюджетной отчетности.

Отдельные вопросы по отчетности

1. Приказами Минфина России от 10 июня 2008 г. № 59н и от 28 марта 2008 г. № 37н были внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н (далее Указания № 74н). В соответствии с внесенными изменениями главным администраторам доходов бюджетов и главным администраторам источников финансирования дефицита бюджетов необходимо обеспечить внесение изменений в нормативно-правовые акты, закрепляющие полномочия администратора доходов и источников финансирования дефицита бюджетов территориальными органами и учреждениями. После этого администраторам доходов и источников финансирования дефицита бюджета необходимо уточнить вид и принадлежность платежей, поступивших и возвращенных до вступления в силу изменений по каждому расчетному документу, включая расчетные документы на возврат излишне уплаченных средств, на основании:
  • уведомления администратора поступлений в бюджет об уточнении  вида и принадлежности поступления (приложения 1 и 2 к Порядку учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 16 декабря 2004 г. № 116н).


ВНИМАНИЕ
Операции по уточнению доходов и источников финансирования дефицита бюджетов, произведенные до 1 октября 2008 года, отражаются в бюджетной отчетности по состоянию на 1 октября 2008 года.

В дальнейшем при выходе приказов Минфина России о внесении изменений в Указания № 74н администраторам доходов и источников финансирования дефицита бюджетов необходимо с момента введения в действие приказов представить в территориальные органы Федерального казначейства соответствующие уведомления.

2. Возвраты сумм дебиторской задолженности прошлых лет, поступающие в доход бюджета, должны отражаться по классификации доходов, а не по классификации расходов.

3. Финансирование некоторых бюджетных учреждений осуществляется за счет бюджетов разных уровней: федерального, бюджета субъекта, местных бюджетов и иных поступлений. Это, например, учреждения системы МВД. Как составляется и представляется в этом случае отчетность?

Получатель бюджетных средств формирует и представляет бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств (ст. 162 БК РФ). Финансовое обеспечение расходов системы МВД РФ в соответствии с законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ  и местных бюджетов. Учреждения системы МВД должны вести учет по соответствующим бюджетам раздельно. Они обязаны составлять и представлять бюджетную отчетность получателя средств соответствующего бюджета в каждый уровень бюджета в отдельности. Данная отчетность составляется и представляется в порядке и объеме форм, установленных Инструкцией № 72н.


ВНИМАНИЕ
Указанный порядок бюджетного учета и отчетности действует до вступления в силу федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности федеральной и муниципальной милиции.

Отчетность главных администраторов (администраторов) доходов бюджета
Администратор поступлений в бюджет формирует бюджетную отчетность по операциям администрирования поступлений в бюджет в объеме форм месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, установленных для получателя средств бюджета. Бюджетная отчетность формируется раздельно по каждому бюджету бюджетной системы исходя из кода элемента доходов бюджета, источников финансирования дефицитов бюджетов.

Администратор поступлений в бюджет представляет бюджетную отчетность по операциям администрирования поступлений в бюджет органу, организующему исполнение бюджета, исходя из кода элемента доходов бюджета, источников финансирования дефицитов бюджетов в сроки, установленные органом, организующим исполнение бюджета. При этом в случае если администратор поступлений не является главным распорядителем, распорядителем, получателем средств бюджета, поступления в который он администрирует, то сроки представления бюджетной отчетности по операциям администрирования поступлений в этот бюджет подлежат согласованию между администратором поступлений в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и органом, организующим исполнение соответствующего бюджета (глава 5 Инструкции № 72н).

Минфин России издал письмо от 11 апреля 2008 г. № 02-14-07/1046. В соответствии с ним главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета представляют бюджетную квартальную отчетность за 2008 год в финансовый орган соответствующего бюджета или в орган, уполномоченный им на принятие бюджетной отчетности. Сроки и объем устанавливаются в соответствии с требованиями Инструкции № 72н, с учетом дополнений, указанных в письме.

Отчет по ф. 0503127 формируется главными администраторами (администраторами) доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета в рамках возложенных на них бюджетным законодательством полномочий, путем свода (консолидации) отчетов (ф. 0503127), представленных подведомственными им администраторами доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета с учетом следующих особенностей формирования показателей отчета в разделе «Доходы бюджета» формы 0503127:
  • по графе 3 отражаются коды классификации доходов бюджета Российской Федерации в части доходов, закрепленных за соответствующим главным администратором (администратором) доходов бюджета;
  • графа 4 заполняется главным администратором доходов бюджета в части закрепленных за ним доходов бюджета, по которым законом (решением) о бюджете утверждены плановые показатели на текущий финансовый год. По строкам, содержащим данные в графе 4, отражаются показатели по группе граф «Исполнено» и по графе 9 «Неисполненные назначения». По строкам, не содержащим данных в графе 4, графа 9 не заполняется.
У читателей журнала по администрированию доходов возник следующий вопрос: как представляется отчетность по распределенным и поступившим в бюджеты субъектов РФ доходов по коду элемента доходов 01, если учреждения субъекта РФ и муниципальных образований администраторами вышеуказанных доходов не являются? Разберемся по порядку.

Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством, а также в соответствии с доведенными главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых находятся администраторы доходов, правовыми актами. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995 главные администраторы доходов бюджетов при наделении своих территориальных органов полномочиями главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований определяют порядок и сроки представления бюджетной отчетности в орган, организующий исполнение соответствующего бюджета по доходам, зачисляемым в бюджет субъекта РФ, бюджет территориального государственного внебюджетного фонда и местный бюджет.

Бюджетная отчетность формируется администраторами поступлений по тем доходам бюджета РФ, которые закреплены за ними главным администратором доходов бюджета раздельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ, исходя из кода элемента, указанного в коде классификации администрируемого дохода. Федеральные органы исполнительной власти должны разработать и довести до подведомственных администраторов соответствующего дохода порядок выполнения ими бюджетных полномочий по администрированию:
  • начисления, учета администрируемых поступлений;
  • формирования и предоставления бюджетной отчетности, иных сведений, необходимых главному администратору доходов для выполнения возложенных на него Бюджетным кодексом полномочий.
Если учреждение наделено полномочиями администратора доходов, бюджетная отчетность, установленная Инструкцией № 72н, представляется главному администратору доходов бюджетов. Главный администратор в свою очередь представляет эту отчетность в финансовый орган соответствующего бюджета.

Федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные ими территориальные органы, администрирующие доходы с кодом элемента 01 «Федеральный бюджет», бюджетную отчетность в финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований представлять не должны.

Обратите внимание, что совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22 ноября 2005 г. № 02-14-10/3155, № 42-7.1-01/2.4-342 «О порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операций с поступлениями, распределяемыми между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» применяется в части, не противоречащей действующим нормативно-правовым актам.

В заключение хочется пожелать успехов в сдаче отчетности. Надеемся, что Инструкция № 72н, содержащая подробное описание порядка формирования бюджетной отчетности различными участниками бюджетного процесса, и разъяснения Минфина России позволят вам избежать ошибок.

Налоговая отчетность
Налоговая отчетность в основном изменений не претерпела. С 1 июля приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, а также определен порядок ее заполнения. В декларации скорректировано формирование показателей по расчету налога на прибыль с доходов в виде дивидендов, облагаемых по нулевой ставке, а также распределение авансовых платежей организациями, имеющими обособленные подразделения за границей. Также внесены изменения в разделы, посвященные списанию убытков прошлых лет. Добавились новые коды и строки для расшифровки конкретных доходов и расходов. Появились строки, отражающие расходы на приобретение предприятия как имущественного комплекса, а также расходы на покупку прав на приобретение земельного участка. Из декларации исключены строки, касающиеся сумм налога, учитываемых со времен переходного периода 2002 года, когда была введена глава Налогового кодекса о налоге на прибыль.



Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама