Вопрос — Ответ

Вопросы по бюджетному (бухгалтерскому) учету

Вопрос: В соответствии с пунктом 45 Инструкции № 157н в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, инвентарные объекты основных средств принимались к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359.

Согласно ОКОФ лифты относились к отдельной группе основных средств — код 14 2915260 «Лифты».

Таким образом, лифты, установленные в административном здании в 2012 году, были приняты к учету в составе основных средств на счет бюджетного учета 0 101 34 000 «Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения» как отдельные инвентарные объекты.

Согласно изменениям, внесенным в пункт 45 Инструкции № 157н приказом Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н (далее — Приказ № 124н), с 1 января 2015 года лифты не являются отдельными инвентарными объектами (входят в состав зданий). Приказ № 124н применяется при формировании показателей объектов учета в 2015 году.

Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном учете лифтов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2015 года, в рамках действия нормы Приказа № 124н в части внесения изменений в пункт 45 Инструкции № 157н.

Ответ:

Порядок учета коммуникаций внутри зданий, необходимых для их эксплуатации, в частности, подъемников и лифтов как входящих в состав здания и не являющихся отдельными инвентарными объектами, был добавлен в Инструкцию № 157н приказом Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н (далее — Приказ № 124н). Согласно пункту 2 Приказа № 124н его положения применяются при формировании показателей объектов учета в 2015 году.

По нашему мнению, порядок вступления в силу данного Приказа № 124н не предполагает ретроспективных корректировок и не требует изменения порядка учета лифтового оборудования как отдельных инвентарных объектов, если они были приняты к учету до 2015 года.

Что касается учета лифтов после вступления в силу Приказа № 124н: лифт не является отдельным инвентарным объектом, так как входит в состав здания и необходим для его эксплуатации (п. 45 Инструкции № 157н).

Код КОСГУ для расходов на замену лифта следует выбирать в зависимости от назначения, характера и вида произведенных работ.

Если лифтовое оборудование (в том числе комплектующие, детали) приобретается по отдельному договору (без монтажа), такие расходы следует относить на подстатью 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ (п. 99 Инструкции № 157н, п. 11.4.7 Порядка № 209н, письмо Минфина России от 2 июля 2019 г. № 02-08-05/48683).

Замену (монтаж) лифта по отдельному договору на используемом объекте недвижимости из ранее приобретенного оборудования следует отражать по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка № 209н, письма Минфина России от 3 сентября 2019 г. № 02-08-05/67818, от 10 февраля 2020 г. № 02-08-10/8681).

Если замена (монтаж) лифта включена в общую стоимость строительства объекта недвижимости, то все расходы следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 45 Инструкции № 157н, п. 11.1 Порядка № 209н).

Замену (монтаж) лифта по договору (контракту) на дооборудование (реконструкцию), техническое перевооружение, расширение, модернизацию объекта недвижимости следует также отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 11.1 Порядка № 209н).

Если замена (монтаж) лифта осуществляется по договору на проведение ремонтных работ, расходы отражаются по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка № 209н).

Расходы на замену (монтаж, установку) лифта следует отражать по КВР:

  • 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», если производится замена лифта в рамках капремонта (п. 48.2.4.3 Порядка № 85н, письмо Минфина России от 21 июня 2019 г. № 02-08-10/46506);
  • 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями», если расходы учреждения на замену лифта включены в сводный сметный расчет стоимости объекта капстроительства (п. 48.4.2 Порядка № 85н);
  • 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности», если расходы казенного учреждения на замену лифта включены в сводный сметный расчет стоимости объекта капстроительства (п. 48.4.3.4 Порядка № 85н).

Вопрос: Как отразить в бюджетном учете учреждения суммы дебиторской задолженности и доходов по штрафам и пеням за нарушение условий договоров при досудебном урегулировании или в рамках судопроизводства?

Ответ:

Доходы текущего финансового года от штрафов, пеней признаются в бюджетном учете на дату возникновения требования к плательщику при предъявлении ему документа, устанавливающего право требования по уплате неустоек, предусмотренных контрактом. При этом их сумма должна быть надежно определена (п. 7 СГС «Доходы»).

В случае инициирования досудебного урегулирования или исковых требований в рамках судопроизводства размер поступлений от уплаты неустойки (штрафа, пени) (денежная (стоимостная) оценка объекта бухгалтерского учета) является оценочным значением в виде ожидаемых доходов.

В бюджетном учете учреждения до вступления в силу судебного решения задолженность отражается бухгалтерской записью:

Дебет 0 209 41 560

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»

Кредит 0 401 10 141, 0 401 40 141

«Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)», «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)».

При вступлении в силу судебного решения признание в бюджетном учете дохода текущего финансового периода в сумме неустоек, установленных судом, отражается:

Дебет 0 401 40 141

«Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)»

Кредит 0 401 10 141

«Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)».

Корректировка (уменьшение) суммы неустоек по решению суда в учете учреждения оформляется записью:

Дебет 0 401 40 141

«Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)»

Кредит 0 209 41 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)».

Вопрос: Каков порядок заключения договора эквайринга бюджетным учреждением и отражения в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения операций по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием банковских карт?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.9 положения Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (далее — Положение № 266‑П) на территории России кредитные организации — эквайеры осуществляют расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдают наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций (эквайринг).

Положение № 266-П не содержит норм, запрещающих заключение договора об осуществлении эквайринга между кредитной организацией и бюджетным учреждением.

Вместе с этим при осуществлении кредитной организацией перевода денежных средств, полученных от потребителей услуг бюджетного учреждения, в адрес бюджетного учреждения следует учитывать положения пункта 10 статьи 8 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», предусматривающие, что вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств.

Порядок ведения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями бухгалтерского учета регулируется федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, Инструкциями № 157н и 174н.

В соответствии с пунктом 77 Инструкции № 174н проведение операций по приему оплаты услуг (товаров, работ), иных платежей с использованием расчетных (дебетовых) карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения, отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения бухгалтерской записью:

Дебет 2 201 23 510

«Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

Кредит 2 205 31 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)».

Поступление (зачисление) на лицевой счет учреждения сумм инкассированных наличных денег, а также сумм, внесенных с использованием расчетных (дебетовых) карт учреждения через банкомат, сумм полученных платежей, в том числе от возвратов дебиторской задолженности с применением расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал, установленный в кассе учреждения, отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения записью (п. 78 Инструкции № 174н):

Дебет 2 201 11 510

«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 2 201 23 610

«Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути».

Единый порядок составления, представления государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями отчетности установлен Инструкцией № 33н.

Порядок формирования Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) утвержден пунктом 34 Инструкции № 33н. Согласно ему операции по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал относятся к кассовым операциям.

Некассовые операции не отражаются в Отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (п. 55.1 Инструкции № 33н).

Вопрос: Какую бухгалтерскую запись в учете бюджетного учреждения необходимо произвести при переводе объектов учета из подгруппы «Права пользования нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования» в подгруппу «Права пользования нематериальными активами с определенным сроком полезного использования»?

Ответ:

Разъяснения по применению положений СГС «Нематериальные активы», в том числе переходных положений, представлены в системных письмах Минфина России от 30 ноября 2020 г. № 02-07-07/104384 и от 2 апреля 2021 г. № 02-07-07/104384.

Признание в бюджетном учете неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, расходы по которым до 1 января 2021 года не подлежали балансовому учету, в связи со вступлением в силу СГС «Нематериальные активы» осуществляется операциями межотчетного периода — по дебету счета 0 111 6X 353 «Увеличение прав пользования нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования» и кредиту счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

В соответствии с пунктом 27 СГС «Нематериальные активы» по объектам нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется до момента их реклассификации в подгруппу объектов нематериальных активов с определенным сроком полезного использования.

Минфин России в письме от 20 августа 2021 г. № 02-07-10/67367 разъяснил, что при переводе объектов учета из подгруппы «Права пользования нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования» в подгруппу «Права пользования нематериальными активами с определенным сроком полезного использования» в бухгалтерском учете производится следующая бухгалтерская запись:

Дебет 0 111 6X 352

«Увеличение прав пользования нематериальными активами с определенным сроком полезного использования»

Кредит 0 111 6X 353

«Увеличение прав пользования нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования».

Вопросы по бюджетной классификации

Вопрос: Просим разъяснить порядок применения КОСГУ в отношении операций по поступлению (выбытию) денежных средств во временное распоряжение в рамках соглашения о предоставлении гранта.

Предметом соглашения является предоставление через организацию фондом в распоряжение руководителя проекта (физического лица) на безвозмездной и безвозвратной основе гранта на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований.

В соглашении определено, что организация обязуется на основании письменного поручения (заявки, визы) руководителя проекта ежегодно выплачивать членам научного коллектива и лицам категории «вспомогательный персонал» вознаграждение за выполнение работ по проекту за счет гранта. Также на основании соглашения организация обязуется своевременно исчислять и уплачивать за счет средств гранта обязательные бюджетные и иные платежи, связанные с выплатой вознаграждения за выполнение работ по проекту руководителю проекта, членам научного коллектива и лицам категории «вспомогательный персонал».

Ответ:

Группировка доходов и расходов осуществляется в соответствии с требованиями положений СГС «Концептуальные основы». Доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственником (учредителем) (п. 43 СГС «Концептуальные основы»). Расходами признается снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств, за исключением уменьшения, связанного с изъятием имущества собственником (учредителем) (п. 44 Стандарта «Концептуальные основы»).

Денежные потоки по предоставлению фондом гранта, выплатам членам научного коллектива и лицам категории «вспомогательный персонал», а также перечислению страховых взносов, начисляемых на выплаты, являются операциями, не приводящими к увеличению или уменьшению доходов и расходов бюджетного учреждения.

По своей экономической сущности указанные денежные средства поступают во временное распоряжение учреждения и подлежат при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению.

Согласно положениям Порядка № 209н операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств, не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение, в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения отражаются с применением кода КОСГУ 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» и 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов».

Вопрос: По какой статье КОСГУ следует отражать расходы учреждения на приобретение ГСМ (бензина) для практического обучения вождению на автомобиле?

Ответ:

При отражении операций по приобретению материальных запасов следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст (далее — ОКПД 2).

В соответствии с ОКПД 2 бензин автомобильный относится к группе 19.2 «Нефтепродукты», категории 19.20.21.100 «Бензин автомобильный».

Согласно пункту 11.4 Порядка № 209н отнесение материальных запасов на соответствующие коды подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.

Расходы учреждения на приобретение горюче-смазочных материалов (бензина) для практического обучения вождению на автомобиле в целях реализации выполнения функций, возложенных на организацию сектора государственного управления, следует отражать по подстатье 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка № 209н).

Вопросы по налоговому учету

Вопрос: Земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований. Имеет ли право налогоплательщик-организация самостоятельно определить в целях расчета земельного налога площадь участка, находящегося на территории одного из указанных муниципальных образований?

Ответ:

Минфин России в письме от 26 января 2012 г. № 03-05-05-02/04 разъясняет, что налогоплательщики-организации определяют базу для исчисления земельного налога самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территории нескольких муниципальных образований (на территории муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус»), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю, федеральной территории «Сириус»). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус») (далее — площадь участка, приходящаяся на территорию муниципалитета), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по налогу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

В свою очередь, в целях обеспечения полноты уплаты налога налоговые органы передают (направляют) налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога. Сообщения составляются на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа (п. 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Для целей реализации полномочий налоговых органов Налоговым кодексом определены следующие источники сведений о площади участка, приходящейся на территорию муниципалитета:

  • сведения ЕГРН, представляемые в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. В составе сведений указывается код объекта административно-территориального деления, на территории которого находится земельный участок, в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления или код в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (п. 13 приложения 3 к приказу ФНС России от 10 апреля 2017 г. № ММВ-7-21/302@);
  • сведения, ранее представлявшиеся в налоговые органы органами местного самоуправления, о налогооблагаемых земельных участках, выделенных (предоставленных) на основании актов органов местного самоуправления, принятых до дня вступления в силу Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 12 ст. 396 Налогового кодекса в редакции до 2010 года до вступления в силу Закона от 28 ноября 2009 г. № 283-ФЗ, п. 9.2 ст. 85 Налогового кодекса в редакции до 2015 года, признанной утратившей силу Законом от 2 мая 2015 г. № 113-ФЗ). В составе сведений заполнялся лист «В» «Сведения о земельном участке, по территории которого проходят границы нескольких муниципальных образований» с указанием площади участка, приходящейся на территорию муниципалитета (п. 4.4 приложения 2 к приказу Минфина России от 23 марта 2006 г. № 47н, признан утратившим силу приказом Минфина России от 24 февраля 2011 г. № 23н).

Перечисленные нормы Налогового кодекса не предусматривают право налогоплательщика по самостоятельному расчету площади участка, приходящейся на территорию муниципалитета, и по представлению такого расчета в налоговый орган для применения при исчислении налога (письмо ФНС России от 25 августа 2021 г. № БС-4-21/11942@).

Вопрос: Облагается ли НДФЛ и страховыми выплата компенсаций дистанционным работникам в связи с использованием оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, а также расходов, связанных с использованием этого оборудования и средств, для выполнения трудовой функции?

Ответ:

Понятие компенсаций, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом.

Статьей 164 Трудового кодекса предусмотрено, что компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 312.6 Трудового кодекса дистанционный работник вправе с согласия или ведома работодателя и в его интересах использовать для выполнения трудовой функции принадлежащие работнику или арендованные им оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства. При этом работодатель выплачивает дистанционному работнику компенсацию за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, а также возмещает расходы, связанные с их использованием, в порядке, сроки и размерах, которые определяются коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, содержится в статье 217 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса не облагаются НДФЛ, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством России, законодательными актами субъектов России, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством России), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Налогового кодекса предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

На основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством России, законодательными актами субъектов России, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством России), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Таким образом, суммы компенсаций расходов дистанционных работников, связанных с использованием для выполнения трудовой функции принадлежащих им либо арендованных ими оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, не облагаются НДФЛ и страховыми взносами в размерах, определяемых коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором о дистанционной работе, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Вопросы финансово­хозяйственной деятельности учреждений

Вопрос: Обязан ли заказчик в соответствии с Законом № 44-ФЗ оценивать способность участников (членов) поставщика оказывать влияние на деятельность юридического лица?

Ответ:

В отношении корпоративного юридического лица в Закон № 44-ФЗ ранее во исполнение постановления Конституционного суда России от 9 апреля 2020 г. № 16-П внесены изменения, касающиеся замены слова «учредитель» на слова «участник (член)», поскольку в рамках деятельности корпоративного юридического лица учредитель может перестать находиться в текущем составе участников (членов).

Закон № 44-ФЗ не возлагает на заказчика, комиссию по осуществлению закупок обязанность оценивать способность участников (членов) оказывать влияние на деятельность юридического лица. Такая оценка осуществляется ФАС России при исключении информации из реестра в случае получения информации, предусмотренной подпунктом 2 пункта 9 статьи 104 Закона № 44-ФЗ.

До подтверждения информации о невозможности определенных участников (членов) оказывать влияние на деятельность корпоративного юридического лица и, соответственно, до их исключения из реестра на основании подпункта 2 пункта 9 статьи 104 Закона № 44-ФЗ считается, что к таким участникам (членам) относятся лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица.

Информация об учредителях или участниках юридического лица включается в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 «д» ст. 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Минфин России в письме от 24 августа 2021 г. № 24-01-07/68077 разъясняет, что, принимая во внимание положения пункта 8 статьи 31 Закона № 44‑ФЗ, касающиеся проверки комиссией по осуществлению закупок соответствия участников закупки требованию, предусмотренному пунктом 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, а также невозможности возложения на участников закупки обязанности подтверждать соответствие такому требованию, комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие указанному требованию на основании предоставленных при осуществлении закупки информации и документов, в том числе на основании предоставленных во второй части заявки на участие в электронном аукционе информации о членах коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, а также выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в части информации, подлежащей включению в нее и содержащейся в ней.

Для проверки соответствия участника закупки требованию, предусмотренному пунктом 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, в части информации, которая не предусмотрена Законом № 44-ФЗ для представления в составе заявки на участие в закупке, а также не включается в вышеуказанную выписку (например, информация об акционерах, а также информация об аффилированности лиц), комиссия по осуществлению закупок принимает зависящие от нее разумные и законные меры.

Отметим, что Закон № 44-ФЗ в настоящее время не содержит механизма, позволяющего комиссии по осуществлению закупок обеспечить исчерпывающую проверку в части информации, которая не предусмотрена для представления в составе заявки на участие в закупке, а также не включается в вышеуказанную выписку.

В письме Минэкономразвития России от 29 сентября 2016 г. № ОГ-Д28-11768 также уточняется, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация, предусмотренная подпунктом 2 пункта 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ. Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в Единой информационной системе (на официальном сайте) и является доступной для ознакомления без взимания платы.

Таким образом, заказчик осуществляет проверку соответствующих сведений, содержащихся в реестре недобросовестных поставщиков, самостоятельно.

Вопрос: Органом внешнего финансового контроля муниципального образования были обнаружены нарушения в части использования средств субвенции, предоставленной из бюджета субъекта России. Кому в рассматриваемой ситуации орган внешнего финансового контроля муниципального образования должен направить уведомление о применении бюджетных мер принуждения?

Ответ:

Положениями пункта 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса установлено, что органы государственного (муниципального) финансового контроля направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу, а копию указанного уведомления — участнику бюджетного процесса, в отношении которого проводилось контрольное мероприятие.

Государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации и органом государственного финансового контроля, являющимся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 2.1 ст. 266.1 БК РФ).

Муниципальный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из местного бюджета целевых средств осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования и органом муниципального финансового контроля, являющимся органом местной администрации.

Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов России и муниципальных образований) (ст. 306.4 БК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса бюджетная мера принуждения может быть реализована в том числе в форме бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы России другому бюджету бюджетной системы России.

Минфин России в письме от 20 августа 2021 г. № 02-09-08/67233 высказал позицию, согласно которой в случае выявления органом внешнего муниципального финансового контроля по результатам контрольного мероприятия нарушений в части использования средств субвенции, предоставленной из бюджета субъекта России, уведомление о применении бюджетных мер принуждения подлежит направлению органом внешнего муниципального финансового контроля в финансовый орган субъекта России, из бюджета которого была предоставлена указанная субвенция.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама