Классификация доходов: компетентные разъяснения

Минфин России выпустил очередные разъяснения по применению КОСГУ (письмо от 20 декабря 2021 г. № 02-08-10/103863), в том числе в части поступления доходов. Рассмотрим их.

А. П. Кулиев, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Основные доходные операции сгруппированы следующим образом:

  • налоговые доходы, таможенные платежи и страховые взносы на обязательное социальное страхование (110);
  • доходы от собственности (120);
  • доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат (130);
  • штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба (140);
  • безвозмездные денежные, неденежные поступления текущего и капитального характера (150, 160, 190);
  • доходы от операций с активами (170);
  • доходы от реализации нефинансовых активов (400);
  • прочие доходы (180).

Поступление доходов отражается по статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания. Поступление в доход платежа, который объединяет различные по своей экономической сути поступления (доходы) и является неделимым, подлежит отражению в рамках той статьи (подстатьи) КОСГУ, которая является основной при получении дохода.

Налоговые доходы, таможенные платежи и страховые взносы на обязательное социальное страхование

К налоговым доходам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование относят:

1. Налоги (111), поступающие в доходы бюджетов бюджетной системы России в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в том числе задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, а также недоимка, пени и денежные взыскания (штрафы) по налогам.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

2. Государственная пошлина, сборы (112), поступающие в доходы бюджетов бюджетной системы России в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в частности в соответствии с главами 25.1, 25.3 Налогового кодекса.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами России, законодательными актами субъектов России и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями России ( ст. 333.16 НК РФ);

3. Таможенные платежи (113) — это поступления в доходы бюджетов бюджетной системы России от таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин; обязательных платежей, взимаемых за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий; иных таможенных платежей, предусмотренных законодательством России о таможенном регулировании, а также пени и денежных взысканий (штрафов) по указанным платежам.

4. Страховые взносы на обязательное социальное страхование (114) — доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов от платежей на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на обязательное медицинское страхование, а также взносы, взимаемые в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц, недоимка, пени и денежные взыскания (штрафы) по этим страховым взносам, поступлений в погашение задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Доходы от собственности

Доходы от собственности (120) представляют собой поступления в виде платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества; доходы в виде процентов по остаткам денежных средств на счетах; доходы от передачи государственного и муниципального имущества в доверительное управление; доходы от предоставления бюджетных кредитов, займов; доходы в виде части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, от иных форм участия в капитале предприятий, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, а также дивидендов по акциям, принадлежащим России, субъектам России или муниципальным образованиям; иные предусмотренные законодательством доходы от использования активов в виде государственного или муниципального имущества.

Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат

К доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат относят:

  • доходы от оказания платных услуг, работ (за исключением доходов от оказания услуг, работ по программе обязательного медицинского страхования) (131);
  • доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой, территориальной программы обязательного медицинского страхования, доходы медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения от оказания медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, иные аналогичные доходы (132);
  • доходы от платы за предоставление информации из государственных источников (реестров) (133);
  • доходы от компенсации затрат (134);
  • доходы от части платы за пользование и (или) содержание (возмещение затрат по содержанию) имущества, осуществляемой в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, размер которой не зафиксирован договором в виде денежного значения и определяется в ходе исполнения договора (доходы по условным арендным платежам). Например, доходы от компенсации затрат (расходов) по оплате потребленных коммунальных услуг, по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию здания (помещения), переданного в аренду, безвозмездное пользование, по техническому обслуживанию имущества, поступающие в соответствии с договором аренды, безвозмездного пользования (135);
  • доходы бюджетов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, сформированной получателем бюджетных средств, в том числе от возврата подотчетным лицом выданного ему аванса в прошлые отчетные периоды, а также от возврата в бюджет остатков наличных денежных средств в кассе, сформированных получателем бюджетных средств на 1 января текущего финансового года (136);
  • доходы в виде сумм ожидаемых возмещений по встречным требованиям или требованиям к другим лицам при исполнении обязательства, по которому предусмотрено формирование соответствующего резерва (137);
  • доходы, возникающие при выполнении работ по договорам строительного подряда (138);
  • доходы, поступающие в порядке возмещения расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (139).

Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба

К доходам от штрафов, пеней, неустойки, возмещения ущерба относят поступления от:

  • денежных взысканий (в том числе штрафов, пеней) за нарушение законодательства о закупках товаров, работ и услуг, а также за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных договоров (141);
  • штрафных санкций по долговым обязательствам (142);
  • поступления страхового возмещения от страховых организаций (143);
  • поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу, в том числе ущерба по финансовым активам (144);
  • прочие поступления от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, иных денежных взысканий (штрафов), от конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия (145).

Безвозмездные денежные и неденежные поступления текущего и капитального характера

Классификация доходов предусматривает разграничение безвозмездных поступлений в сектор государственного управления (статьи 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера», 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера», 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» КОСГУ) на операции текущего и капитального характера.

Поступления капитального характера направлены на формирование (увеличение) стоимости нефинансовых активов (за исключением материальных запасов), в частности:

  • основных средств, в виде поступлений бюджетных инвестиций;
  • на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, биологических ресурсов и др.;
  • нематериальных активов — приобретение (создание) программного обеспечения, иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами учета нематериальных активов и приравненные к ним средства индивидуализации, в том числе в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • непроизведенных активов — инвестиции на приобретение (создание) объектов непроизведенных активов, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке (земля, недра и пр.) за учреждением, используемых им в процессе своей деятельности.

К поступлениям текущего характера относят поступления, не отнесенные к поступлениям капитального характера. При этом «смешанные» поступления, условия предоставления которых предусматривают одновременно как капитальные, так и некапитальные расходы (например, приобретение основных средств и оплату услуг или материальных запасов), будут классифицироваться как поступления текущего характера.

Безвозмездные поступления детализируются в зависимости от вида и статуса контрагента, от которого получены денежные средства.

Прочие доходы

К прочим доходам относят неналоговые доходы, не отнесенные на другие статьи группы 100 «Доходы» КОСГУ, такие как:

  • невыясненные поступления (181);
  • доходы от безвозмездного права пользования активом (182, 185, 186, 187);
  • прочие доходы от увеличения стоимости имущества концедента (18K);
  • прочие доходы (убытки) от деятельности простого товарищества (18T);
  • иные доходы (189).

Невыясненные поступления

Денежные средства, в отношении котор ых отсутствует информация, позволяющая однозначно определить их принадлежность к виду (подвиду) дохода бюджета, закрепляемому за администратором доходов бюджета, относятся органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в соответствующий бюджет.

Суммы, зачисленные на единый счет федерального бюджета, единый счет бюджета субъекта России, единый счет местного бюджета, единый счет бюджета государственного внебюджетного фонда, учитывают как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, бюджет субъекта России, местный бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда, если в расчетном документе (Распоряжении о совершении казначейского платежа) плательщика не указаны и (или) указаны неверно данные, определенные Порядком казначейского обслуживания, утвержденным приказом Федерального казначейства от 14 мая 2020 г. № 21н.

Код вида доходов бюджетов 000 1 17 01000 00 0000 180 «Невыясненные поступления», предназначенный для отражения невыясненных поступлений, детализируется по подстатьям и элементам доходов в зависимости от того, в какой бюджет осуществляется зачисление платежа, например, при зачислении невыясненных поступлений:

  • в федеральный бюджет применяется код 000 1 17 01010 01 0000 180;
  • в бюджеты субъектов Российской Федерации — код 000 1 17 01020 02 0000 180;
  • в бюджеты муниципальных районов — код 000 1 17 01050 05 0000 180

и т. д.

Невыясненные поступления, зачисленные в бюджеты бюджетной системы России, подлежат возврату (уточнению).

Доходы от безвозмездного права пользования активом

К доходам от безвозмездного права пользования относят:

  • разницу между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей (справедливых и реальных платежей при аренде на льготных условиях);
  • суммы справедливых (рыночных) арендных платежей при безвозмездном пользовании.
  • Доходы от безвозмездного права пользования активом детализируются в зависимости от типа контрагента (арендодателя, ссудодателя), предоставившего безвозмездное право пользования активом:
  • организации (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) (182);
  • организации государственного сектора (185);
  • сектор государственного управления (186);
  • иные лица (187).

Вышеперечисленные подстатьи КОСГУ применяются в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета по методу начисления и не используются при кассовом исполнении.

Информация по определению типа контрагента в целях выбора подстатьи КОСГУ представлена в  разделе 1 «Общие положения» Руководства по применению классификации операций сектора государственного управления, направленного письмом Минфина России от 11 декабря 2020 г. № 02-08-10/109210.

Прочие доходы от увеличения стоимости имущества концедента

К прочим доходам от увеличения стоимости имущества концедента (18К) относят операции по начислению предстоящих доходов от увеличения стоимости имущества концедента при принятии к учету созданного (реконструированного) объекта концессионного соглашения на сумму, превышающую размер предусмотренных концессионным соглашением обязательств концедента по финансированию расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также операции по отнесению начисленных предстоящих доходов на финансовый результат отчетного периода в течение срока действия концессионного соглашения.

Данная подстатья КОСГУ не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытий.

Прочие доходы (убытки) от деятельности простого товарищества

К прочим доходам (убыткам) от деятельности простого товарищества (18Т) относят операции по начислению задолженности по доходам от деятельности простого товарищества, подлежащим распределению.

Данная подстатья КОСГУ применяется участником совместной деятельности по договору простого товарищества, ведущим общие дела простого товарищества.

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья КОСГУ не применяется.

Иные доходы

К иным доходам (189) относят поступления, не отнесенные на другие статьи КОСГУ группы 100 «Доходы» и подстатьи 181–182, 185–187, 18K, 18T, в частности:

  • поступление денежных документов в рамках правопреемства при реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании), упразднении (ликвидации) государственного органа (органа местного самоуправления), учреждения;
  • поступление денежных средств от реализации задержанных или изъятых товаров;
  • поступление непериодических выплат компенсации в счет возмещения вреда или убытков, кроме страхового возмещения, выплачиваемого страховыми организациями в соответствии с договорами страхования;
  • выявление излишков денег или денежных документов в кассе;
  • безвозмездное получение денежных документов;
  • начисление (уплата) налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода;
  • и уплата налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения;
  • уплата НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах НДС. Операции по начислению НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах НДС, отражаются по подстатьям КОСГУ, относящимся к доходам, по которым отражены доходы текущего финансового периода с учетом НДС.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама