Вопрос — Ответ

Вопрос: ООО (благотворитель) заключило договор с муниципальным казенным общеобразовательным учреждением (благополучатель) на осуществление безвозмездной благотворительной деятельности благотворителем — юридическим лицом, в рамках которого общество обязалось безвозмездно выполнить работы по ремонту оборудования. Так как в ходе выполнения работ были выявлены многочисленные дефекты оборудования, общество на основании акта о выявленных дефектах оборудования по просьбе учреждения закупило материалы, не включенные в предмет договора, и потребовало оплаты поставленных товаров. Приобретение материалов для оборудования, которое не включено в договор о выполнении работ, осуществлялось в отсутствии муниципального контракта.

Правомерно ли учреждение отказало в оплате товара, ссылаясь на то, что правоотношения сторон по приобретению и поставке материалов лежат в плоскости совершенно иного договора?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 525 Гражданского кодекса поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для таких нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 530 ГК РФ).

Государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов России или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок (п. 2 ст. 8 Закона № 44‑ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона от 11 августа 1995 г. № 135‑ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Обратимся к анализу судебной практики.

Так, в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 сентября 2020 г. № Ф03-3532/2020 по делу № А51-21077/2019 (определением Верховного суда России от 11 января 2021 № 303-ЭС20-20958 отказано в передаче дела № А51-21077/2019 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда России для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления) суд апелляционной инстанции пришел к выводам, что учреждение могло вступить в договорные отношения с обществом только посредством проведения конкурентных процедур, а в отсутствие заключенного государственного (муниципального) контракта фактическая поставка товара не влечет возникновения на стороне учреждения денежного обязательства.

Аналогичная позиция также получила выражение в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 сентября 2019 г. № Ф01-4214/2019 по делу № А29-8210/2018 (определением Верховного суда России от 19 декабря 2019 г. № 301-ЭС19-24770 отказано в передаче дела № А29-8210/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда России для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления). Суд отказал в удовлетворении требования, поскольку общество поставило товар в отсутствие заключенного с учреждением муниципального контракта; а тот факт, что поставка товаров не зависела от волеизъявления общества и являлась для него обязательной либо была обусловлена наличием экстренной необходимости или иной чрезвычайной ситуацией, не доказан.

Из анализа вышеприведенных норм права и судебной практики следует вывод, что в рассмотренной ситуации, поскольку благополучатель является казенным учреждением, в условиях отсутствия государственного контракта фактическая поставка товара не может повлечь возникновения на его стороне денежного обязательства.

Вопрос: По результатам проверки, проведенной Роспотребнадзором, бюджетному образовательному учреждению предъявлено требование об уплате административного штрафа за нарушение санитарных требований к организации питания детей в соответствии с пунктом 1 статьи 6.7 КоАП России. Данные суммы учреждение планирует перечислить за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Как отразить указанные операции в налоговом учете? На какие коды КВР и КОСГУ отнести соответствующие расходы?

Ответ:

В соответствии с пунктами 1 статьи 3.1 и 1 статьи 3.2 КоАП России административный штраф является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

По общему правилу административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня, когда постановление о наложении административного штрафа вступило в законную силу. Если предоставлялась отсрочка или рассрочка, то срок исчисляется со дня их истечения (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

В соответствии с пунктами 48.8.5.3 Порядка № 85н и 10.9.5 Порядка № 209н расходы по уплате административного штрафа за нарушение санитарных требований к организации питания детей, наложенного органом Роспотребнадзора, отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» и относятся на подстатью 295 «Другие экономические санкции» КОСГУ.

Согласно пункту 2 статьи 270 Налогового кодекса расходы на уплату штрафа, произведенные бюджетным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности, в целях налогообложения прибыли не учитываются.

Вопрос: Возможно ли изменение количества товара, объема работ или услуг при исполнении контракта?

Ответ:

Контракт заключается на условиях, преду­смотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44‑ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (п. 1 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ).

Пунктом 2 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ установлено, что при исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона № 44‑ФЗ.

Согласно подпункту 1"б" пункта 1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, если по предложению заказчика увеличиваются преду­смотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

В письме Минфина России от 3 ноября 2020 г. № 24-03-06/95838 указывается, что в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом количества товара, объема работ или услуг (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить количество товара, объем работ или услуг по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на десять процентов исходя из установленного в контракте количества товара, объема работ или услуг.

Общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному количеству товара, объему работ или услуг, но не более чем на десять процентов. При этом, если в контракте не установлена цена единицы товара, работы или услуги, возможность изменения количества товара, объема работ или услуг в соответствии с подпунктом 1"б" пункта 1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ не предусмотрена.

Аналогичные выводы также получили отражение в письмах Минфина России от 3 июня 2020 г. № 24-03-08/47322, от 7 июля 2020 г. № 24-01-07/58652.

Таким образом, исходя из системного анализа положений Закона № 44‑ФЗ и позиции финансового ведомства, следует вывод, что изменение количества товара, объема работ или услуг при исполнении контракта возможно.

Вопрос: Может ли казенное учреждение (администрация сельсовета) пожертвовать денежные средства другому казенному учреждению (образовательной школе), находящейся на территории сельсовета, по договору пожертвования денежных средств и на каком основании?

Ответ:

Пожертвование — это дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ).

В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса под вещами как объектами гражданских прав понимаются также наличные деньги и безналичные денежные средства.

Договор пожертвования является разновидностью договора дарения (ст. 572 ГК РФ).

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 86 Бюджетного кодекса расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

  • принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по этим вопросам;
  • принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
  • заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Пожертвование денежных средств государственному казенному или бюджетному учреждению не включено в перечень вопросов местного значения муниципальных образований, установленных статьями 14–16 Закона от 6 октября 2003 г. № 131‑ФЗ (далее — Закон № 131‑ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 18 Закона № 131‑ФЗ перечень вопросов местного значения муниципальных образований не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Закон № 131‑ФЗ.

Также пунктом 5 статьи 86 Бюджетного кодекса установлен запрет на принятие органами местного самоуправления и исполнение расходных обязательств, связанных с решением вопросов, которые отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов России, кроме случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов России.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, которые не отнесены к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключены из их компетенции федеральными законами и законами субъектов России, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 136 Бюджетного кодекса муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией России, федеральными законами, законами субъектов России к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Кроме того, в силу статьи 33 Бюджетного кодекса подобные операции нарушают принцип сбалансированности бюджета.

Таким образом, средства бюджета муниципального образования не могут расходоваться на пожертвования юридическим и физическим лицам. Образовательной школе могут быть доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств (ЛБР) в порядке, установленном бюджетным законодательством, поскольку финансовое обеспечение школы производится из одного бюджета. Следовательно, при наличии доходов бюджета сверх плана можно направить дополнительные ЛБО на подготовку школы к учебному году.

Вопрос: Муниципальное автономное учреждение заключило с физическим лицом договор возмездного оказания услуг по сбору и обработке информации с целью освещения событий в газете, подготовке и написанию газетных материалов в разных жанрах, созданию фотографических произведений. По какой подстатье КОСГУ — 211 «Заработная плата» или 226 «Прочие работы, услуги» оплачивать услуги по договору, начислять страховые взносы?

Ответ:

В силу пункта 10.1.1 Порядка № 209н по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ выплачивается заработная плата сотрудникам на основании договоров, заключенных в соответствии с трудовым законодательством, то есть по Трудовому кодексу.

В рассматриваемом случае с физическим лицом заключен договор возмездного оказания услуг, то есть договор гражданско-правового характера, в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса. Следовательно, такие расходы не могут оплачиваться по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, литературные произведения являются объектами авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 1259 Гражданского кодекса не являются объектами авторских прав сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т. п.).

В силу статьи 1257 Гражданского кодекса гражданин, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства, признается его автором.

По сути в рассматриваемой ситуации с физическим лицом заключен не договор возмездного оказания услуг, а договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ). Таким договором может быть преду­смотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных пределах.

Если договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору применяются правила договора об отчуждении исключительного права.

Таким образом, учреждению и физическому лицу в договоре необходимо определить, кому принадлежат исключительные права на созданные произведения. От этого зависит применение кода КОСГУ.

Если учреждению передаются исключительные права на произведения и они соответствуют критериям признания нематериальных активов, в частности имеют срок полезного использования свыше 12 месяцев, их нужно учитывать на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Это установлено пунктом 56 Инструкции № 157н, пунктами 6, 7 СГС «Нематериальные активы».

В силу пункта 11.2 Порядка № 209н договоры на приобретение в государственную (муниципальную) собственность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности оплачиваются по статье 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ.

Кроме того, согласно пункту 10.2.6 Порядка № 209н, если учреждению передаются неисключительные права на произведения либо исключительные права, но срок их полезного использования менее или равен 12 месяцам, то применяется подстатья 226 КОСГУ.

Таким образом, НДФЛ и страховые взносы уплачиваются по тому же коду КОСГУ, по которому отражаются расходы по договору — 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» или 226 «Прочие работы, услуги».


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама