Особенности составления бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2021 год

В конце 2021 года Минфин России выпустил очередные инструкции по составлению и представлению отчетности за 2021 год (письмо от 1 декабря 2021 г. Минфина России и Казначейства России № 02-06-07/97427 / 07-04-05/02-29373 (далее — письмо). Также были внесены изменения в Инструкцию № 33н (приказ Минфина России от 2 ноября 2021 г. № 170н). Рассмотрим основные положения данных документов.

А. Ю. ОПАЛЬСКИЙ, заместитель председателя Комитета по бюджетному учету ИПБ России

Особенности отражения объектов недвижимого имущества при передаче в межотчетный период

В соответствии с пунктом 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку. Таким образом может произойти временной разрыв между датой оформления Акта приема-передачи (ф. 0504101) и датой государственной регистрации права оперативного управления. Если на отчетную дату право оперативного управления у передающей стороны прекращено в установленном порядке, а государственная регистрация права оперативного управления у принимающей стороны на указанный объект проведена после 1 января 2022 года, но до срока представления последним в составе бюджетной отчетности годовой Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) (далее — Справка (ф. 0503125), принимающей стороной такое событие признается существенным событием после отчетной даты, с раскрытием информации о таком объекте имущества в отчетности 2021 года на соответствующем счете аналитического учета счета 1 101 10 000 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения». Однако при выявлении несопоставимости консолидируемых показателей по передаче недвижимого имущества с новым правообладателем (принимающей стороной) передающей стороной направляется Извещение (ф. 0504805) с приложением документов, подтверждающих прекращение права оперативного управления на отчетную дату органу управления имуществом для последующего отражения такого имущества на счете 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». Письмом установлена предельная дата направления указанных документов в федеральный орган, уполномоченный на управление имуществом казны России, — до 20 января 2022 года.

Данный порядок будет работать, только если обе стороны передачи являются участниками бюджетного процесса и формируют Справки (ф. 0503125). Если хотя бы одна из сторон (или обе стороны) передачи не является участником бюджетного процесса (например, бюджетным или автономным учреждением), согласно разъяснениям Минфина России, приведенным в письме от 28 октября 2020 г. № 02-06-10/93846, Извещение (ф. 0504805), Справка (ф. 0503125) и Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) не формируются. Каким образом урегулировать такой порядок передачи, целесообразно предусмотреть в распорядительном документе собственника этого имущества (например, установить запрет на прямую передачу недвижимого имущества и проводить операции только через имущество казны (0 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну»)).

Правила применения КБК при составлении Справки (ф. 0503110 и 0503710)

При закрытии счетов учреждения иногда сталкиваются с ошибками несоответствия КБК и КОСГУ по отдельным операциям. Согласно пункту 3 письма нулевой КБК, в частности, следует указывать:

  • для отражения операций по расчетам с учредителем для счета 0 401 10 172 «Доходы экономического субъекта от выбытия активов» в корреспонденции со счетами 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» и 0 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях», а также для отражения в том числе вложений в уставные фонды государственных унитарных предприятий;
  • для отражения операций по переоценке земельных участков и иных операций, отражающих финансовый результат от оценки финансовых, в том числе валютных, монетарных, активов и обязательств и нефинансовых активов по счету 0 401 10 176 «Доходы экономического субъекта от оценки активов и обязательств»;
  • при отражении операций с доходами и расходами (в том числе доходами и расходами будущих периодов), начисленными по справедливой стоимости, в случае заключения договоров безвозмездного пользования (при предоставлении или получении права пользования активом на льготных условиях) в рамках СГС «Аренда» — по счетам 0 401 10 121 «Доходы экономического субъекта от операционной аренды», 0 401 10 122 «Доходы экономического субъекта от финансовой аренды», 0 401 10 123 «Доходы экономического субъекта по платежам при пользовании природными ресурсами» и соответствующим счетам 0 401 20 224 «Расходы текущего финансового года по арендной плате за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)», 0 401 20 24Х «Расходы текущего финансового года на безвозмездные перечисления текущего характера организациям», 0 401 20 25Х «Расходы текущего финансового года на безвозмездные перечисления бюджетам»;
  • при раскрытии информации о принятии на учет излишков по результатам инвентаризации, а также при принятии на учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, вовлеченных в хозяйственный оборот по счету 0 401 10 199 «Доходы экономического субъекта от прочих неденежных безвозмездных поступлений».

При заполнении Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) и Справки по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) учреждениям следует обратить особое внимание, что:

  • признанные ссудополучателем доходы от предоставления права пользования активом на льготных условиях (в том числе по договорам безвозмездного пользования) в рамках СГС «Аренда» отражаются по коду подвида доходов 180 «Прочие доходы»;
  • операции по безвозмездному поступлению нефинансовых активов, отличные от излишков по результатам инвентаризации (КОГСУ 191–198), отражаются по коду подвида доходов 180 «Прочие доходы».

Порядок списания авансов по расторгнутым договорам

В соответствии с пунктом 109 Инструкции № 174н, пунктом 112 Инструкции № 183н и пунктом 86 Инструкции № 162н начисление задолженности в сумме требований по компенсации затрат учреждений к получателям авансовых платежей (а также подотчетных сумм) по произведенным предварительным оплатам в рамках договоров (соглашений), а также по иным основаниям согласно законодательству, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда), отражаются по дебету счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» и кредиту соответствующих счетов 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами». В течение финансового года задолженность, подлежащая урегулированию (дебетовый остаток по возврату ранее предоставленного авансового платежа), отраженная по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», если поставка товаров, выполнение работ и услуг не предполагаются, инициировано расторжение контракта (договора), переносится на счет 0 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат». При этом у казенных учреждений и иных участников бюджетного процесса задолженность по возврату авансов 2021 года, отраженная в 2021 году на счете 1 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат» и не исполненная на конец отчетного периода, переносится последним рабочим днем отчетного периода на счет 1 209 36 000 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» и отражается в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (далее — Сведения (ф. 0503169)) в составе просроченной задолженности.

Частные случаи составления Сведений (ф. 0503169 и 0503769)

Ранее Минфин России определил, что операции со счетами 0 401 41 000 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году» и 0 401 49 000 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года» следует раскрывать в Сведениях (ф. 0503169) и Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (далее — Сведения (ф. 0503769)) в двух случаях:

  • при применении в соответствии с положениями учетной политики;
  • при наличии требований по взаимосвязанным показателям, подлежащим исключению при формировании консолидированной бухгалтерской отчетности.

Минфин России в письме от 3 ноября 2021 г. № 02-06-10/89703 также детализировал, что согласно пункту 23 Инструкции № 191н к консолидируемым позициям бюджетной отчетности относятся, например, расчеты между бюджетами бюджетной системы России по поступлениям (перечислениям) межбюджетных трансфертов и возвратов неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов. Соответственно при отражении в бюджетном учете указанных расчетов в корреспонденции со счетом учета доходов будущих периодов применение счетов учета 0 401 41 000 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году» и 0 401 49 000 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года» является обязательным. В остальных случаях (в том числе для бюджетных и автономных учреждений) применение данных счетов соответствует принятой учетной политике (единой учетной политике при централизации учета).

Расчеты по возмещению ФСС России расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, доходы от которых отражаются по подстатье КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов», подлежат раскрытию в Сведениях (ф. 0503169, 0503769) по коду подвида доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и счету 0 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».

Дебиторская задолженность, образованная на 1 января 2021 года при расчетах с ФСС России в части превышения произведенных работодателем выплат пособий, по которым в 2021 году предусмотрено возмещение ФСС России (его территориальными подразделениями) в связи с переходом на осуществление прямых выплат, отражается:

  • бюджетными и автономными учреждениями в Сведениях (ф. 0503769) — по коду подвида доходов 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» и счету 0 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат»;
  • казенными учреждениями и иными участниками бюджетного процесса в Сведениях (ф. 0503169) — по коду подвида доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и счету 0 209 36 000 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» с отражением соответствующих показателей в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (далее — Сведения (ф. 0503173)).

Что касается порядка отражения просроченной задолженности в Сведениях (ф. 0503169 и 0503769), Минфин России также сообщает:

  • кредиторская задолженность, числящаяся на счетах 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности», 0 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат», 0 205 40 000 «Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба», которая может быть погашена (возвращена) только по обращению кредитора (задолженность, имеющая заявительный характер), является непросроченной и краткосрочной (текущей) задолженностью;
  • кредиторская задолженность, числящаяся на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 205 81 000 «Расчеты по невыясненным поступлениям», отражается как непросроченная краткосрочная задолженность;
  • дебиторская задолженность, отраженная на счетах 0 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам», отражается в составе просроченной задолженности, если виновным лицом нарушен установленный срок погашения задолженности;
  • дебиторская задолженность, отраженная на счетах 0 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам», по которой не установлено виновное лицо, либо срок погашения (оплаты) задолженности не установлен (не определен), не является просроченной.

Кроме этого учреждениям следует обратить внимание на положения письма Минфина России от 28 октября 2015 г. № 02-06-10/61888, согласно которому к долгосрочной задолженности относится задолженность, срок исполнения которой на отчетную дату не наступил и превышает 12 месяцев, таким образом, просроченная задолженность не может быть отражена как долгосрочная.

Правила составления Сведений (ф. 0503173, 0503773)

В 2021 году вступили в силу семь новых федеральных стандартов учета. Три стандарта вступили в силу с переходными положениями: СГС «Нематериальные активы», СГС «Непроизведенные активы» и СГС «Финансовые инструменты». В пункте 7.5 письма указывается, что изменения валюты баланса, связанные с формированием на 1 января 2021 года показателя по счету 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами», отражаются в Сведениях (ф. 0503173, 0503773) с указанием кода причины «02» — изменения, связанные с внедрением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов. При этом, если значение показателей в группировочных строках Сведений (ф. 0503173, 0503773) не изменилось, но по аналитическим счетам, включенным в указанные строки, показатели изменились в межотчетный период согласно журналу операций межотчетного периода, в соответствующих графах отражается значение, равное нулю. Например, вследствие следующих операций, отраженных межотчетным периодом:

  • при уточнении аналитических счетов учета нематериальных активов, учитываемых на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы» (например, при переносе сайта учреждения со счета 0 102 30 000 «Нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения» на счет 0 102 3I 000 «Программное обеспечение и базы данных — иное движимое имущество учреждения»);
  • при уточнении аналитического кода по классификационному признаку поступлений и выбытий, указываемого в 1–17 разрядах номера счета, вследствие изменений в бюджетной классификации (например, в связи с переносом отдельных расходов с КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» на КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов»).

Особенности составления Отчета (ф. 0503128­НП, 0503738­НП)

В разделе 3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), содержащего данные о принятии и исполнении получателями бюджетных средств бюджетных обязательств в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) (ф. 0503128-НП) и Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738), содержащего данные о принятии и исполнении учреждением обязательств в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) (ф. 0503738-НП) допускается отражение показателей только в двух случаях:

Новое в отчетности бюджетных и автономных учреждений

Приказом № 170н были внесены изменения в форму Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс (ф. 0503730)). Так, показатель по счету 0 105 00 000 «Материальные запасы» теперь нужно заполнять за вычетом резерва под снижение стоимости материальных запасов, сформированного на счетах 0 114 87 000 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции» и 0 114 88 000 «Резерв под снижение стоимости товаров». Также данный показатель идет в уменьшение стоимости материальных запасов по строке 362 «Уменьшение стоимости материальных запасов» Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) (далее — Отчет (ф. 0503721)). Схема Баланса (ф. 0503730) и Сведений о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) приведена в соответствие с СГС «Нематериальные активы» и обновленным рабочим планом счетов. Ожидается, что аналогичные изменения будут внесены в Инструкцию № 191н, однако на момент публикации настоящей статьи такие изменения приняты не были.

В Отчете (ф. 0503721) теперь могут отражаться целевые средства (строка 040 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат») по коду 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» КОСГУ. Однако Минфин России не детализирует, какие конкретно средства следует отражать по такой схеме.

По строке 2900 «Выбытия по текущим операциям за счет операций с активами» Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) теперь отражаются показатели:

  • в положительном значении — при выбытии денежных средств в результате выявленных недостач;
  • в отрицательном значении — при поступлении денежных средств в результате возмещения ущерба по недостачам денежных средств.

Данный порядок соответствует изменениям в Порядок № 209н, согласно которому на подстатью КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» теперь относятся операции выбытия денежных средств при признании требований по возмещению ущерба вследствие недостач, хищений денежных средств, принятия Банком России решения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций, а также в случае поступления денежных средств при исполнении указанных требований.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама