Вопрос — Ответ

Вопрос: Просим разъяснить порядок определения первоначальной стоимости нематериального актива, приобретенного казенным учреждением путем необменной операции, в целях бухучета.

Ответ:

Положения СГС «Нематериальные активы» применяются одновременно с положениями СГС «Концептуальные основы» и Инструкции № 157н.

Отражение в бюджетном учете казенного учреждения операций по поступлению, внутреннему перемещению в связи с реклассификацией, выбытию объектов нематериальных активов осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного соответствующим первичным (сводным) учетным документом (п. 63 Инструкции № 157н).

Согласно пункту 16 СГС «Нематериальные активы» первоначальной стоимостью объекта нематериальных активов (исключительного или неисключительного права пользования результатами интеллектуальной деятельности), приобретаемого в результате необменной операции (без взимания платы), является его справедливая стоимость на дату приобретения либо стоимость, отраженная в передаточных документах.

В соответствии с пунктом 55 СГС «Концептуальные основы» при использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа.

Для целей бухгалтерского учета рыночной ценой является цена, которая может быть уплачена при приобретении аналогичного неисключительного права на программное обеспечение между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить (п. 57 СГС «Концептуальные основы»).

При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе (п. 59 СГС «Концептуальные основы»), в частности документы, представляемые при формировании обоснований на осуществление государственных закупок, при проведении закупочных процедур согласно Закону № 44‑ФЗ.

Отметим, затраты на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности не должны превышать ее полезность и преимущества от ее использования (п. 74 СГС «Концептуальные основы»).

Если объект нематериальных активов, приобретенный путем необменной операции, не может быть оценен по справедливой стоимости и передаточные документы не содержат информации о его стоимости, его первоначальной стоимостью признается текущая оценочная стоимость, определяемая согласно положениям пункта 17 СГС «Нематериальные активы» с учетом положений раздела V СГС «Концептуальные основы».

Если данные о ценах на аналогичные либо схожие нематериальные активы по каким-либо причинам недоступны, в целях обеспечения непрерывного ведения бухгалтерского учета и полноты отражения в бухгалтерском учете свершившихся фактов хозяйственной деятельности текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной одному рублю (п. 17 СГС «Нематериальные активы»).

Вопрос: Можно ли выдавать работнику в пользование новое средство индивидуальной защиты, у которого закончился срок хранения, указанный в сертификате?

Ответ:

Средства индивидуальной защиты, не имеющие декларации о соответствии или сертификата соответствия либо имеющие такие документы, но с истекшим сроком, выдавать запрещено.

Выдача работникам средств индивидуальной защиты (СИЗ), в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством, а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ, оформленных в установленном порядке. Приобретение (в том числе по договору аренды) СИЗ, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускается (п. 8 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н).

Вопрос: По какому виду расходов бюджетной классификации отражать расходы бюджетного учреждения при направлении сборных команд (делегаций) на спортивные мероприятия, проводимые за пределами территории России?

Ответ:

Согласно требованиям Порядка № 85н расходы бюджетного учреждения, связанные с направлением сборных команд (делегаций) на спортивные мероприятия, проводимые за пределами территории России, отражаются в следующем порядке:

расходы, связанные с командированием работников государственных учреждений, в части выплаты суточных — по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;

расходы на выплаты суточных и иных установленных законодательством выплат (проезд, проживание и т. п.) лицам, привлекаемым к участию в мероприятиях и не состоящим с направляющим учреждением в трудовых отношениях, осуществляемые в том числе через подотчетных лиц (руководителей делегаций), — по виду расходов 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий»;

расходы по обеспечению участия спортивных сборных команд, направляемых на участие в международных спортивных мероприятиях за пределами территории России (приобретение проездных документов к месту проведения спортивных мероприятий, приобретение на территории иностранных государств (стран проведения спортивного мероприятия) услуг, связанных с обеспечением участия российских команд в международных спортивных мероприятиях, предусмотренных сметами расходов соответствующих мероприятий, в части услуг по проживанию, транспортных услуг, услуг по организации питания и т. д.), осуществляемые в том числе через подотчетных лиц (руководителей делегаций) путем выплаты им подотчетных сумм, — по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Вопрос: Просим разъяснить порядок применения налога на прибыль и НДС в случае изъятия учредителем имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления.

Ответ:

Согласно положениям Закона от 3 ноября 2006 г. № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174‑ФЗ) учредителем автономного учреждения является субъект России, если данное автономное учреждение создано на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта.

Имущество, закрепленное за автономным учреждением на праве оперативного управления, находится в собственности учредителя этого автономного учреждения (ст. 3, 6 Закона № 174‑ФЗ).

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса объектом обложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса.

Согласно статье 248 Налогового кодекса к доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Расходами для целей налога на прибыль признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).

При изъятии у автономного учреждения имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, у данного автономного учреждения не возникает доходов (расходов), учитываемых при формировании базы по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.

Таким образом, доходы в виде имущества, полученного автономным учреждением в оперативное управление, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль.

Что касается НДС, то согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России, а также передача имущественных прав.

Пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса установлено, что реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

Если при изъятии учредителем у автономного учреждения имущества, закрепленного за этим учреждением на праве оперативного управления, перехода права собственности на это имущество не происходит, то объекта обложения НДС не возникает.

Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории России товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.

Если приобретенное имущество не используется автономным учреждением для осуществления операций, подлежащих обложению НДС, то оснований для вычета сумм НДС, предъявленных при его приобретении, не имеется.

Вопрос: Муниципальное автономное учреждение планирует оказывать услуги проката спортивного инвентаря. Признаются ли указанные услуги объектом обложения НДС и нужно ли применять ККТ? На какой код КОСГУ следует отнести услуги проката и операции по уплате НДС в бюджет?

Ответ:

Деятельность автономного учреждения регулируется Законом от 3 ноября 2006 г. № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174‑ФЗ). Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если она соответствует целям, ради которых создано учреждение, и предусмотрена в уставе (п. 7 ст. 4 Закона № 174‑ФЗ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса услуги проката, предоставляемые в рамках приносящей доход деятельности, признаются объектом обложения НДС как операции по передаче имущественных прав. Таким образом, учреждение в цене реализуемых услуг проката обязано предъявить к оплате потребителю этих услуг соответствующую сумму НДС.

Согласно требованиям пункта 1 статьи 1.2, пункта 2 статьи 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» при осуществлении расчетов с потребителями за услуги проката автономное учреждение обязано применять ККТ, включенную в реестр ККТ, и выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности в момент оказания услуг.

В соответствии с пунктом 9 Порядка № 209н операции по начислению налогоплательщиками — государственными (муниципальными) автономными и бюджетными учреждениями налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах НДС, отражаются по подстатьям КОСГУ, относящимся к доходам, по которым отражены доходы текущего финансового периода с учетом НДС.

Таким образом, начисление НДС отражается по подстатьям КОСГУ, по которым были начислены доходы текущего финансового года, облагаемые данным налогом (в части услуг проката — по подстатье 121 «Доходы от операционной аренды» КОСГУ), а операции по уплате НДС в бюджет относятся на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ.


Реклама