Особенности применения классификации при формировании бюджетов на 2022 год

Рассмотрим отдельные изменения классификации расходов бюджетов, а также остановимся на некоторых особенностях ее применения.

Д. В. НОВИКОВ, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

В целях подготовки проектов законов (решений) о бюджетах бюджетной системы России на 2022 год (на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов) Минфином России были изданы следующие документы:

  • приказ Минфина России от 11 июня 2021 г. № 78н «О внесении изменений в Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 85н» (далее — Приказ № 78н);
  • приказ от 8 июня 2021 г. № 75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов)» (далее — Приказ № 75н).

Указанные документы применяются при формировании проектов законов (решений) о бюджетах бюджетной системы России на 2022 год (на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов) с учетом сопровождающих их сопоставительных таблиц (таблиц соответствия), к числу которых относятся в том числе:

  • в части федерального бюджета:
    • Сопоставительная таблица целевых статей расходов, применяемых при исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в 2021 году, к применяемым в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов;
    • Аналитическая таблица направлений расходов, применяемых в 2021 году, к применяемым в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов;
    • Сопоставительная таблица изменений единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2021 году, к применяемым в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов;
    • Таблица соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов;
    • Таблица соответствия форм обоснований бюджетных ассигнований кодам видов расходов и направлений расходов, содержащихся в целевых статьях, классификации расходов бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;
  • в части региональных и местных бюджетов:
    • Сопоставительная таблица целевых статей расходов и кодов видов доходов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов;
    • Таблица соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;
  • в части единых для бюджетов бюджетной системы России видов расходов:
    • Сопоставительная таблица изменений единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2021 году, к применяемым в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов[1].

Информация, необходимая участникам бюджетного процесса, доведена Минфином России до:

  • главных распорядителей средств федерального бюджета в рамках Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по кодам классификации расходов бюджетов;
  • финансовых органов субъектов России письмом от 22 сентября 2021 г. № 02-05-11/77361 (далее — письмо № 02-05-11/77361).

Особенности применения разделов (подразделов)

Благоустройство

Расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, отражаются по подразделу 0503 «Благоустройство».

Для корректного применения указанного подраздела необходимо учитывать следующие нормы законодательства.

Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Согласно положениям статьи 45.1 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. При этом утверждение правил благоустройства территории муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (подп. 11 п. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ). Указанные правила могут регулировать в том числе вопросы содержания и восстановления элементов благоустройства.

Таким образом, подраздел 0503 «Благоустройство» корректно применять для отражения расходов на мероприятия по благоустройству, включенные в правила благоустройства территории, утвержденные представительным органом соответствующего муниципального образования, и обеспеченные бюджетными ассигнованиями в соответствии с его бюджетом.

Централизованные закупки

Особенности применения подразделов определены в рамках положений подпункта 18.1 Порядка № 85н. Одной из таких особенностей является отнесение расходов на осуществление главным распорядителем централизованных закупок товаров. Так, расходы на закупки, осуществляемые для нужд:

  • государственного (муниципального) органа, в том числе в целях обеспечения выполнения возложенных на него функций с учетом территориальных органов и подведомственных ему казенных учреждений, относятся на разделы и подразделы классификации расходов бюджетов, в рамках которых отражаются расходы на обеспечение функционирования данного государственного (муниципального) органа;
  • территориальных органов и (или) подведомственных государственному (муниципальному) органу государственных (муниципальных) учреждений — на отраслевые (функциональные) разделы (подразделы) классификации расходов бюджетов, соответствующие выполняемым данными органами, учреждениями функциям.

Закупаемые материальные ценности, передаваемые главным распорядителем (уполномоченным органом, учреждением) учреждениям-получателям, принимаются к учету с отражением по соответствующим отраслевой принадлежности этих учреждений разделам и подразделам классификации расходов бюджетов.

Целевые субсидии на оборудование спортивных площадок

Пунктом 18.1 Порядка № 85н установлено, что отнесение расходов на финансовое обеспечение выполнения функций (оказание услуг) государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в форме субсидий, осуществляется по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов исходя из осуществляемых указанными учреждениями функций (услуг). Расходы на предоставление субсидий бюджетному или автономному учреждению на иную цель, на оказание услуг (выполнение работ) различной отраслевой (функциональной) направленности указанными учреждениями осуществляются по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов бюджетов исходя из осуществляемых функций (услуг).

Приложением № 32 к государственной программе России «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства России от 15 апреля 2014 г. № 302, определены следующие цели предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов России на софинансирование государственных программ субъектов России в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием:

  • а) создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО);
  • б) создание или модернизация физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта;
  • в) создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием.

В этой связи расходы на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, осуществляемые в рамках федерального проекта «Спорт — норма жизни», независимо от отраслевой принадлежности учреждения, уполномоченного на создание такого комплекса, например, образовательного учреждения, следует отразить в рамках раздела 1100 «Физическая культура и спорт».

Особенности применения целевых статей (направлений расходов)

Обособление реализации государственных функций и обеспечения деятельности федеральных государственных органов

Приказом № 75н обособлены бюджетные ассигнования (расходы) на реализацию государственных функций — направление расходов 90019 «Расходы на реализацию государственных функций федеральных государственных органов» (далее — НР 90019) и на обеспечение деятельности федеральных государственных органов — направление расходов 90020 «Расходы на обеспечение деятельности федеральных государственных органов». Исходя из требований Приказа № 75н по целевой статье, содержащей НР 90019, отражаются расходы федерального бюджета, осуществляемые главными распорядителями средств федерального бюджета в целях обеспечения реализации возложенных на них законодательством Российской Федерации государственных функций (далее — Функциональные расходы), за исключением расходов, которые осуществляются при обеспечении деятельности федеральных государственных органов вне зависимости от увязки с реализацией конкретной государственной функции (далее — Универсальные расходы).

К Функциональным расходам федеральных государственных органов целесообразно отнести в том числе:

  • не предусмотренные к отражению по иным обособленным направлениям расходов статусные и прочие выплаты персоналу[2];
  • почтовые расходы (включая оплату почтовых отправлений, приобретение почтовых марок и маркировочных конвертов (аналогом выступает использование франкировальных машин);
  • личное страхование сотрудников в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
  • повышение квалификации (профессиональную подготовку, переподготовку) сотрудников (за исключением расходов на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих), непосредственно связанных с реализацией конкретной государственной функции;
  • приобретение серверного оборудования;
  • иные закупки, непосредственно связанные с реализацией конкретной государственной функции.

К Универсальным расходам, которые согласно Приказу № 75н подлежат отражению по целевой статье, содержащей НР 90020, целесообразно отнести в том числе расходы федеральных государственных органов на:

  • уплату налогов и сборов;
  • содержание административных зданий (помещений), включая их обслуживание (уборку, охрану, текущий и капитальный ремонт);
  • повышение квалификации (профессиональную подготовку, переподготовку) сотрудников (за исключением расходов на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих), не связанных с реализацией конкретной государственной функции (например, обучение охране труда, мерам пожарной безопасности);
  • страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, опасных объектов (в т. ч. лифтов);
  • оплату на основании условий договоров аренды (безвозмездного пользования) учреждениями-арендаторами (ссудополучателями) счетов, выставляемых арендодателями (ссудодателями) в рамках соглашений о возмещении стоимости коммунальных услуг в части, направленной на обеспечение переданных в аренду объектов;
  • расходы на исполнение судебных актов, предусматривающих взыскания за действия, не связанные с реализацией конкретной государственной функции;
  • иные Универсальные расходы, которые осуществляются при обеспечении деятельности федеральных государственных органов вне зависимости от увязки с реализацией конкретной государственной функции.

В дополнение к этому отметим, что информация, представленная в вышеупомянутой Таблице соответствия форм обоснований бюджетных ассигнований кодам видов расходов и направлений расходов, содержащихся в целевых статьях классификации расходов бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, не позволяет увязывать и применять НР 90020 с видами расходов:

  • 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда»;
  • 123 «Иные выплаты государственных (муниципальных) органов привлекаемым лицам»;
  • 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов»;
  • 241 «Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
  • 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем»;
  • 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств»;
  • 350 «Премии и гранты»;
  • 360 «Иные выплаты населению»;
  • 880 «Специальные расходы».

Новое «жилищно­коммунальное» направление в федеральном бюджете

Приказом № 75н предусмотрено новое направление расходов 90071 «Жилищно-коммунальные (коммунальные) услуги, взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», являющееся универсальным (применяется в соответствующих государственным программам (непрограммным направлениям деятельности) целевых статьях) и используемым при отражении расходов на оплату жилищно-коммунальных (коммунальных) услуг для обеспечения нужд федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, подведомственных казенных учреждений, включая услуги по теплоснабжению (отоплению и горячему водоснабжению), электроснабжению, газоснабжению, поставке твердого топлива при наличии печного отопления, холодному водоснабжению, водоотведению, обращению с твердыми коммунальными отходами, а также на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Кроме того, данное направление расходов предназначено для отражения расходов на оплату энергосервисных договоров (контрактов).

Направление расходов 90071 не применяется для отражения расходов на:

  • оплату жилищно-коммунальных (коммунальных) услуг, приобретаемых зарубежными аппаратами федеральных государственных органов, а также аналогичные расходы, осуществляемые за пределами территории России (отражаются по соответствующим целевым статьям, содержащим направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»);
  • оплату технологических нужд (работ, связанных с предоставлением коммунальных услуг, носящих регламентированный условиями предоставления коммунальных услуг характер (определенный перечень работ и периодичность их выполнения), включенных в обязательства сторон по договору на приобретение коммунальных услуг), а также оплату органами и учреждениями, являющимися арендаторами (ссудополучателями), счетов, выставляемых арендодателями (ссудодателями) на возмещение стоимости коммунальных услуг в части, направленной на обеспечение переданных в аренду объектов (отражаются по соответствующим целевым статьям, содержащим направления расходов — 90020 «Расходы на обеспечение деятельности федеральных государственных органов», 90049 «Расходы на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований», 90059 «Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений» (в зависимости от категории осуществляющей расходы организации).
  • Новый подход к кодировке целевых статей по государственным программам

Приказом № 78н внесены изменения в структуру кода целевой статьи федерального бюджета (программная часть).

В основе данного изменения — пункт 2 постановления Правительства России от 26 мая 2021 г. № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» (далее — Постановление № 786), согласно которому реализация государственных программ России начиная с 2022 года осуществляется в соответствии с Положением о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденным Постановлением № 786 (далее — Положение).

Пунктом 7 Постановления № 786 органам государственной власти субъектов России рекомендовано учитывать нормы Положения при установлении порядка разработки и реализации государственных программ субъектов России.

Поскольку бюджетное законодательство не содержит требования об утверждении финансовым органом соответствующего субъекта России структуры целевых статей его бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в порядке, аналогичном применяемому на федеральном уровне, подход, внедренный на федеральном уровне, может быть применен субъектом России на основании его решения о разработке (реализации) государственных программ субъекта России с учетом норм Положения.

В случае принятия такого решения в целевой статье бюджета субъекта России Минфин России в письме № 02-05-11/02-05-11/77361 рекомендует применение следующих структурных элементов государственных программ субъекта России:

  • региональные проекты, обеспечивающие достижение результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов;
  • региональные проекты;
  • ведомственные проекты;
  • комплексы процессных мероприятий.

Отражение неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов

Порядком № 85н на 2022–2024 годы предусмотрен новый пункт 29.1, согласно которому расходы бюджетов субъектов России (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются неиспользованные остатки целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет, полученных из федерального бюджета, отражаются по направлению расходов 58000 «Целевые федеральные межбюджетные трансферты прошлых лет» в случае отсутствия у России расходных обязательств по предоставлению в текущем финансовом году соответствующих целевых межбюджетных трансфертов.

Изменения порядка применения (особенности применения) видов расходов

Приказом № 78н вводятся следующие изменения порядка применения видов расходов:

  • особенности применения видов расходов классификации расходов бюджетов дополнены пунктом 46.9, согласно которому расходы на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях, тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям (проезд к месту проведения мероприятия и обратно, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях), осуществляемые через командируемых подотчетных лиц, отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»;
  • уточнено описание вида расходов 247 «Закупка энергетических ресурсов» (далее — ВР 247) в части дополнения содержащегося в нем закрытого перечня расходов расходами на горячее водоснабжение, а также более конкретным составом расходов на газоснабжение.

Так, с 2022 года по ВР 247 отражаются расходы бюджетов бюджетной системы России, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на оплату:

  • потребленных энергетических ресурсов (электроэнергии, газа природного и сжиженного (за исключением заправки автотранспорта, работающего на газомоторном топливе, и бытовых газовых баллонов на заправочных станциях, осуществляющих розничную продажу газа), теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения), включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические ресурсы), а также услуг по транспортировке энергетических ресурсов по газораспределительным, электрическим и теплосетям (при их наличии);
  • услуг транспортировки указанных энергетических ресурсов по газораспределительным, электрическим и теплосетям (при их наличии), а также иных снабженческо-сбытовых услуг, включенных в договор поставки. При этом ВР 247 не применяется для отражения бюджетных ассигнований на аналогичные расходы, осуществляемые за пределами территории России.

В целях обеспечения реализации положений Бюджетного кодекса в части предоставления из бюджетов муниципальных образований для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, субсидий бюджетам других муниципальных образований уточнено описание вида расходов 522 «Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности».

Согласно положениям пунктов 7 статьи 78 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями высшего должностного лица субъекта России, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России, местной администрации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Согласно требованиям Порядка № 85н на 2022–2024 годы расходы по выплате грантов в форме субсидий (премий) по результатам конкурсов следует отражать в зависимости от типа получателей. Так, выплаты грантов в форме субсидий (премий):

  • физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц — производителей товаров, работ, услуг) отражаются по виду расходов 350 «Премии и гранты»;
  • некоммерческим организациям — по видам расходов 613 «Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям» и 623 «Гранты в форме субсидии автономным учреждениям» либо по соответствующим элементам подгруппы видов расходов 630 «Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний)» (при выплате грантов (премий) иным некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений));
  • коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг — по соответствующим элементам подгруппы видов расходов 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг».

Однако если на этапе планирования предстоящих выплат определить тип получателя не представляется возможным, следует учитывать положения пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса, согласно которым перераспределение бюджетных ассигнований, предоставляемых на конкурсной основе, возможно путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

В связи с этим главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно определяет, по какому из вышеперечисленных видов расходов отразить бюджетные ассигнования на предоставление грантов (премий) лауреатам предстоящих конкурсов.

В дальнейшем при определении получателя гранта (премии) в случае необходимости главный распорядитель бюджетных средств инициирует предложения по изменению сводной бюджетной росписи с учетом вышеуказанного порядка отражения расходов на выплату грантов (премий).



[1] Приказ № 78н, Приказ № 75н, а также приведенные таблицы размещены на официальном сайте Минфина России (www.minfin.gov.ru) в рубрике «Бюджет», разделе «Бюджетная классификация Российской Федерации» (подразделах «Бюджетная классификация Российской Федерации» и «Методический кабинет»).

[2] Выплата суточных при служебных командировках, выплата пособия при увольнении и т. п.



Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама