Подготовка к отчетности: инвентаризация и не только
Перед формированием годовой бюджетной отчетности имущество и обязательства подлежат инвентаризации. Этот процесс, как правило, вызывает вопросы.
Т. А. ФЕТИСОВА, ведущий эксперт, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Вопрос: Какие установлены сроки проведения инвентаризации объектов нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну?
Ответ:
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности активы, включая имущество государственной (муниципальной) казны, и обязательства подлежат инвентаризации (ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402‑ФЗ), п. 79 СГС «Концептуальные основы»).
Целью проведения инвентаризации является выявление фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 143 Инструкции № 157н в целях контроля соответствия учетных данных по объектам нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, сформированных в результате отражения операций, изменяющих показатели в денежном (стоимостном) выражении указанных активов на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов, осуществляется сверка учетных данных с данными реестра государственной (муниципальной) казны. При этом периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату (п. 145 Инструкции № 157н).
Основные требования к инвентаризации активов и обязательств для организаций бюджетной сферы установлены разделом VIII СГС «Концептуальные основы».
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом в рамках формирования своей учетной политики, определяемой в соответствии с СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации, установленных законодательством России, федеральными и отраслевыми стандартами.
Пунктом 81 СГС «Концептуальные основы» установлены случаи обязательного проведения инвентаризации.
Пунктом 7 Инструкции № 191н установлено, что в целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств. При этом нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, не предусмотрена обязанность проведения инвентаризаций исключительно по завершении финансового (отчетного) года.
Определение сроков проведения инвентаризации объектов бухгалтерского учета (с учетом специфики их вовлечения в хозяйственный оборот и применяемых методов учета) находится в сфере компетенции субъекта учета с соблюдением требования обеспечения достоверности данных бюджетного (бухгалтерского) учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Таким образом, инвентаризация в целях составления годовой бюджетной отчетности может проводиться до завершения финансового года, за который составляется отчетность (например, в IV квартале года), как одного из методов предварительного финансового контроля, не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Учитывая изложенное, проведение инвентаризации объектов нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, путем сверки данных бюджетного учета с данными из реестра государственной (муниципальной) казны необходимо осуществлять не реже чем на отчетную дату (ежегодно).
Вместе с тем в целях контроля соответствия учетных данных по объектам нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, с данными реестра государственной (муниципальной) казны субъекту учета предоставлено право устанавливать в рамках его учетной политики более частую периодичность проведения инвентаризации указанного имущества, например, поквартальную периодичность либо на дату формирования бухгалтерских записей на сумму изменения реестра.
Вопрос: Следует ли при передаче полномочий по осуществлению кассовых операций от одного кассира (ответственного лица) другому кассиру (ответственному лицу) проводить инвентаризацию? Если да, то какими документами оформлять?
Ответ:
В соответствии с пунктом 81 «Концептуальные основы» при смене материально ответственных лиц проведение инвентаризации обязательно. При этом порядок проведения инвентаризации устанавливается учетной политикой субъекта учета (п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).
Указанная норма стандарта согласуется с положениями Указаний Банка России от 11 марта 2014 г. №
В соответствии с Методическими указаниями № 52н по результатам инвентаризации оформляется Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088), Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086).
Инвентаризационными описями, составленными на момент смены кассира (ответственного должностного лица), подтверждается сумма наличных денег (денежных документов), которые находятся в кассе учреждения на момент возложения на новое должностное лицо обязанности по работе с наличными деньгами (на момент принятия новым должностным лицом кассы).
Отметим, что нормативные правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета организациями бюджетной сферы, при смене кассира (ответственного лица) в связи с его уходом в отпуск, временной нетрудоспособностью, увольнением, не содержат требований по составлению документа, подтверждающего передачу наличных средств в кассе (акта приема-передачи кассы).
Вместе с этим при передаче наличных денег, кассовых документов между должностными лицами кредитного учреждения, ответственными за сохранность наличных средств (кассовых работников) в случае замещения временно отсутствующих должностных лиц, ответственных за сохранность наличных средств (кассового работника), в том числе при организации посменной работы указанных работников, такая передача наличных денег, кассовых документов между должностными лицами осуществляется по акту приема-передачи, составленному в одном экземпляре (п. 17.12 Порядка ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденных положением Банка России от 29 января 2018 г. №
Обратите внимание: при смене должностных лиц, осуществляющих операции с наличными деньгами (кассовых работников), выбытия денежных средств, бланков строгой отчетности и денежных документов из кассы не происходит (отсутствует факт хозяйственной жизни). В связи с чем факт передачи полномочий по осуществлению кассовых операций от одного кассира (ответственного лица) другому кассиру (ответственному лицу) на счетах бухгалтерского учета не отражается.
Вопрос: Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном учете обязательств, возникающих из претензионных требований и исков.
Ответ:
В соответствии с положениями СГС «Концептуальные основы» и Инструкции № 157н бухгалтерский учет ведется организациями бюджетной сферы методом начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты).
Пунктом 2 статьи 10 Закона № 402‑ФЗ предусмотрена норма о недопущении пропусков или изъятий при регистрации в регистрах бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета, в том числе обязательств и фактов хозяйственной жизни, их изменяющих.
Таким образом, в бюджетном учете субъекта учета бюджетные (денежные) обязательства необходимо отразить в момент возникновения требования к субъекту учета.
В соответствии с положениями СГС «Резервы» резерв по претензиям, искам признается в полной сумме претензионных требований и исков на дату получения претензионного требования по оспоримым претензионным требованиям, по которым субъектом учета предполагается досудебное урегулирование, или на дату уведомления субъекта учета о принятии иска к судебному производству — по оспоримым исковым требованиям, по которым субъектом учета не предполагается досудебное урегулирование.
Одновременно с резервом предстоящих расходов формируются отложенные обязательства, величина которых определена на момент их принятия условно-расчетно и (или) не определено время (финансовый период) их исполнения.
Операции по принятию бюджетных обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств необходимо осуществлять в соответствии с пунктом 141.2 Инструкции № 162н.
В соответствии с пунктом 28 СГС «Резервы» резерв списывается при признании затрат и (или) при признании кредиторской задолженности по выполнению обязательства, по которому он был создан.
Учитывая изложенное, принятие денежных обязательств в бюджетном учете по исполнению обязанностей субъекта учета, возникающих из претензионных требований и исков, необходимо отразить в момент вступления в законную силу решения суда следующими корреспонденциями:
Дебет 1 401 60 ХХХ
«Резервы предстоящих расходов»
Кредит 1 302 ХХ 73Х
«Увеличение кредиторской задолженности по принятым обязательствам».
Одновременно нужно сделать такие бухгалтерские записи:
Дебет 1 501 Х3 ХХХ
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
Кредит 1 501 93 ХХХ
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств на иные очередные годы (за пределами планового периода)»;
Дебет 1 502 99 ХХХ
«Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)»
Кредит 1 502 Х1 ХХХ
«Принятые обязательства»;
Дебет 1 502 Х1 ХХХ
«Принятые обязательства»
Кредит 1 502 Х2 ХХХ
«Принятые денежные обязательства».