Вопрос — Ответ

Вопросы по бюджетному (бухгалтерскому) учету

Вопрос: Правительственной комиссией было вынесено решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования бюджетного учреждения на земельный участок и об изъятии объектов недвижимого имущества, находящихся на этом участке, из оперативного управления бюджетного учреждения.

Бюджетным учреждением было заключено соглашение с обществом о порядке реализации указанного решения, в котором общество обязуется направить в адрес учреждения уведомление о заключенном договоре и указать в нем порядок перечисления денежных средств. Бюджетное учреждение по соглашению обязуется предоставлять информацию и документы в отношении изъятого имущества, уведомлять о поступлении денежных средств от победителя торгов на свой счет.

Правомерно ли такое распоряжение поступившими денежными средствами и их отнесение в доходы учреждения?

Ответ:

В соответствии с пунктом 4.3 статьи 12 Закона от 24 июля 2008 г. № 161‑ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее — Закон № 161‑ФЗ) в решении, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 12 Закона № 161‑ФЗ, может быть указано на необходимость перечисления части денежных средств в федеральный бюджет или определенным организациям, акционерным обществам, которые указаны в пункте 4.1 статьи 11 этого закона и которым были предоставлены Россией предусмотренные таким решением земельные участки, иные объекты недвижимого имущества.

Согласно пункту 3 статьи 41 Бюджетного кодекса к неналоговым доходам бюджетов в том числе относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Законом № 161‑ФЗ;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Законом № 161‑ФЗ.

Доходы бюджетного учреждения формируются в соответствии с уставной деятельностью, однако согласно письму Минфина России от 21 ноября 2019 г. № 02-08-10/90565 бюджетное законодательство не содержит положений, предусматривающих формирование доходов федеральных бюджетных учреждений в результате распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

Таким образом, операции по распоряжению земельными участками в рамках соглашения о порядке реализации решений Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности России, не должны формировать доходы бюджетного учреждения. Такие поступления согласно письму № 02-08-10/90565 должны быть перечислены в доход федерального бюджета.

В учете бюджетного учреждения поступление процентов от продажи недвижимости отражаются в качестве средств во временном распоряжении. При этом согласно пункту 267 Инструкции № 157н для учета сумм денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, предназначен счет 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».

Вопрос: Учреждение подписало соглашение на выполнение государственного (муниципального) задания в конце декабря 2020 года. Есть условие, что оно вступает в силу с 1 января 2021 года. В данном случае в каком периоде учреждение должно отразить доходы будущих периодов (в декабре 2020 года или январе 2021 года)? Как понимать пункт 54 СГС «Доходы»?

Ответ:

Согласно пункту 54 СГС «Доходы» субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение. Право на получение дохода предусматривается соглашением о выделении субсидии и возникает в момент его заключения. СГС «Доходы» устанавливает обязанность субъекта учета признавать доходы от субсидий на дату возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов, то есть на дату заключения соглашения между органом государственной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя, и учреждением. Такое положение детализировано письмом Минфина России от 21 декабря 2018 г. № 02-06-10/93719.

Таким образом, если соглашение заключено (подписано) в декабре, но с условием выделения субсидии в следующем году, отражать доходы будущих периодов нужно по факту подписания соглашения (в декабре 2020 года).

Вопрос: В казенном учреждении ГУ ФСИН штат учреждения передается в другие подведомственные учреждения. По какой статье (подстатье) КОСГУ отражается выплата дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока преду­преждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ)?

Ответ:

В журнале «Бюджетный учет» № 9 на стр. 47 была допущена техническая ошибка. Ответ на вопрос следует читать: «В соответствии с пунктом 10.6.6 Порядка № 209н выплата дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, предусмотренной статьей 180 Трудового кодекса, отражается по подстатье 266 „Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме“ КОСГУ.»

Вопросы по налоговому учету

Вопрос: Казенное учреждение применяет общую систему налогообложения и осуществляет реализацию коммунальных ресурсов исполнителям коммунальных услуг. Подлежит ли такая деятельность налогообложению НДС?

Ответ:

В подпункте 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса установлено, что реализация услуг на территории России признается объектом налогообложения НДС.

В пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса установлен закрытый перечень операций, которые не подлежат налогообложению НДС.

В рассмотренной ситуации необходимо руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства России от 6 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил к коммунальным ресурсам относятся в том числе холодная и горячая вода, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения. Под коммунальной услугой понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безо­пасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Обратите внимание на письмо Минфина России от 30 декабря 2020 г. № 03-07-11/116133, в котором указывается, что реализация казенными учреждениями коммунальных ресурсов исполнителям коммунальных услуг подлежит налогообложению НДС в общеустановленном порядке.

Вопрос: Физическое лицо написало заявление о досрочном прекращении государственной гражданской службы. Ему была выплачена дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Облагается ли она НДФЛ?

Ответ:

На основании статьи 180 Трудового кодекса при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии со статьей 81 Трудового кодекса. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. При этом работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двухмесячного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

В силу пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат обложению НДФЛ, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством России, субъектов России, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством России), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Рассмотрим позицию официальных органов по анализируемому вопросу.

Так, в письме Минфина России от 15 февраля 2021 г. № 03-04-05/10004 указывается, что дополнительная компенсация, выплачиваемая в соответствии со статьей 180 Трудового кодекса в случае расторжения трудового договора с работником до истечения срока предупреждения об увольнении, не относится к доходам в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, освобождаемым от налогообложения в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме на основании пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса.

Таким образом, дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, не облагается НДФЛ.

Вопросы по госзакупкам

Вопрос: Могут ли быть изменены существенные условия государственного контракта при уменьшении доведенных лимитов бюджетных обязательств?

Ответ:

В статье 95 Закона № 44‑ФЗ законодатель установил закрытый и исчерпывающий перечень случаев, при которых заказчику предоставляется возможность изменения существенных условий контракта.

В соответствии с подпунктом 1"в" пункта 1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае изменения объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства цены контракта не более чем на десять процентов от цены контракта.

Изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов, и при условии, что возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара (подп. 1б п. 1 ст. 95 Закона № 44‑ФЗ).

В письме Минфина России от 18 ноября 2020 г. № 24-03-06/100594 разъясняется, что, если изменение существенных условий контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, в части изменения цены контракта инициировано в соответствии с подпунктом 1"в" пункта 1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ, возможность указанного изменения должна быть предусмотрена документацией о закупке и контрактом, и допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства контракта не более чем на десять процентов от цены контракта.

Согласно пункту 1 статьи 111 Закона № 44‑ФЗ Правительство России вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный статьей 24 Закона № 44‑ФЗ, а также в целях создания для России дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.

Учитывая изложенное, в случае возникновения необходимости изменения существенных условий исполнения контракта, в том числе цены контракта, такие изменения могут быть осуществлены в исключительных случаях на основании решения Правительства России, принятого в соответствии с пунктом 1 статьи 111 Закона № 44‑ФЗ.

Вопрос: Муниципальное казенное учреждение, осуществляя закупки, размещает сметы и расчеты к бюджетной смете на официальном сайте в сети Интернет (в системе «Электронный бюджет»). Учреждением были внесены изменения в расчеты к бюджетной смете без внесения изменений в саму смету. Имеет ли право учреждение разместить на сайте расчеты к бюджетной смете без размещения сметы?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Бюджетного кодекса бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств (далее — ГРБС), в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными приказом Минфина России от 14 февраля 2018 г. № 26н (далее — Общие требования № 26н).

ГРБС определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями (подп. 8 п. 1 ст. 158 БК РФ).

Согласно пункту 8 Общих требований № 26н смета составляется на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, являющихся ее неотъемлемой частью.

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей составляются в процессе формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) и утверждаются в соответствии с главой III Общих требований № 26н.

На основании пункта 16 Общих требований № 26н в случае изменения показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, не влияющих на показатели сметы учреждения, осуществляется изменение только показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. В этом случае измененные показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей утверждаются в соответствии с пунктом 19 Общих требований № 26н.

Если ГРБС установил казенному учреждению государственное (муниципальное) задание, то при составлении бюджетной сметы нужно использовать его показатели (п. 2, 3 ст. 69.2 БК РФ).

Изменения в смету с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, использованными при ее изменении, или изменение показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, не приводящих к изменению сметы, направляются распорядителем бюджетных средств (учреждением) главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств не позднее одного рабочего дня после утверждения изменений в смету (изменений в показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей) (п. 20 Общих требований № 26).

Таким образом, требования, в соответствии с которыми составление, утверждение и ведение бюджетной сметы предусмотрено в системе «Электронный бюджет», предъявляются только к федеральным учреждениям. К муниципальным образованиям такие требования не относятся, поэтому муниципальное казенное учреждение имеет право разместить на сайте расчеты к бюджетной смете без размещения самой сметы.

Обратите внимание, что в случае нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы должностное лицо будет привлечено к административной ответственности согласно пункту 2 статьи 15.15.7 КоАП России (в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей).

Вопрос: Может ли бюджетное учреждение за счет денежных средств, поступающих учреждению от деятельности, приносящей доход, заключать гражданско-правовые договоры с юридическими и физическими лицами на основании норм Гражданского кодекса?

Ответ:

Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона № 44‑ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы России, и иных средств (подп. 7 п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ).

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 15 Закона № 44‑ФЗ, если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом № 223‑ФЗ.

Обратимся к позиции официальных органов.

Например, в письме Минфина России от 6 декабря 2017 г. № 24-04-07/81331 разъясняется, что бюджетное учреждение вправе применять Закон № 223‑ФЗ при совокупности условий, установленных пунктами 2, 3 статьи 15 Закона № 44‑ФЗ.

Обратите внимание, что вместе с тем необходимо учитывать, что в силу пункта 3 статьи 4 Закона от 31 декабря 2017 г. № 505‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения о закупке, которые не соответствуют Закону № 223‑ФЗ, после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона № 44‑ФЗ бюджетные учреждения, которые до 1 января 2019 года не приведут свои положения о закупке в соответствие с новыми требованиями Закона № 223‑ФЗ, с 1 января 2019 года руководствуются Законом № 44‑ФЗ в полном объеме (причем не до даты утверждения и размещения положения в ЕИС, а до 1 января года, следующего за утверждением и размещением обновленного положения о закупке).

Бюджетное учреждение может за счет денежных средств, поступающих учреждению от деятельности, приносящей доход, заключать гражданско-правовые договоры с юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями (на выполнение работ, оказание услуг, куплю-продажу) на основании Закона № 44‑ФЗ, а не на основании норм Гражданского кодекса. Кроме того, бюджетное учреждение в этом случае вправе применять нормы Закона № 223‑ФЗ при соблюдении совокупности требований.

Вопрос: Казенное учреждение — заказчик направило поставщику требование об уплате пени за просрочку исполнения обязательств по контракту. На момент расчета пени был установлен один размер ключевой ставки Банка России. Поставщик не оплатил сумму пени по требованию в течение двух месяцев. За это время ключевая ставка изменилась. Обязан ли заказчик отправлять поставщику новое требование об уплате пени с новой суммой?

Ответ:

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (п. 6 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ).

На основании пункта 7 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством установлен иной порядок начисления пени.

Требование о выставлении нескольких требований, в частности в связи с изменением ключевой ставки Банка России, Закон № 44‑ФЗ не устанавливает.

Таким образом, заказчик может выставлять новые требования (в частности, каждый месяц или после изменения ключевой ставки Банка России), однако это необязательно.

Вопросы по контролю

Вопрос: Имеет ли право бюджетная организация выдавать своим работникам беспроцентные займы и займы под льготные проценты?

Ответ:

Да, бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться средствами от приносящей доходы деятельности только в рамках требований действующего законодательства, в том числе выдавать займы работникам, с учетом отдельных ограничений.

Пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса определено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

На основании пункта 10 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7‑ФЗ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 данной статьи или пунктом 3 статьи 27 Закона № 7‑ФЗ.

В силу пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями.

Однако в соответствии с уже упоминавшимся пунктом 13 статьи 9.2. Закона № 7‑ФЗ крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

В силу пункта 14 статьи 9.2 Закона № 7‑ФЗ бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 27 Закона № 7‑ФЗ, если заинтересованное лицо имеет интерес к сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки:

  • оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки (в бюджетном учреждении — соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя);
  • сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью (в бюджетном учреждении — соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя).

Таким образом, самостоятельно распоряжаться средствами от приносящей доходы деятельности бюджетные учреждения могут только в рамках требований действующего законодательства.

Порядок оформления займа определен Гражданским кодексом. С работником, которому выдают заем, необходимо заключить договор займа. Основные требования к договору займа содержатся в главе 42 Гражданского кодекса.

Вопрос: Бюджетное учреждение заключило с коммерческой организацией (далее — организация) договор цессии (уступки требования), в соответствии с которым организация передала право требовать долг со своего должника. Может ли бюджетное учреждение цессировать обязательства по договору?

Ответ:

Муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы России, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом.

В статье 31 Бюджетного кодекса установлено право органов государственной власти и органов местного самоуправления на самостоятельное определение направления расходования бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием; займов муниципального образования, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования; договоров о предоставлении муниципальных гарантий; договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления (п. 2 ст. 100 БК РФ).

Кроме того, Бюджетный кодекс не предусматривает такой формы расходования бюджетных средств, как оплата за счет средств бюджета муниципального образования приобретенного у коммерческой организации права требования по договору цессии. Этот договор не направлен на обеспечение задач, отнесенных законом к сфере ведения местного самоуправления, противоречит интересам населения муниципального образования и влечет причинение вреда экономическим интересам муниципального образования.

То есть принятое на себя муниципальным образованием по спорному договору обязательство влечет несанкционированное расходование бюджетных средств, что противоречит требованиям бюджетного законодательства.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом.

В письме Минфина России от 11 марта 2015 г. № 02-02-08/12916 указывается, что правоотношения, возникающие между заказчиком (бюджетным учреждением) и исполнителем (юридическим лицом), регулируются не только гражданским, но и бюджетным законодательством, а также законодательством о контрактной системе, в связи с чем сделан вывод, что цессия по государственным (муниципальным) контрактам не допускается.

Таким образом, заключение бюджетным учреждением договора цессии (уступки права требования) с коммерческой организацией, по которому коммерческая организация уступает бюджетному учреждению право требовать долг со своего должника, не является правомерным, поскольку влечет несанкционированное расходование бюджетных средств.

Вопрос: Орган государственного контроля (надзора) выдал предписание об устранении выявленного нарушения в срок до 14 сентября 2021 года. Вправе ли данный орган 15 сентября 2021 года начать внеплановую проверку исполнения выданного предписания?

Ответ:

В соответствии с пунктом 21 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294‑ФЗ), если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного предписания органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля.

Статья 192 Гражданского кодекса регламентирует окончание срока, определенного периодом времени.

Если срок устранения предписания попадает на 14 сентября 2021 года, то уже на следующий день может начинаться внеплановая проверка исполнения предписания. Закон № 294‑ФЗ ограничений для этого не устанавливает.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама