Гранты в форме субсидий

Рассмотрим, как правильно завершить финансовый год, если вы стали счастливым обладателем гранта в форме субсидии. Статья будет полезной государственным учреждениям, которые хотят принять участие в конкурсе или ином отборе на право получения субсидии, а также получившим в 2021 году гранты в форме субсидии, помочь правильно отчитаться об исполнении обязательств по соглашению.

Ю. Е. СЕМАШКО, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

В последнее время, когда общество стремится достичь прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а Правительство России — повысить качество финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами, а также совершенствования нормативно-правового регулирования бюджетных отношений, работникам учреждений государственного сектора приходится постоянно поддерживать необходимый уровень своих компетенций в сфере бухгалтерского учета и финансов.

Источников финансирования у бюджетных и автономных учреждений достаточно много, при этом механизмы получения и расходования денежных средств несколько отличаются друг от друга.

Бюджетные и автономные учреждения могут осуществлять операции со средствами, полученными ими в виде:

  • субсидий из бюджета бюджетной системы России на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения социального заказа на оказание услуг в социальной сфере (п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
  • субсидий из бюджета бюджетной системы России на иные цели (п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
  • субсидий на цели осуществления капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности (ст. 78.2 БК РФ);
  • грантов в форме субсидий (п. 4 ст. 78.1 БК РФ);
  • бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (ст. 79 БК РФ);
  • собственных доходов (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ, п. 6, 7 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174‑ФЗ);
  • средств ОМС;
  • средств, находящихся во временном распоряжении.

Подробно рассмотрим отдельные вопросы, возникающие у бюджетных и автономных учреждений, если им был предоставлен грант в форме субсидии по результатам конкурса или иного отбора на право получения субсидии. А вопросов зачастую возникает очень много, разного характера, но тем не менее очень важно разобраться в правовых нормах, для того чтобы впоследствии принять правильные решения о порядке отражения свершившихся фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и подобрать нужные документы-основания, а по результатам исполнения правильно оформить отчетные документы.

Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов России, органы местного самоуправления выпускают нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы России, в том числе грантов в форме субсидий (далее — Правила), требования к которым установлены постановлением Правительства России от 18 сентября 2020 г. № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Общие требования № 1492).

Предоставление гранта в форме субсидии осуществляется на основании соглашения, форма которого определена приказом Минфина России от 21 декабря 2018 г. № 280н «Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее — типовая форма соглашения).

Общие требования № 1492, Правила и заключенное в соответствии с типовой формой соглашение регулируют порядок предоставления грантов в форме субсидий, требования к участникам, а также порядок действий сторон соглашения. Учитывая высокий уровень развития справочно-информационных баз данных, со всеми вышеперечисленными документами читатель может ознакомиться в открытом доступе, остановимся лишь на отдельных, наиболее актуальных вопросах.

Участник отбора

Отметим, что очень актуальным в последнее время становится вопрос соответствия участника конкурса или иного отбора на право получения субсидии (далее — участник отбора) обозначенный в Правилах требованиям к участникам отбора. Счетная палата России во время контрольных мероприятий обращает внимание на наличие, состав и качество документов, представленных участниками отбора, и, соответственно, на обоснованность предоставления гранта в форме субсидии конкретному учреждению.

Требования, которым должен соответствовать участник отбора на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, или на иную дату, определенную правовым актом, включают в себя, например:

  • отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах (если такое требование предусмотрено правовым актом);
  • отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет бюджетной системы России;
  • не нахождение в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в процедуре банкротства;
  • отсутствие дисквалификации руководителя, главного бухгалтера и т. д.

Мы давно уже привыкли к необходимости своевременно исполнять обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, за этим пристально следит ФНС России. Но мы не привыкли своевременно исполнять обязанность по возврату в бюджет бюджетной системы России сумм субсидий и штрафов, связанных с нарушениями условий предоставления субсидий, неподтвержденных учредителем остатков субсидий и сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет.

Обратите внимание на своевременность отражения в учете показателей задолженности по возврату в доход федерального бюджета на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» по предоставленным ранее субсидиям, а также на своевременность перевода этой задолженности в статус просроченной.

Бухгалтерская запись по отражению задолженности будет следующей:

Дебет 0 401 40 152 (162)

«Доходы будущих периодов по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления («Доходы будущих периодов по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»)

Кредит 0 303 05 731

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».

Законодательно определены, например, следующие сроки для возврата средств предоставленных субсидий:

  • возврат субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (в случае его невыполнения) в объеме, рассчитанном в соответствии с положениями постановления Правительства России от 26 июня 2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» — не позднее 1 мая текущего финансового года;
  • возврат неподтвержденных учредителем остатков целевых средств — не позднее 1 июня текущего финансового года;
  • возврат средств от возврата дебиторской задолженности — не позднее 35-го рабочего дня со дня поступления средств от возврата дебиторской задолженности;
  • возврат средств грантов в форме субсидии — в сроки, установленные в разделе 4 «Взаимодействие сторон» заключенного соглашения, на основании требования грантодателя об обеспечении возврата гранта в форме субсидии в федеральный бюджет;
  • уплата штрафных санкций в случае принятия соответствующего решения грантодателем — в сроки, установленные в разделе 4 «Взаимодействие сторон» заключенного соглашения, на основании уведомления о применении штрафных санкций;
  • возврат неиспользованного остатка гранта в доход федерального бюджета в случае отсутствия решения о наличии потребности в направлении неиспользованного остатка гранта на цели, соответствующие условиям его предоставления, — в сроки, установленные в разделе 4 «Взаимодействие сторон» заключенного соглашения, но не позднее срока, установленного бюджетным законодательством.

Таким образом, зачастую учреждениям кроме возврата самого гранта в форме субсидии (или его части) в ряде случаев приходится уплачивать штрафы в соответствии с условиями заключенного соглашения.

Сразу же после истечения указанных сроков учреждение обязано перевести показатели задолженности в бухгалтерском учете в статус «просроченная».

В связи с этим каждому учреждению важно не допускать в финансово-хозяйственной деятельности наличия задолженности, тем более просроченной, для того чтобы в любой момент времени руководителю государственного учреждения можно было принять решение об участии учреждения в конкурсе или отборе на право получения субсидии.

Так как документы, подтверждающие соответствие участника отбора установленным требованиям, представляются за подписью руководителя участника отбора, очень важно исключить возможность представления недостоверных сведений. Недостоверность представленных получателем субсидии сведений может быть выявлена конкурсной либо отборочной комиссией, а также контролирующими органами в результате проверки соответствия представленных учреждением сведений информации ФНС России. Выявление подобных фактов приводит к необходимости возврата учреждением гранта в форме субсидии в полном объеме.

Условие о привлечении софинансирования

В отдельных случаях правовой акт, регулирующий предоставление субсидий на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и (или) технологических работ гражданского назначения, содержит дополнительно к требованиям, указанным в абзаце пятом пункта 4"г" Общих требований № 1492, требование о привлечении участником отбора средств внебюджетных источников в объеме не менее 50 процентов размера субсидии на проведение прикладных научных исследований и (или) экспериментальных разработок (при необходимости). На практике происходит так, что участник отбора в целях получения гранта в форме субсидии заявляет о готовности исполнить требования конкурса и представляет документы о возможности привлечения средств внебюджетных источников, но после заключения соглашения в ходе выполнения работ указанное требование в полном объеме не выполняется.

Подобные факты все чаще привлекают внимание контролеров, которые фиксируют выявленные нарушения в материалах контрольных мероприятий. Кроме того, нарушения в этой части также выявляются и грантодателями в ходе приемки отчета «Сведения о финансовом обеспечении мероприятий за счет иных источников» (приложение № 3 к Соглашению).

В результате у бюджетного или автономного учреждения возникает риск необходимости возврата в доход федерального бюджета всей суммы гранта в форме субсидии в связи с невыполнением условий соглашения.

Соответствие расходов условиям заключенного соглашения

В Общих требованиях № 1492, Правилах и в условиях заключенного соглашения содержатся требования об обязательной проверке главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий. Соглашение с приложениями, которые являются его неотъемлемой частью, содержат конкретные условия его выполнения, значения результатов предоставления гранта, сроки, а также перечень затрат, источником финансового обеспечения которых являются средства гранта в форме субсидии.

Учреждение должно четко исполнять условия приложения № 2 «Перечень затрат, источником финансового обеспечения которых является грант» Соглашения и не допускать отклонений в части направлений расходования средств.

Внимание!

Государственное учреждение не должно забывать о необходимости ведения обособленного аналитического учета операций, осуществляемых за счет гранта.

Соответствие показателей результативности произведенным расходам

Очень часто у учреждений возникают вопросы: а можно ли авансировать за счет гранта в форме субсидии расходы по следующему этапу соглашения, исполнение которого предусмотрено в следующем финансовом году? Как быть, если на конец отчетного периода на счете учреждения имеется остаток гранта в форме субсидии?

Дело в том, что по результатам завершения отчетного года грантополучатель должен представить Отчет о достижении значений результатов предоставления гранта и Отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, в соответствии с соглашением.

В текущем году условиями соглашения предусматриваются конкретные значения результатов, за достижение которых мы будем отчитываться по завершению финансового года. Отчитаться авансом за показатели (мероприятия) следующего года фактически невозможно (если только авансирование не установлено условиями соглашения).

Если на конец отчетного периода у учреждения образовался остаток средств гранта в форме субсидии, решение об использовании остатков средств целевых субсидий на 1 января текущего финансового года на цели, ранее установленные условиями их предоставления, принимается на основе неисполненных обязательств, принятых до начала текущего финансового года, подлежавших оплате в отчетном финансовом году (то есть при наличии актов выполненных работ (услуг), накладных на поставку товара, которые не были оплачены в силу обстоятельств).

При этом, если значения результатов предоставления гранта достигнуты в полном объеме, а в соответствии с Отчетом о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, у учреждения есть свободный от обязательств остаток гранта на конец отчетного периода, то это означает, что учреждение достигло результата с меньшими финансовыми затратами. В этом случае остаток гранта в форме субсидии подлежит возврату в доход федерального бюджета.

Расходование бюджетными и автономными учреждениями средств грантов в форме субсидий, предоставляемых из бюджета в соответствии с решениями Президента России, Правительства России, не в соответствии с целями их предоставления и недостижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением о предоставлении субсидии, включены Федеральным казначейством в «Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере», который утвержден 19 декабря 2017 года.

Порядок подтверждения остатков

В соответствии с разъяснениями, направленными письмом Минфина России от 26 марта 2021 г. № 09-05-09/22458, субсидии, предоставляемые федеральным бюджетным и автономным учреждениям из федерального бюджета, в том числе гранты в форме субсидии, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 Закона от 8 декабря 2020 г. № 385‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов» не подлежат казначейскому сопровождению.

Средства, полученные учреждениями в виде грантов в форме субсидий, в соответствии с правилами предоставления указанных средств отражаются на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных или автономных учреждений, в том числе для учета операций с субсидиями на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг и со средствами от приносящей доход деятельности.

Принимая во внимание, что порядок принятия решений об использовании получателями субсидий остатков целевых средств, установленный Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства России от 9 декабря 2017 г. № 1496, применяется в том числе при предоставлении учреждениям грантов в форме субсидий, формирование и утверждение Сведений об операциях с целевыми средствами в отношении средств, полученных в виде грантов в форме субсидий, необходимо осуществлять по форме, установленной к Порядку санкционирования расходов федеральных бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса, утвержденному приказом Минфина России от 13 декабря 2017 г. № 226н (ф. 0501016), на бумажном носителе с указанием информации о разрешенном к использованию остатке целевых средств.

Особенности

Кроме стандартных требований, предусмотренных Общими требованиями № 1492, Правилами и заключенным в соответствии с типовой формой соглашением, есть некоторые особенности в сфере научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, обязывающие организации независимо от их организационно-правовой формы осуществлять направление сведений о проведении таких работ в Минобрнауки России в порядке, предусмотренном постановлением Правительства России от 12 апреля 2013 г. № 327 «О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения».


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама