Отдельные вопросы учета

В рамках схемы «вопрос — ответ» рассмотрим нюансы бухгалтерского (бюджетного) учета, которые встречаются на практике.

М. Ю. ВАСИНА, государственный советник Российской Федерации 3 класса

Вопрос: Комиссией по поступлению и выбытию активов федерального государственного бюджетного учреждения определен перечень объектов непроизведенных активов в виде земельных участков, в отношении которых в дальнейшем указанным бюджетным учреждением не предполагается извлечение экономических выгод. Возможен ли забалансовый учет указанных земельных участков, обладающих полезным потенциалом, в связи с отсутствием необходимости использования их федеральным государственным бюджетным учреждением?

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 39.9 Земельного кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. При этом земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов России, прекративших исполнение своих полномочий (п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Отметим, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при использовании его не по целевому назначению (подп. 1 п. 2. ст. 45 ЗК РФ).

Если федеральное государственное бюджетное учреждение не обеспечивает использование земельного участка по целевому назначению, то указанный земельный участок должен быть передан в казну России.

Согласно пункту 36 СГС «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Вместе с тем пунктом 45 СГС «Непроизведенные активы» определен перечень оснований выбытия с бухгалтерского учета объектов непроизведенных активов, в том числе при прекращении использования объекта непроизведенных активов вследствие порчи, изменения качественных характеристик объекта, по иным основаниям, в связи с которыми использование объекта непроизведенных активов по установленному при принятии его к бухгалтерскому учету назначению не представляется возможным.

Для целей бухгалтерского учета прекращение признания в качестве активов земельных участков, предоставленных федеральному государственному бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования в целях выполнения уставных задач, возможно исключительно в случаях утраты федеральным государственным бюджетным учреждением права распоряжения ими (например, в результате изъятий либо безвозвратной утраты земельных участков из-за стихийных бедствий).

Вопрос: Как правильно принимать к бюджетному учету системы охлаждения (кондиционеры и сплит-системы), приобретаемые учреждением для охлаждения систем серверного оборудования для хранения информации (ИКТ), если необходимость закупки систем охлаждения обусловлена паспортом приобретаемого ИКТ для обеспечения теплосъема, пожаробезопасной работы?

Ответ:

Согласно пункту 35 СГС «Концептуальные основы» объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, источники финансирования деятельности субъекта учета, доходы, расходы, иные объекты, в том числе факты хозяйственной жизни, установленные СГС «Концептуальные основы», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод (п. 36 СГС «Концептуальные основы»).

В соответствии с пунктом 10 СГС «Основные средства» объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Кондиционеры и сплит-системы (устройства охлаждения) — это устройства, предназначенные для поддержания и регулирования заданной температуры воздуха в помещении с целью создания в нем оптимальных климатических условий. При этом в помещении, в котором обеспечивается температурный режим одним устройством охлаждения, могут размещаться (заменяться, дополняться) несколько единиц информационного, компьютерного и телекоммуникационного оборудования (оборудование ИКТ), обеспечивающих различные задачи.

Отметим, помещение, в котором обеспечивается поддержание заданной температуры воздуха, возможно использовать в иных целях, отличных от содержания в нем указанного оборудования ИКТ.

Оборудование ИКТ и устройства охлаждения имеют различные способы получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, обладают самостоятельными функциями, обеспечивающими различные задачи. В связи с этим указанные объекты имущества для целей бюджетного учета следует рассматривать как самостоятельные объекты учета (самостоятельные активы).

Вопрос: Образовательному учреждению предоставляются помещения на условиях почасовой оплаты по договору оказания услуг для проведения внеклассных часов. Необходимо ли информацию о приобретаемых по указанному договору помещениях отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование»?

Ответ:

Согласно статье 779 Гражданского кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При этом договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления, признается безвозмездным (ст. 423 ГК РФ).

Принимая во внимание положения Гражданского кодекса, по договору оказания услуг сущностью (предметом) договорных отношений является действие исполнителя, не имеющее осуществленного результата.

В соответствии с пунктом 333 Инструкции № 157н счет 01 «Имущество, полученное в пользование» предназначен для учета имущества (вещей), определяемых в гражданском праве в качестве предметов материального мира.

При отражении в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни, возникающих в случае заключения учреждением договоров услуг (в том числе безвозмездного оказания услуг), применение забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование» некорректно.

Обратите внимание: объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). При этом выбытие объекта с забалансового учета при возврате имущества балансодержателю (собственнику) при прекращении права пользования имуществом (в указанном случае — по окончании времени эксплуатации помещения образовательным учреждением) также отражается на основании акта приема-передачи, подтверждающего принятие балансодержателем (собственником) объекта по стоимости, по которой они ранее были приняты к забалансовому учету (п. 333 Инструкции № 157н).

Вопрос: Применяются ли положения СГС «Аренда» при предоставлении бюджетным учреждением неиспользуемого недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, в безвозмездное пользование иному бюджетному учреждению?

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 СГС «Аренда» стандарт применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении имущества, в том числе по договору безвозмездного пользования. При этом пунктом 4 СГС «Аренда» предусмотрен перечень исключений, на которые не распространяются нормы стандарта. Указанные исключения применяются в случае предоставления бюджетным учреждением имущества в безвозмездное пользование в рамках реализации его функций по обеспечению указанным имуществом иных учреждений при условии, что предоставление имущества иным учреждениям и его содержание являются целью создания бюджетного учреждения.

Согласно пункту 2 статьи 296 Гражданского кодекса, если имущество, закрепленное на праве оперативного управления за государственным учреждением, является излишним, не используется при выполнении учреждением возложенных функций или используется не по назначению, то такое имущество может быть изъято собственником имущества.

Одной из основных задач государственных органов власти (органов местного управления), осуществляющих от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) права собственника имущества государственной (муниципальной) казны (далее — Управление по распоряжению имуществом казны), является эффективное управление и распоряжение нежилыми помещениями.

Передача бюджетным учреждением неиспользуемого имущества, находящегося на праве оперативного управления, в безвозмездное пользование на неопределенный срок (по аналогии с правом постоянного (бессрочного) пользования) иному бюджетному учреждению должна осуществляться путем изъятия Управлением по распоряжению имуществом казны указанного имущества с последующим закреплением права оперативного управления на него за иным учреждением.

Обратите внимание: согласно статьям 608 и 690 Гражданского кодекса право сдачи имущества в аренду или безвозмездное пользование принадлежит его собственнику (лицам, управомоченным законом или собственником).

Объектом налогообложения признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объекта основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (подп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ).

В соответствии со статьей 9.2 Закона № 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, рассчитанное на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

Если бюджетное учреждение — ссудодатель предоставляет находящееся у него на праве оперативного управления и не используемое на цели выполнения государственного (муниципального) задания имущество в безвозмездное пользование иному бюджетному учреждению — ссудополучателю (принимаемое ссудополучателем к забалансовому учету), при этом указанная передача не определена уставными целями бюджетного учреждения — ссудодателя, то вопрос обоснования объемов субсидий, предоставляемых из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания указанными бюджетными учреждениями (как ссудодателем, так и ссудополучателем), в частности на обеспечение затрат на уплату налогов на указанное имущество и расходов на его содержание, требует урегулирования.


Реклама