Возврат субсидии

Рассмотрим, в каких ситуациях осуществляется возврат субсидии на государственное (муниципальное) задание, в том числе по результатам проверок контролирующими органами. Статья будет полезной учреждениям государственного сектора для поддержания высокого уровня финансового менеджмента, а также для организации и обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с Законом от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

Ю. Е. СЕМАШКО, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Суть вопроса

Очень часто бюджетные или автономные учреждения сталкиваются с вопросами необходимости возврата части субсидии, выделенной учредителем в целях финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее — субсидия на государственное (муниципальное) задание). Эти вопросы, как правило, формулируются учреждениями таким образом: нужно возвращать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание или нет? В каком размере нужно возвращать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание? Если нужно, то кому (на счет учреждения, на счет учредителя или в доход федерального бюджета)?

Подобные вопросы часто возникают и по результатам (или в ходе) проверочных мероприятий, проводимых контролирующими органами, в случае выявления нарушений в части расходования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. Зачастую учреждению в лице главного бухгалтера или финансового директора очень сложно отстоять свою позицию перед контролером. Это связано с тем, что на протяжении многих лет Росфиннадзором формулировались однозначные требования о необходимости перечисления учреждениями средств по выявленным нарушениям в доход федерального бюджета. Но начиная с 2011 года в связи с принятием Закона от 8 мая 2010 г. № 83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83‑ФЗ) статус учреждений изменился, наряду с казенными учреждениями появились бюджетные и автономные, правовой статус которых имеет некоторые особенности регулирования их финансово-хозяйственной деятельности.

На практике возникает несколько видов ситуаций, отличающихся рядом деталей, в том числе основанием для возврата средств, периодом совершения нарушения — текущий отчетный период или истекший отчетный период, выполнением государственного задания учреждением в полном объеме. Подробно рассмотрим каждую ситуацию.

Учредители в лице федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства России от 26 июня 2015 г. № 640 (далее — Положение № 640), формируют и утверждают государственные задания подведомственным учреждениям не позднее 15 рабочих дней со дня отражения на лицевом счете главного распорядителя бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Затем обеспечивают заключение с подведомственными учреждениями соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и направление финансового обеспечения в соответствии с условиями заключенных соглашений.

Согласно пунктам 41 и 46 Положения № 640 уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания, а также перечисление в федеральный бюджет остатка субсидии на государственное задание в объеме, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанной государственной услуги (невыполненной работы), осуществляется только:

  • при соответствующем изменении государственного задания;
  • на основании отчета о выполнении государственного задания, если показатели объема, указанные в отчете о выполнении государственного задания, меньше показателей, установленных в государственном задании (в случае невыполнения государственного задания).

Изменение государственного задания учредителем

Эта ситуация не связана с проверками контролирующих органов.

Изменение учредителем государственного задания (изменение показателей, характеризующих объем (содержание) государственной услуги (работы) в сторону уменьшения) сопровождается утверждением уточненной версии государственного задания, подписанием дополнительного соглашения к соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в приложении к которому фиксируется сумма изменений в денежном выражении. Изменение государственного задания возможно исключительно в текущем финансовом году в течение срока выполнения государственного задания (изменить государственное задание предыдущего года невозможно). Чаще всего такого рода изменения производятся в соответствии с пунктом 46 Положения № 640 по результатам рассмотрения предварительных отчетов учреждений о выполнении государственного (муниципального) задания в части предварительной оценки достижения плановых показателей годового объема оказания государственных услуг за соответствующий финансовый год.

Таким образом, учреждение обязано в максимально короткие сроки (до завершения финансового года) осуществить возврат части суммы субсидии в соответствии с заключенным дополнительным соглашением на лицевой счет учредителя. Во избежание ошибок при подготовке заявки на кассовый расход учреждению необходимо обратить внимание на следующее:

  • указать тот лицевой счет учредителя, с которого осуществлялось перечисление субсидии (03 лицевой счет);
  • корректно указать код бюджетной классификации (расходный, в соответствии с заключенным соглашением), по которому в соответствии с заключенным дополнительным соглашением осуществляется изменение суммового показателя;
  • корректно указать назначение платежа и номер документа, по которому поступили средства субсидии.

Государственное задание не выполнено или выполнено не в полном объеме

Факт невыполнения или выполнения не в полном объеме государственного задания фиксируется исключительно при утверждении учредителем отчета о выполнении государственного задания в сроки, определенные условиями заключенного соглашения или иными нормативными правовыми актами, выпущенными учредителем. Как правило, это январь — март года, следующего за отчетным. В соответствии с пунктом 46 Положения № 640, если показатели объема, указанные в отчете о выполнении государственного задания, меньше показателей, установленных в государственном задании (с учетом разрешенных отклонений до 10 процентов, определенных учредителем), соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством в объеме, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанной государственной услуги (невыполненной работы).

Учитывая, что объемные показатели государственного задания имеют натуральное выражение, расчет размера части субсидии, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, осуществляется с применением нормативных затрат на их оказание (выполнение) с учетом отраслевых корректирующих коэффициентов, определяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, поэтому представляется целесообразным, чтобы точную сумму, подлежащую возврату в федеральный бюджет, учреждению обозначил учредитель.

Средства субсидии подлежат перечислению в порядке, установленном для учета сумм возврата дебиторской задолженности. Во избежание ошибок при подготовке заявки на кассовый расход учреждению необходимо обратить внимание на следующее:

  • указать лицевой счет главного администратора доходов бюджета (01 лицевой счет);
  • корректно указать код классификации доходов бюджета;
  • указать в разрядах 1–3 кода классификации доходов бюджета код главного администратора доходов бюджета, выполняющего функции и полномочия учредителя;
  • корректно указать назначение платежа, включая документ-основание для перечисления средств.

Выявление нарушения контролирующими органами в части расходования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

В текущем отчетном периоде

Отчет о выполнении государственного задания в соответствии с условиями заключенного соглашения формируется учреждением за год и представляется на утверждение учредителю в начале года, следующего за отчетным.

Таким образом, если контролирующие органы в марте или июне текущего года выявляют нарушение в части расходования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, то есть в течение срока выполнения государственного задания, отчет о выполнении государственного задания за год учредителем еще не утверждался, то учреждению необходимо восстановить произведенный кассовый расход за счет виновных лиц на лицевой счет учреждения, открытый бюджетному или автономному учреждению (20 либо 30 лицевой счет) в органах Федерального казначейства, при необходимости внести изменения в план ФХД и продолжить расходовать средства в соответствии с таким утвержденным с учетом изменений планом ФХД на текущий год.

По завершении финансового года по результатам утверждения учредителем отчета о выполнении государственного (муниципального) задания учреждением принимается одно из следующих решений:

  • если показатели объема, указанные в отчете о выполнении государственного (муниципального) задания, меньше показателей, установленных в государственном задании (в случае невыполнения государственного задания), то часть субсидии в сумме выявленного нарушения подлежит возврату в федеральный бюджет, порядок действий аналогичен ситуации, когда государственное задание не выполнено или выполнено не в полном объеме;
  • при условии выполнения государственного задания за отчетный (проверяемый) период средства субсидии на выполнение государственного задания не подлежат возврату в федеральный бюджет.

Согласно пункту 17 статьи 30 Закона № 83‑ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетному учреждению из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного задания, характеризующих объем государственной услуги (выполняемой работы). Аналогичные положения для автономных учреждений установлены пунктом 3.15 статьи 2 Закона от 3 ноября 2016 г. № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях».

Соответствующая позиция выражена Минфином России в письме от 27 декабря 2019 г. № 09-07-07/102317: в случаях выявления в ходе проверочных мероприятий нарушений в части расходования средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, при условии выполнения государственного (муниципального) задания за отчетный (проверяемый) период, средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания подлежат восстановлению на счетах учреждения и могут использоваться учреждением на цели, ради которых оно создано, в соответствии с направлениями выплат, предусмотренных утвержденным планом ФХД, и не подлежат возврату в федеральный бюджет.

В предыдущем отчетном периоде

Вне зависимости от того, сколько времени прошло с момента нарушения (год или три), отчет о выполнении государственного задания учреждением уже представлен, поэтому проверяем результаты его утверждения учредителем:

  • при условии выполнения государственного задания за отчетный (проверяемый) период средства субсидии на выполнение государственного задания не подлежат возврату в федеральный бюджет. Средства субсидии на государственное (муниципальное) задание в сумме нарушения подлежат восстановлению на лицевом счете учреждения. Необходимо внести изменения в план ФХД на текущий год, и средства субсидии могут использоваться учреждением на цели, ради которых оно создано, в соответствии с направлениями выплат, предусмотренных утвержденным планом ФХД;
  • если показатели объема, указанные в отчете о выполнении государственного задания, меньше показателей, установленных в государственном задании (в случае невыполнения государственного задания), то субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме выявленного нарушения подлежит возврату в федеральный бюджет.

Во избежание ошибок при подготовке заявки на кассовый расход учреждению необходимо обратить внимание на следующее:

  • указать лицевой счет главного администратора доходов бюджета (01 лицевой счет);
  • корректно указать код классификации доходов бюджета;
  • указать в разрядах 1–3 кода классификации доходов бюджета код главного администратора доходов бюджета, выполняющего функции и полномочия учредителя;
  • корректно указать назначение платежа со ссылкой на документ-основание (реквизиты акта проверки).

Обширный перечень типовых бухгалтерских записей для отражения операций по предоставлению (получению) субсидий бюджетным и автономным учреждениям приведен в письме Минфина России от 4 февраля 2020 г. № 02-06-07/6939.

В соответствии с совместным письмом Минфина России и Федерального казначейства от 17 декабря 2020 г. № 02-04-04/110850 / № 07-04-05/02-26291 (с дополнениями) показатель остатка субсидии на выполнение государственного задания в связи с его невыполнением, возвращенный в доход федерального бюджета, сводного Отчета (ф. 0503737) выверяется учредителем на соответствие показателю поступлений доходов бюджета по КБК 1 13 02991 01 0400 130 консолидированного Отчета (ф. 0503127) учредителя.

Внимание!

Кроме мероприятий, связанных с организацией возврата денежных средств, учреждение обязано отразить в бухгалтерском учете и отчетности показатели дебиторской задолженности по перечислению в федеральный бюджет.

Остатки на 1 января

Также отдельного внимания требует вопрос наличия остатков средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на счетах учреждений по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Если государственное (муниципальное) задание выполнено в полном объеме, сложившийся остаток средств не является, например, экономией от проведенных конкурсных процедур (информацию о сложившейся экономии можно получить в общедоступных источниках) и никак не обоснован, у контролирующих органов могут возникнуть вопросы в правильности определения учредителем объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания учреждением.

Для организации эффективного использования выделенных средств субсидии на государственное (муниципальное) задание, а также эффективного управления этими средствами, исключения фактов необоснованных возвратов средств субсидии в федеральный бюджет учреждениям необходимо обеспечивать работу с контролирующими органами в ходе контрольных мероприятий, а также при необходимости принимать меры по организации правовой защиты интересов учреждения.