Виды расходов при оплате энергетических ресурсов

Потребление энергетических ресурсов является неотъемлемой частью хозяйственной жизни всех учреждений. Разъясним некоторые тонкости их учета.

Д. В. НОВИКОВ, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

В 2021 году применение видов расходов классификации расходов бюджетов осуществляется в соответствии с Порядком № 85н. Им предусмотрен обособленный вид расходов 247 «Закупка энергетических ресурсов» классификации расходов бюджетов (далее — ВР 247). Согласно описанию ВР 247, он предназначен для отражения расходов на оплату:

  • потребленных энергетических и (или) коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения, включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические и (или) коммунальные ресурсы;
  • услуг транспортировки указанных энергетических и (или) коммунальных ресурсов по газораспределительным, электрическим и теплосетям (при их наличии).

Применяя ВР 247, необходимо учитывать следующее:

  • расходы по оплате договоров (контрактов) на поставку энергетических ресурсов (электрической энергии (мощности), тепловой энергии, природного газа), заключаемых с поставщиками коммунальных услуг, включая оплату кредиторской задолженности по ним (при наличии таковой), с 1 января 2021 года следует отражать по ВР 247 независимо от даты заключения таких договоров (контрактов), даты возникновения кредиторской задолженности по поставленным энергетическим ресурсам;
  • расходы на оплату договоров (контрактов) с теплоснабжающими организациями, преду­сматривающих подачу (поставку) тепловой энергии и (или) теплоносителя, используемого для передачи тепловой энергии для отопления, отражаются по ВР 247.

Учитывая, что в описании ВР 247 приведен закрытый перечень видов энергетических и (или) коммунальных ресурсов, для отражения по нему иных расходов, не перечисленных в описании (далее — иные расходы), нет оснований.

К числу иных расходов относятся расходы на:

  • оплату энергетических и (или) коммунальных ресурсов, приобретаемых (потребляемых) зарубежными аппаратами, представительствами, иными обо­собленными подразделениями государственных органов, учреждениями (формированиями), осуществляющими возложенные на них функции за пределами территории России;
  • оплату счетов за пользование коммунальными услугами, выставляемых управляющими компаниями организациям — собственникам помещений в многоквартирных домах, а также за содержание общего имущества многоквартирного дома, включая набор потребляемых для этих целей коммунальных услуг;
  • оплату арендаторами (ссудополучателями) счетов, выставляемых арендодателями (ссудодателями) в возмещение стоимости коммунальных услуг, в части, направленной на обеспечение переданных в аренду (безвозмездное пользование) объектов, а также возмещение арендодателям (ссудодателям), располагающим собственной котельной, затрат на отопление, содержание котельной и иных затрат, предусмотренных договором аренды (безвозмездного пользования);
  • оплату энергосервисных договоров (контрактов);
  • оплату всех видов топлива (природного газа в баллонах, дизельного топлива, мазута, угля, дров и т. п.), кроме природного газа, поставляемого по газораспределительным сетям;
  • оплату услуг сезонных истопников, кочегаров;
  • оплату водоснабжения (поставку горячей и холодной воды).

Вышеперечисленные иные расходы следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» классификации расходов бюджетов (далее — ВР 244).

В условиях большого количества вопросов по теме применения ВР 247, в целях единообразного его применения Минфин России выпускал системные разъяснения (письма от 17 февраля 2021 г. № 02-05-10/10752 (далее — письмо № 02-05-10/10752) и от 26 апреля 2021 г. № 02-05-10/31757 (далее — письмо № 02-05-10/31757).

Отметим, что Порядок № 85н, сопровождающие его методические материалы, а также официальные письма, разъясняющие вопросы применения бюджетной классификации России (в том числе вышеуказанные письма), размещены на официальном сайте Минфина России (www.minfin.gov.ru) в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации».

В этой же подрубрике размещен Порядок № 85н (в редакции приказа от 11 июня 2021 г. № 78н, которая применяется для формирования бюджетов бюджетной системы России на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов)), содержащий в том числе изменение описания ВР 247, предусматривающее отражение расходов бюджетов бюджетной системы России, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на оплату:

  • потребленных энергетических ресурсов (электроэнергии, газа природного и сжиженного (за исключением заправки автотранспорта, работающего на газомоторном топливе, и бытовых газовых баллонов на заправочных станциях, осуществляющих розничную продажу газа)), теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения), включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические ресурсы;
  • услуг транспортировки указанных энергетических ресурсов по газораспределительным, электрическим и теплосетям (при их наличии), а также иных снабженческо-сбытовых услуг, включенных в договор поставки.

Расходы на цели, указанные в настоящем описании, осуществляемые за пределами территории России, отражаются по ВР 244.

Исходя их этого описания расходы на горячее водоснабжение с 2022 года необходимо будет отражать по ВР 247.

Однако учитывая, что до начала действия этого изменения остается еще полгода, предлагаем детально рассмотреть темы письма № 02-05-10/31757, ориентированного на применение ВР 244 и ВР 247 при отражении расходов на оплату счетов, выставляемых организациями — поставщиками тепловой энергии за отопление и горячее водоснабжение.

Итак, горячее водоснабжение (ГВС) может быть реализовано различными способами. В их числе:

  • забор горячей воды из открытой системы теплоснабжения;
  • получение горячей воды через закрытую систему горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения;
  • подогрев холодной воды в теплообменниках закрытых систем теплоснабжения либо в электрических накопительных водонагревателях.

Последнее не имеет отношения к ГВС, осуществляемому организациями — поставщиками тепловой энергии, как и затраты на холодное водоснабжение (ХВС), поэтому рассматривать это мы не будем.

Для единообразного восприятия дальнейшей информации обратимся к значению следующих терминов:

  • открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) — технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (п. 19.1 ст. 2 Закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»);
  • закрытая система теплоснабжения — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения без отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети (п. 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства России от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»).

Открытая система теплоснабжения

Передача и потребление горячей воды при осуществлении ГВС с использованием открытых систем теплоснабжения может (см. рисунок 1) осуществляться в рамках единых договоров на теплоснабжение либо теплоснабжение и горячее водоснабжение (далее — договоры).

3.jpg

В счетах, выставляемых абонентам в рамках договоров в условиях наличия у них открытых систем теплоснабжения, отдельными строками указывается стоимость:

  • гигакалорий, затраченных поставщиком тепловой энергии на нагрев теплоносителя, использованного абонентом в целях отопления (с соответствующей пометкой: «отопление», «тепловая энергия» и т. п.);
  • гигакалорий, затраченных поставщиком тепловой энергии на нагрев теплоносителя, использованного абонентом для ГВС (с пометкой: «горячая вода», «горячее водоснабжение», «ГВС» и т. п.);
  • метров кубических теплоносителя (воды), отобранного абонентом из системы отопления для ГВС (с пометкой: «горячая вода», «горячее водоснабжение», «ГВС» и т. п.).

Закрытая система теплоснабжения

В зависимости от схемы водоснабжения система отопления может быть использована абонентом для подогрева холодной воды для ГВС в теплообменниках, однако ГВС в условиях закрытых систем теплоснабжения (см. рисунки 2 и 3) не осуществляется.

4.jpg

5.jpg

В некоторых случаях ГВС осуществляется поставщиком тепловой энергии с применением обособленного контура. При этом возможно заключение обо­собленного договора на ГВС, в счетах на оплату которого также могут быть обособлены стоимость кубических метров и стоимость гигакалорий на их подогрев.

Заключение

Подводя итоги этого обзора и руководствуясь требованиями Порядка № 85н, делаем следующие выводы:

  • при ГВС из крана выливаются горячие кубометры, то есть в воде «сидит» стоимость гигакалорий, затраченных на ее подогрев;
  • критериями для применения ВР 244 и ВР 247 являются не м3 и Гкал — это неверно, а цель — водоснабжение3 и Гкал на ГВС) или отопление (Гкал на нагрев теплоносителя для отопления);

С учетом этих выводов, исходя из требований Приказа № 85н, расходы на оплату выставляемых поставщиками счетов должны быть отражены следующим образом:

  • в случае заключения догово­ров в условиях наличия у потребителей открытой системы теплоснабжения:
    • в части расходов на обеспечение ГВС (стоимость отобранных из системы теплоснабжения кубометров теплоносителя (воды) для горячего водоснабжения, а также стоимость энергии (гигакалорий) на их нагрев) — по ВР 244;
    • в части расходов на отопление (стоимость энергии (гигакалорий), затраченной на нагрев теплоносителя для отопления, а также указываемых в подобных счетах нормативных затрат на потери тепловой энергии, теплоносителя, услуги по поддержанию резервной тепловой мощности и т. п.) — по ВР 247;
    • при оплате счетов, выставляемых в рамках договоров на теплоснабжение в условиях закрытых систем теплоснабжения, — по ВР 247;
    • при оплате счетов, выставляемых в рамках отдельных договоров на ГВС, — по ВР 244.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама