Финансово-хозяйственная деятельность учреждений. Что изменилось
Финансисты и бухгалтеры особое внимание должны обратить на актуализированные нормативные правовые акты, регулирующие финансовохозяйственную деятельность государственных и муниципальных учреждений. В 2020 году был уточнен порядок формирования госзадания и плана ФХД. Появились изменения в правилах предоставления субсидий.
Н. М. ГУСЕВА, государственный советник 2 класса, кандидат экономических наук, практикэксперт
В настоящее время действует Порядок формирования госзадания, утвержденный постановлением Правительства России от 26 июня 2015 г. № 640 (далее — Постановление № 640).
В 2020 году учреждениям разрешили тратить субсидию на госзадание в соответствии с планом ФХД независимо от объема оказанных услуг (распоряжение Правительства России от 23 мая 2020 г. № 1390‑р). Также в 2020 году Правительство России приостановило действие пункта 46 Постановления № 640 до 31 декабря 2020 года (п. 2 постановления Правительства России от 2 декабря 2020 г. № 1985). В связи с этим учредители не уменьшали объем субсидий.
При работе в 2021 году и последующих годах следует учитывать также ряд существенных изменений:
- уточнен порядок формирования госзадания для федеральных государственных учреждений;
- актуализированы положения Постановления № 640 в части правил для оплаты госзаданий федеральных учреждений на
2021-й и последующие годы; - уточнен порядок расчета нормативных затрат, сроки выплаты субсидии и правила контроля (постановление Правительства России от 16 июля 2020 г. № 1052);
- внесены изменения в Общие требования к составлению плана ФХД учреждения, утвержденные приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н (далее — Общие требования № 186н).
Рассмотрим более подробно эти изменения.
Госзадание
Изменения в применение корректирующих коэффициентов
Эта функция закреплена за учредителем. Теперь при разработке порядка определения нормативных затрат на работы учредитель сможет использовать территориальный, отраслевой или установленный им самим корректирующий коэффициент. Ранее такое регулирование отсутствовало. Эти нормы действуют в 2021 году. А ряд норм начинает действовать только с 2022 года.
Например, с 2022 года учредитель будет утверждать допустимые отклонения по показателям качества и объема госуслуг, работ. Кроме того, за органом-учредителем закрепили порядок применения коэффициента выравнивания субсидии.
Уточнение состава прямых затрат и затрат на общехозяйственные нужды
Минфин России уточнил состав прямых затрат и затрат на общехозяйственные нужды. В базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги, учредителям теперь придется включать затраты на оплату коммунальных услуг, содержание, аренду объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, используемого в процессе оказания услуги. Расходы на содержание остального имущества будут учтены в базовом нормативе затрат на общехозяйственные нужды. Обратите внимание на необходимость включения этих затрат в базовый норматив в составе прямых затрат. Соответственно из состава затрат на общехозяйственные нужды их нужно убрать, чтобы не было «удвоения» (п. 19, 20 Постановления № 640).
Затраты на уплату налогов
Если учреждение оказывает сверх установленного задания госуслуги или выполняет работы для физических и юридических лиц за плату, затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, рассчитывают с учетом коэффициента платной деятельности.
ЗН = З × (1 — К),
где:
ЗН — затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, с учетом коэффициента платной деятельности;
З — затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения;
К — коэффициент платной деятельности.
Также ввели формулу расчета затрат на уплату имущественных налогов. Ее применяют, когда учреждение оказывает госуслуги за плату сверх госзадания и осуществляет платную деятельность. Тогда объем затрат на налоги рассчитывают с учетом коэффициента платной деятельности. Уточнили, что при расчете коэффициента не учитывают средства от платы, которую берут с потребителя в рамках госзадания.
Коэффициент платной деятельности
Коэффициент платной деятельности определяют как отношение планируемого объема доходов от платной деятельности к общей сумме планируемых поступлений. В последнюю входят поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и доходы от платной деятельности, определяемые с учетом информации об объемах указанных доходов, полученных в отчетном финансовом году. При расчете коэффициента не учитывают:
- поступления в виде целевых субсидий, грантов, пожертвований;
- прочие безвозмездные поступления от физических и юридических лиц;
- суммы возмещения расходов на эксплуатацию федерального имущества, переданного в аренду или безвозмездное пользование;
- поступления в виде платы, взимаемой с потребителя в рамках установленного госзадания.
Сроки платежа по субсидиям
Прописали срок платежа по субсидии за IV квартал текущего года. Остаток будут перечислять не позднее 1 декабря. Ранее остаток перечисляли без ограничений по сроку после того, как учреждение представит предварительный отчет о выполнении госзадания.
Правила контроля
Дополнили правила контроля за выполнением госзадания, которые утверждают учредители. Теперь они должны содержать документы, подтверждающие, что показатели госзадания достигнуты, а при необходимости и формы этих документов, а также формы аналитической отчетности по выполнению госзадания, порядок и сроки сдачи.
Изменения в правилах предоставления субсидий на иные цели
С 1 января 2021 года нормативные правовые акты, устанавливающие правила предоставления субсидии, должны соответствовать требованиям, утвержденным постановлением Правительства России от 22 февраля 2020 г. № 203 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели» (далее — Постановление № 203).
В Постановлении № 203 установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах. Для этого органам-учредителям придется доработать действующие порядки предоставления субсидий на иные цели.
Предоставление субсидии на иные цели федеральному бюджетному или автономному учреждению осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым федеральным органом исполнительной власти (государственным органом), осуществляющим функции и полномочия учредителя, и данным учреждением по типовой форме, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2016 г. № 197н.
Субсидии на иные цели предоставляются учреждениям, как правило, на достижение конкретных целей и результатов, например, приобретение оборудования, транспортных средств, проведение мероприятий, в том числе конференций и семинаров, осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иные аналогичные расходы.
По новым правилам размер субсидии рассчитывается и обосновывается на двух этапах. Сначала это нужно сделать учреждению — путем представления в составе заявки финансово-экономического обоснования и подтверждающих документов. А потом орган-учредитель должен рассчитать окончательную сумму посредством применения утвержденных методов расчета или формул.
Вопросы контроля и отчетности тоже должны быть прописаны в порядках органов-учредителей более четко: необходимо определить порядок, сроки и форму представления отчетности, которую учреждению придется подавать в двух форматах. Во-первых, отчитываться потребуется о достижении результатов и иных показателей (при их установлении), во-вторых, о произведенных расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия.
В нормативном акте должно быть установлено и право органа-учредителя утверждать в соглашении дополнительные формы отчетности и сроки их представления (п. 6 Постановления № 203).
План ФХД учреждения
Федеральные учреждения составляли план ФХД на 2021 год по новому порядку, утвержденному приказом Минфина России от 17 августа 2020 г. № 168н. В нем содержатся примерные формы плана ФХД, обоснований по доходам, расходам и сведений для изменения плана.
В отличие от ранее применявшейся в новой форме в разделе 2 нужно заполнить графу «Уникальный код». Если учреждение запланировало на этот год капитальные вложения, следует указать уникальный код объекта капстроительства или недвижимости. Плановые поступления от платной деятельности, а также обоснования расходов нужно рассчитывать по новым рекомендуемым формам.
Порядок внесения изменений в план ФХД тоже изменился.
Если поправки связаны с изменением объема субсидий, срок для утверждения — не позднее 15 дней после подписания дополнительного соглашения о них.
А если изменения связаны с возвратом задолженности, возмещением ущерба, формы обоснований плановых показателей представлять не нужно. Вместо них учредителю направляют информацию о движении денежных средств — сведения о поступлениях и выплатах.
Рассмотрим актуальные вопросы практики.
Вопрос: Бюджетное учреждение подписало соглашение о получении субсидии на выполнение государственного задания на 2021 год в декабре 2020 года. Средства (первый транш) поступили в январе 2021 года. Когда бухгалтеру следует сделать начисления, в декабре 2020 года или в январе 2021 года?
Ответ:
Начисление субсидии на выполнение государственного задания должно было быть проведено в декабре 2020 года на дату подписания соглашения.
Учредитель утверждает подведомственным учреждениям государственное задание на госуслуги или работы (п. 2, 4 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. №
На дату подписания соглашения о субсидии ее отражают в доходах будущих периодов на счете 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» на общую сумму соглашения. В доходах текущего финансового года на счете 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» субсидию признают в сумме фактически полученных доходов, при условии что госзадание выполнено. Основание — отчет о госзадании или Извещение (ф. 0504805). Расчеты по субсидиям на госзадание отражают бухгалтерскими записями (п. 72, 93, 150, 158 Инструкции № 174н; п. 72, 96, 178 Инструкции № 183н; п. 54 СГС «Доходы»; п. 3, 4, 7 раздела IV приложения к письму Минфина России от 4 февраля 2020 г. № 02-06-07/6939):
Дебет 4 205 31 561
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)»
Кредит 4 401 40 131
«Доходы будущих периодов от оказания платных услуг (работ)»
— начислен доход будущих периодов на дату подписания соглашения о субсидии на основании соглашения;
Дебет 4 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 4 205 31 661
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)»
— поступила субсидия на лицевой счет (основание — выписка со счета, платежное поручение) с одновременным увеличением 17 «Поступления денежных средств» (код аналитики 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат», КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»);
Дебет 4 401 40 131
«Доходы будущих периодов от оказания платных услуг (работ)»
Кредит 4 401 10 131
«Доходы от оказания платных услуг (работ)»
— признание субсидии в составе текущих доходов на основании Отчета об использовании субсидии или Извещения (ф. 0504805).
Вопрос: Бюджетному учреждению доведена субсидия на иные цели (КФО 5). В соответствии с пунктом 153 Инструкции № 174н расходы бюджетных учреждений за счет субсидий на иные цели, пожертвований и грантов себестоимость не формируют. Такие расходы списываются в дебет счета 5 401 20 000 «Расходы текущего финансового года». Если по КФО 5 себестоимость не формируется, для какой цели в пункте 153 Инструкции № 174н фигурирует счет 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы»? Для каких расходных операций по КФО 5?
Ответ:
Расходы бюджетных и автономных учреждений за счет субсидий на иные цели, пожертвований и грантов себестоимость не формируют. Такие расходы списывают в дебет счета 5 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» (п. 153 Инструкции № 174н).
Общехозяйственные расходы отражают на счете 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы» независимо от того, сколько видов деятельности ведет учреждение.
К общехозяйственным расходам относят затраты, которые связаны с управлением учреждением, организацией его хозяйственной деятельности, содержанием его общего имущества. Это, например:
- расходы на зарплату, в том числе обязательные страховые взносы, административно-управленческого и общехозяйственного персонала, не связанного с процессом оказания услуг, выполнения работ, изготовления продукции;
- амортизационные отчисления, а также расходы на содержание и ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения (например, служебных автомобилей, оборудования и мебели в административных зданиях и помещениях);
- расходы на коммунальные услуги, связь, на содержание недвижимого имущества — уборка, вывоз мусора, охрана и т. п.;
- расходы на эксплуатацию систем охранной и противопожарной сигнализации, техобслуживание и ремонт этих систем;
- арендная плата за имущество управленческого и общехозяйственного назначения;
- оплата информационных, аудиторских, консультационных и т. п. услуг;
- другие аналогичные по назначению расходы, которые возникают в процессе управления учреждением и связаны с его содержанием как единого хозяйственно-имущественного комплекса.
Конкретный перечень общехозяйственных расходов необходимо закрепить в учетной политике.
Нераспределяемые общехозяйственные расходы по КФО 5 относят на уменьшение финансового результата — в дебет счета 5 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» и отражают бухгалтерской записью:
Дебет 5 401 20 200
«Расходы экономического субъекта»
Кредит 5 109 80 200
«Общехозяйственные расходы учреждений»
— списаны нераспределяемые общехозяйственные расходы на финансовый результат текущего года.
В учетной политике необходимо закрепить, что нераспределяемые общехозяйственные расходы списываются на счет 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» (п. 135 Инструкции № 157н; п. 62, 153 Инструкции № 174н; письмо Минфина России от 18 мая 2018 г. № 02-06-10/33795).
Вопрос: Правительство области своим постановлением выделяет денежные средства из областного резервного фонда Министерству энергетики области для предоставления иного межбюджетного трансферта из областного бюджета бюджету муниципального образования для закупки топлива (угля) в целях предотвращения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в связи с отсутствием топлива (угля), необходимого для бесперебойного снабжения тепловой энергией потребителей муниципального образования. Администрация муниципального образования (далее — Администрация) в свою очередь должна эти денежные средства перечислить АО «Ромашка». Денежные средства Администрация может перечислить по КВР 811 «Субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг».
Если перечисление производится по КВР 811 «Субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг», нужно прописывать порядок предоставления субсидии или нет? Если нужно, то что необходимо указывать в порядке? Можно ли применить другой КВР к данным расходам?
Ответ:
Для предоставления субсидии из бюджета муниципального образования, в том числе за счет средств межбюджетного трансферта из бюджета субъекта России, в муниципальном образовании должен быть принят порядок предоставления субсидий юридическим лицам в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса. Такие требования установлены в пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса, в Общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства России от 18 сентября 2020 г. № 1492 (далее — Постановление № 1492).
Порядок предоставления субсидии в муниципальном образовании должен быть разработан в соответствии с Постановлением № 1492.
Если юридическим лицам предоставляются субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат в связи с закупкой топлива (угля), то применяют КВР 811 «Субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг» (п. 48.8.1.1 Порядка № 85н).
При предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с покупкой топлива (угля) применяют КВР 813 «Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежащие казначейскому сопровождению» (п. 48.8.1.3 Порядка № 85н).
Вопрос: В автономном учреждении открыт специальный счет для сбора средств на борьбу с COVID-19. По распоряжению губернатора области автономное учреждение направляет спонсорские средства другим организациям на основании протокола заседания оперативного штаба. Зачисления производят по КОСГУ 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера». По какому КОСГУ и КВР производить перечисления организациям? Какими бухгалтерскими записями отразить данные операции в учете?
Ответ:
При поступлении на счет автономного учреждения спонсорских средств на борьбу с COVID-19 в учете используется код аналитики 150 «Безвозмездные денежные поступления». Коды КОСГУ применяют в зависимости от передающей стороны и целей пожертвований — капитального или текущего характера. Такие правила установлены пунктом 12.1.5 Порядка № 85н, пунктами 9.5.4, 9.5.5, 9.5.8,
В учете денежные пожертвования учитывают на аналитических счетах счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» в зависимости от того, на какие цели и кто выделил пожертвование. Например, пожертвования текущего характера от российской коммерческой организации отражаются на счете 0 205 55 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)», пожертвования от нерезидентов — на счете 0 205 58 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера от нерезидентов (за исключением наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций)». Для учета пожертвований применяется КФО 2.
Если жертвователь определил конкретные цели пожертвования, то на дату подписания договора необходимо отразить поступление в доходах будущих периодов на счете 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» в общей сумме. На дату утверждения отчета о выполнении условий жертвователя произвести перевод доходов в состав текущих — на счет 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года».
А если при передаче средств условий не было, то поступления текущего года отражают в доходах текущего года на счете 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года», поступления на следующий год — в доходах будущих периодов на счете 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п. 40 СГС «Доходы», п. 21, 197 Инструкции № 157н).
В учете автономного учреждения денежные пожертвования текущего характера на борьбу с COVID-19 отражают бухгалтерскими записями:
Цели пожертвования установленыДебет 2 205 5Х 56Х
«Увеличение дебиторской задолженности по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера»
Кредит 2 401 40 15Х
«Доходы будущих периодов по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера»
— начислен доход будущих периодов в общей сумме договора на дату подписания договора пожертвования;
Дебет 2 401 40 15Х
«Доходы будущих периодов по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера»
Кредит 2 401 10 15Х
«Доходы текущего финансового года по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера»
— доходы будущих периодов отражены в текущих доходах при выполнении условий, на которых предоставлены средства.
Цели пожертвования не установлены
Дебет 2 205 5Х 56Х
«Увеличение дебиторской задолженности по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера»
Кредит 2 401 10 15Х
«Доходы текущего финансового года по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера»
— начислены доходы в сумме пожертвований, которые относятся к текущему году;
Дебет 2 205 5Х 56Х
«Увеличение дебиторской задолженности по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера»
Кредит 2 401 40 15Х
«Доходы будущих периодов по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера»
— начислены доходы будущих периодов в сумме пожертвований, которые относятся к будущему периоду;
Дебет 2 401 40 15Х
«Доходы будущих периодов по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера»
Кредит 2 401 10 15Х
«Доходы текущего финансового года по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера»
— доходы будущих периодов отражены в текущих доходах.
Такой порядок отражения установлен пунктом 40 СГС «Доходы», пунктами 96, 97, 186 Инструкции № 183н, пунктом 365 Инструкции № 157н.
Автономные учреждения вправе оказывать спонсорскую помощь за счет приносящей доход деятельности либо за счет целевой субсидии, если ее выделили на такие цели.
Если учреждение перечисляет средства на безвозмездной основе, то применяется КВР 853 «Уплата иных платежей» и КОСГУ 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» (п. 48.8.5.3 Порядка № 85н, п. 10.9.7 Порядка № 209н).
Бухгалтерские записи по предоставлению спонсорской помощи в учете автономного учреждения будут следующими:
Дебет 2 401 20 297
«Расходы экономического субъекта на иные выплаты текущего характера»
Кредит 2 302 97 73Х
«Увеличение кредиторской задолженности по иным выплатам текущего характера организациям»
— начислены расходы по перечислению спонсорской помощи другим организациям;
Дебет 2 302 97 83Х
«Уменьшение кредиторской задолженности по иным выплатам текущего характера организациям»
Кредит 2 201 11 000, 2 201 21 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства», «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации»
— перечислена спонсорская помощь организациям с одновременным увеличением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств» (КВР 853 «Уплата иных платежей», КОСГУ 297 «Иные выплаты текущего характера организациям»).