Непрерывность деятельности
Финансовая устойчивость учреждений предполагает непрерывность их деятельности. Однако возникшая новая коронавирусная инфекция существенно повлияла на условия финансовохозяйственной жизни учреждений отдельных сфер экономики. Как изменилась логика регулирования финансового обеспечения, рассмотрим на примере учреждений культуры.
А. Р. АРСЕНЬЕВА, консультант
Экономический смысл допущения непрерывности деятельности учреждений бюджетной сферы предполагает ведение финансово-хозяйственной деятельности в ближайшем (обозримом) будущем и отсутствие намерения ее прекратить. Также он предусматривает непрерывность ведения бухгалтерского учета, срок ведения которого соответствует сроку существования учреждения.
Согласно пункту 75 СГС «Концептуальные основы» бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется на основании принципов (допущений), одним из которых является непрерывность деятельности. Она означает, что субъект учета (субъект отчетности) будет продолжать свою деятельность, выполнять свои полномочия (функции) и обязательства не менее четырех лет, начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее — обозримое будущее), и у его собственника (учредителя) отсутствуют намерения и (или) необходимость ликвидировать субъект учета (субъект отчетности) или прекратить его деятельность в обозримом будущем (п. 77 СГС «Концептуальные основы»).
При оценке соблюдения допущения непрерывности деятельности государственных (муниципальных) учреждений следует принимать во внимание планы и намерения собственников имущества (учредителей) в отношении продолжения или прекращения деятельности государственных (муниципальных) учреждений в обозримом будущем. Изменение подведомственности, учредителя или типа государственного (муниципального) учреждения не является свидетельством несоблюдения допущения непрерывности деятельности.
Таким образом, пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности (заинтересованные лица) должны быть уверены, что в обозримом будущем учреждение сможет выполнить принятые обязательства. Заинтересованными лицами могут быть:
- учредитель;
- кредиторы;
- дебиторы;
- потенциальные контрагенты.
Практический подход
Как финансовому работнику разобраться в применимости допущения непрерывности деятельности? Как предусмотреть перспективы деятельности (развития) учреждения в создавшихся условиях, когда мало кто оказался готовым к самоизоляции и удаленной работе сотрудников?
Прежде всего, необходим практический подход к анализу соблюдения принципа непрерывности деятельности учреждения в штатном режиме. Намерения учредителя не прекращать деятельность учреждения недостаточно для понимания соблюдения принципа непрерывности. Для этого целесообразно проводить:
- анализ активов и обязательств баланса учреждения (недопущение дисбаланса);
- обеспечение внутреннего контроля;
- контроль действия лицензируемых видов деятельности;
- корреляцию долгосрочных и краткосрочных планов работы;
- мониторинг рынка соответствующих услуг;
- управление имуществом;
- расширение структуры видов уставной деятельности;
- контроль текучести кадров;
- расширение материально-технической базы, ее модернизацию;
- выявление событий (условий), которые могут представлять (или представляют) риск для продолжения деятельности по факту завершения отчетного периода.
Конечно, все принятые вышеперечисленные меры не могут гарантировать финансовую устойчивость и осуществление деятельности учреждения без проблем в обозримом будущем.
Тактический подход
Допустим, все необходимые мероприятия соблюдены. Столкнувшись с эпидемией мирового масштаба, критерии оценки деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры, как оказалось, не могли быть применены в новых условиях. Учреждения были закрыты для посетителей.
Требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) установлены в государственном (муниципальном) задании (ст. 6 БК РФ). Оно должно содержать:
- показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
- порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
- требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
- определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
- порядок оказания соответствующих услуг;
- предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством.
Многие руководители, финансисты учреждений культуры, чья основная деятельность направлена на проведение культурных мероприятий с присутствием физических лиц (зрителей), в марте-апреле были обеспокоены запретом выполнения таких требований государственного (муниципального) задания.
Согласно постановлению Правительства России от 26 июня 2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» в государственном задании могут быть установлены допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных значений показателей качества и (или) объема, если иное не установлено федеральным законом, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение — в отношении государственного задания или его части. В связи с этим постановлением Правительства России от 3 апреля 2020 г. № 437 «О мерах поддержки федеральных государственных учреждений культуры в связи с осуществлением мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19» федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений культуры, в которые приостановлен допуск посетителей, в текущем финансовом году такие изменения разрешены. Кроме того, в этих условиях создалось неравномерное финансовое обеспечение. Возможность перечислений денежных средств учредителем в объеме, превышающем ограничения, разъяснена в письме Минфина России от 6 апреля 2020 г. № 09-07-07/27296.
Безусловно, государственное (муниципальное) задание учреждений культуры ориентировано на потребителя — зрителей кинотеатров и театров, посетителей музеев и выставок. Многие из нас заранее планируют свои расходы и свободное время на посещение культурно-зрелищных мероприятий. Билеты, как правило, приобретаются заблаговременно. Онлайн-просмотр соответствующего контента не всегда может компенсировать физическое присутствие.
Положение, утвержденное постановлением Правительства России от 3 апреля 2020 г. № 442 (далее — Положение № 442), установило особенности отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на такие мероприятия, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее — ограничительный режим) на всей территории России либо на ее части.
Информация об отмене или о переносе зрелищного мероприятия размещается организацией исполнительских искусств или музеем не позднее 14 календарных дней с даты отмены ограничительных режимов (п. 2 Положения № 442).
В случае невозможности определить дату и время проведения перенесенного зрелищного мероприятия организация исполнительских искусств или музей размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о переносе зрелищного мероприятия, дата и время проведения которого будет объявлена организацией исполнительских искусств или музеем не позднее шести месяцев с даты отмены ограничительных режимов.
При отмене проведения зрелищных мероприятий организация исполнительских искусств, музей или уполномоченное лицо, у которого приобретен билет, если договором уполномоченного лица с организацией исполнительских искусств или музеем на указанное уполномоченное лицо возложена обязанность по возмещению полной стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки, вправе предложить их обладателю посетить то же или иное зрелищное мероприятие после отмены ограничительных режимов либо возместить ему полную стоимость билета, абонемента или экскурсионной путевки (п. 3 Положения № 442).
При переносе зрелищного мероприятия организация исполнительских искусств, музей или уполномоченное лицо вправе предложить обладателю посетить перенесенное мероприятие по ранее приобретенному билету, абонементу или экскурсионной путевке либо обменять ранее приобретенный билет, абонемент или экскурсионную путевку на ваучер на перенесенное мероприятие (п. 3(1) Положения № 442).
Обратите внимание, что организации исполнительских искусств или музеи обязаны провести все зрелищные мероприятия, перенесенные ими в связи с введением ограничительных режимов, не позднее 18 месяцев с даты их отмены.
Возврат полной стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки при отмене зрелищных мероприятий, проводимых организацией исполнительских искусств или музеем, осуществляется в течение 180 дней с даты обращения посетителя (п. 4 Положения № 442).
Финансы. Бухгалтерский учет
Экономический анализ
Как упоминалось выше, с целью соблюдения принципа непрерывности деятельности учреждения необходим анализ, в том числе анализ баланса учреждения.
Финансовый работник может выбрать один или несколько методов финансового анализа:
- расчет коэффициентов;
- структурный (вертикальный);
- динамический (горизонтальный);
- пространственный (сравнительный).
Более углубленный (детальный) анализ целесообразно проводить по видам деятельности, применяя КФО.
Расчет коэффициентов представляет расчетные величины, полученные от исходных данных баланса учреждения:
- ликвидности;
- рентабельности;
- оборачиваемости;
- производительности труда.
Ликвидность — возможность учреждения в любой момент погасить принятые обязательства. В бюджетном учреждении ликвидность обеспечивается активами, сбалансированностью активов и обязательств, пополнение ликвидности — своевременным взысканием дебиторской задолженности.
Коэффициент краткосрочной ликвидности рассчитывается по формуле:
K = Ak : Ok ×100%,
где:
Ak — краткосрочные активы (денежные средства, краткосрочная дебиторская задолженность);
Ok — краткосрочные обязательства.
Коэффициент рентабельности — отношение прибыли, полученной от приносящей доход деятельности, к себестоимости. В целях установления единого подхода к механизму формирования платы за услуги (работы), оказываемые (выполняемые) учреждениями культуры в рамках основных видов деятельности сверх установленного государственного задания, необходимо руководствоваться Порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, утвержденным приказом Минкультуры России от 22 июня 2011 г. № 737.
Уровень рентабельности учреждений по видам экономической деятельности приведен в приложении 4 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает период времени с момента оказания потребителям услуг и до момента их оплаты.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывается по формуле:
К = В : Дср,
где:
К — коэффициент оборачиваемости;
В — выручка от оказания услуг;
Дср — средняя дебиторская задолженность.
Производительность труда — показатель результативности труда работников учреждения, то есть объем услуг, оказанных в единицу рабочего времени. Показатель производительности труда рассчитывается по формуле:
Пт = О : Т,
где:
О — объем оказанных услуг;
Т — трудозатраты.
Структурный анализ представляет составные части показателя, принятого за 100% как базовое значение. Например, валюта баланса принимается за 100%, ее составляющие показатели рассчитываются в долях.
Динамический анализ представляет сравнение заданного показателя в динамике (сравнение с предыдущим отчетным периодом). Например, можно отследить динамику развития материально-технической базы учреждения, увеличение или уменьшение показателя «Основные средства».
Пространственный анализ предусматривает сравнение экономических показателей по отрасли. Результат анализа может показать качество финансового менеджмента учреждения.
Отчетность
Цели бухгалтерской (финансовой) отчетности заключаются в представлении информации, необходимой при принятии экономических решений пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 6 СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»).
Бухгалтерская (финансовая) отчетность общего назначения используется для прогнозирования объема ресурсов, необходимых для продолжения деятельности субъекта отчетности, в том числе прогнозных (оценочных) значений ресурсов, которые ожидается получить (создать) в процессе такой деятельности, а также прогнозирования объема сопутствующих такой деятельности рисков и неопределенностей.
Публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, после представления ее пользователям, осуществляется на основе допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности.
Соблюдение допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности предполагает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется субъектом отчетности из допущения продолжения им своей деятельности и выполнения полномочия (функции) и обязательств не менее трех лет, начиная с года, в котором составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность, и у учредителя субъекта отчетности отсутствуют намерения и (или) необходимость принять решение о его ликвидации (упразднении) или об изменении в указанный период его основной деятельности.
Примеры применения оборота
Договор аренды
Применение на практике оборота «обозримое будущее» может продемонстрировать пример договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Согласно статье 610 Гражданского кодекса, если срок аренды в договоре не определен, то такой договор считается заключенным на неопределенный срок. Для признания, например, автономным учреждением в бухучете объектов учета аренды, полученных (переданных) по договорам, заключенным на неопределенный срок, следует руководствоваться сроком, сопоставимым с обозримым будущим (письмо Минфина России от 8 мая 2018 г. № 02-07-10/31144).
Выбытие дебиторской задолженности по доходам
Прекращение признания (выбытие с балансового учета) сомнительной задолженности по доходам осуществляется на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод (денежных средств) или полезного потенциала. Если у администратора доходов бюджета (субъекта учета) отсутствует уверенность в поступлении в обозримом будущем (не менее трех лет, начиная с года, в котором составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность) денежных средств или их эквивалентов в погашение (исполнение) дебиторской задолженности, в отношении такой задолженности не соблюдаются требования о соответствии задолженности критериям признания актива и, соответственно, такая задолженность не учитывается на балансовых счетах в составе финансовых активов — она признается сомнительной (письмо Минфина России от 17 апреля 2019 г. № 02-07-10/27662).
Справочно.
Изменение подведомственности субъекта отчетности, учредителя и (или) типа государственного (муниципального) учреждения не является фактом, свидетельствующим о несоблюдении допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности (п. 16 СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»).