Спрашивали? Отвечаем!

Разберем отдельные вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета, которые в последнее время возникают у бухгалтеров наиболее часто. На них ответит М. Ю. ВАСИНА, государственный советник Российской Федерации 3 класса.

Вопрос: Необходимо ли отражать в бухгалтерском учете государственных бюджетных учреждений принятые обязательства (Дебет 0 506 10 000 — Кредит 0 502 11 000) по оплате выходных пособий сотрудникам (вид расхода 111, подстатья КОСГУ 266) в объеме, предусмотренном планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на текущий год, как это предусмотрено обязательствами, принятыми по подстатье КОСГУ 211?

Ответ: В соответствии с пунктом 10.6.6 Порядка № 209н на подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ относятся расходы по выплате социальных пособий и компенсаций персоналу (за исключением оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости предоставляемых услуг).

Правила применения кодов видов расходов классификации расходов бюджетов определен Порядком № 132н.

Вместе с тем к выплатам выходных пособий сотрудникам по коду вида расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и подстатье 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ относятся только те выходные пособия, которые связаны с организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения.

Принимая во внимание нормы трудового законодательства, отметим, что у публично-правового образования (государственного (муниципального) учреждения) возникает обязательство по гарантированному праву работника получить вышеуказанные выходные пособия, но, как правило, отсутствует определенность в величине и (или) времени исполнения таких обязательств на момент принятия решения об организационно-штатных мероприятиях.

Согласно пункту 302.1 Инструкции № 157н для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения предстоящей оплаты, в том числе возникающих в силу положений трудового законодательства России, предусмотрен счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».

В соответствии с пунктом 308 Инструкции № 157н обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов, являются отложенными обязательствами и подлежат отражению на соответствующих счетах санкционирования расходов экономического субъекта.

Таким образом, принятые государственным бюджетным учреждением обязательства по оплате выходных пособий (по КВР 111 и КОСГУ 266) подлежат отражению в бухгалтерском учете на соответствующих счетах санкционирования расходов экономического субъекта (по кредиту счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)») в расчетном объеме, определенном в рамках организационно-штатных мероприятий, и установленном планом финансово-хозяйственной деятельности.

Вопрос: По какому коду вида финансового обеспечения (2 «Собственные доходы учреждения» или 7 «Средства по ОМС») должны отражаться в бухгалтерском учете государственных бюджетных учреждений доходы медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения от оказания медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период (так называемые «родовые сертификаты», средства, поступающие от ФСС РФ), учитывая тот факт, что с 2019 года такого рода доходы отражаются с применением подстатьи КОСГУ 132 «Доходы от оказания услуг по программе обязательного медицинского страхования»?

Ответ: Порядок и условия оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни, утвержденный приказом Минздрава России от 16 июля 2014 г. № 370н (далее — Порядок), определяет условия и устанавливает правила осуществления ФСС России функций по оплате медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — медицинские организации), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в медицинской организации, за счет межбюджетных трансфертов, перечисляемых ФСС России на эти цели из бюджета ФФОМС, а также порядок выдачи женщинам родовых сертификатов.

В соответствии с Порядком оплата медицинским организациям услуг, оказываемых по родовым сертификатам, осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации на основании договора, заключенного с медицинской организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую предоставление определенных Порядком работ (услуг).

В соответствии с пунктом 9.3.2 Порядка № 209н на подстатью 132 «Доходы от оказания услуг по программе обязательного медицинского страхования» КОСГУ относятся доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, иные аналогичные доходы.

Поскольку система предоставления родовых сертификатов предполагает перераспределение контроля за целевыми средствами, то, по нашему мнению, доходы, полученные от предоставления услуг по родовым сертификатам, целесообразно обособить от доходов от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой территориальной программы обязательного медицинского страхования, путем их отражения в бухгалтерском учете по коду вида финансового обеспечения (деятельности) 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)».

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, порядок бюджетного учета расходов бюджета на уплату взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 170 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

  • перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
  • перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Средства фонда капитального ремонта, независимо от выбранного способа формирования фонда, должны быть использованы на цели оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом необходимо учитывать, что к функциям регионального оператора относятся аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Таким образом, получателями услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме являются собственники помещений в многоквартирном доме.

С учетом положений Порядка № 209н и экономической сущности принимаемых расходных обязательств расходы по уплате собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт представляют собой для указанных собственников помещений расходы по ремонту имущественного комплекса и относятся на КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» (КВР 244). При этом процедуры осуществления государственных закупок согласно Закону № 44-ФЗ не распространяются на принятие обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт (письма Минэкономразвития России от 27 октября 2015 г. № Д28и-3225, от 4 сентября 2015 г. № Д28и-2574, от 2 сентября 2015 г. № Д28и-2573, от 10 апреля 2017 г. № Д28и-1653).

С 1 января 2018 года положениями СГС «Концептуальные основы» нормативно закреплены термины в части объектов бухгалтерского учета (такие понятия, как «актив» и «расходы») и принципы ведения бюджетного учета (раскрытие информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с их экономической сущностью, а не только их правовой формой). Так, активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Анализируя выполнение кри­териев признания активов, преду­смотренных СГС «Концептуальные основы», в отношении расходов по уплате собственниками помещений взносов на капитальный ремонт (в целях признания расходов будущих периодов, отражаемых в составе нефинансовых активов) и основываясь на положениях Жилищного кодекса в отношении порядка формирования, расходования и контроля за расходованием средств фонда капитального ремонта, можно сделать вывод о неполном соответствии указанных выплат таким критериям, в частности, о несоблюдении критерия сохранения контроля над активом (контроля в отношении произведенных расходов по уплате взносов на капитальный ремонт).

Учитывая вышеизложенное, субъект учета, основываясь на положениях СГС «Концептуальные основы», вправе в рамках формирования положений своей учетной политики:

  • установить порядок расчета сумм взносов собственников жилых помещений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах пропорционально доле площади, занимаемой в доме;
  • уточнить порядок признания в бюджетном учете взносов в фонд капитального ремонта в составе расходов текущего года (на счетах финансового результата текущей деятельности учреждения) по факту их уплаты (собственником помещения).

Вопрос: Какой порядок отражения расходов в рамках муниципальных контрактов по созданию объекта благоустройства, состоящего из пешеходных дорожек, ограждений, наружного освещения?

Ответ: В соответствии с пунктом 3.12 актуализированной редакции СНиП III-10-75 Свода правил СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий», утвержденных приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. № 972/пр, объекты благоустройства это территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, которая в соответствии с пунктом 3.2 указанного Свода правил представляет комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

В соответствии с пунктом 10 СГС «Основные средства» единицей учета основных средств может признаваться часть объекта имущества, в отношении которой самостоятельно возможно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала, либо часть имущества, имеющая отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала), и стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества (структурная часть объекта основных средств).

Следовательно, если в рамках работ по благоустройству (в рамках произведенных расходов по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ) созданы объекты, соответствующие критериям признания объектов основных средств (объектов, имеющих самостоятельные функции), комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов может быть принято решение об учете их в качестве отдельных инвентарных объектов в составе нефинансовых активов.

В случае принятия решения по отнесению произведенных работ к расходам текущего финансового года, с отнесением на соответствующий счет аналитического учета счета 1 401 20 200 «Расходы экономического субъекта», информацию о них необходимо отразить в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031), открытой в отношении зданий, расположенных на земельном участке, где были произведены работы по благоустройству.

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, порядок отражения в бухгалтерском учете уполномоченного органа на исполнение мероприятий в муниципальном районе по приобретению жилых помещений в рамках государственной программы (далее — уполномоченный орган 1) передачи указанных жилых помещений уполномоченному органу по ведению и учету казны муниципального района (далее — уполномоченный орган 2). После приобретения уполномоченный орган 1 осуществляет регистрацию права муниципальной собственности, при этом право оперативного управления на приобретенные жилые помещения за уполномоченным органом 1 не закрепляется.

Ответ: В соответствии с пунктом 7 СГС «Основные средства» основные средства это являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено указанным Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Приобретение жилых помещений уполномоченным органом 1 осуществляется в рамках возложенных полномочий по исполнению мероприятий государственной программы без закрепления права оперативного управления на приобретаемые жилые помещения за уполномоченным органом 1 после регистрации им права муниципальной собственности.

Таким образом, приобретенные уполномоченным органом 1 жилые помещения, по которым произведена регистрация прав муниципальной собственности, не подлежат отражению в бухгалтерском учете в составе основных средств на счете 1 101 11 000 «Жилые помещения — недвижимое имущество учреждения» (подлежат признанию в бюджетном учете уполномоченного органа в составе имущества казны на счете 1 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»).

В соответствии с пунктом 34 Инструкции № 162н передача произведенных вложений в объекты нефинансовых активов отражается по дебету счета 1 401 20 284 «Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама