Искусственный интеллект

«Технология машинного обучения» — термин довольно новый, но прочно входящий в словарный запас менеджмента, поскольку любой факт хозяйственной жизни в учреждениях бюджетной сферы не обойдет управленческий учет, финансовый (бухгалтерский) учет. Успешное использование машинного обучения позволяет искусственному интеллекту генерировать более точные прогнозы.

С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

Машинное обучение (искусственный интеллект) становится наиболее популярной темой в жизни людей и финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Алгоритм заключается в том, что программный продукт обрабатывает введенные данные, осуществляет анализ полученной информации и предлагает результат.

Принцип машинного обучения заключается в том, что при получении определенных данных машины способны обучаться на них.

Машинное обучение (Machine Learning) — область знаний, входящая в состав основных источников технологий и методов, которая изучает и разрабатывает алгоритмы автоматизированного извлечения знаний из сырого набора данных, обучения програм­мных систем на основе полученной информации, генерации прогнозных и (или) предписывающих рекомендаций.

Цель и основные задачи научно-технологического развития России, устанавливающие принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в этой области, а также ожидаемые результаты реализации настоящей стратегии, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие России на долгосрочный период, определены Указом Президента России от 1 декабря 2016 г. № 642 (далее — Указ № 642).

Согласно пункту 20 Указа № 642 приоритетами научно-технологического развития России следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат, в том числе, переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.

Машинное обучение предусматривает обработку значительного числа вариантов решения, в ходе которой выявляются закономерности, используемые для прогнозирования характеристики новых данных.

Технологии машинного обучения позволяют:

  • формировать рекомендации;
  • оптимизировать производственные процессы;
  • обрабатывать информацию;
  • иное.

Обучающий курс «Искусственный интеллект и машинное обучение», который проводят образовательные организации, направлен на развитие ключевых компетенций цифровой экономики курсантов, их профориентацию для осуществления дальнейшей деятельности в сфере информационных технологий.

На практике

Что происходит при применении информационных технологий? Учреждения бюджетной сферы могут самостоятельно разработать программный продукт в рамках научной деятельности (научно-исследовательской деятельности, фундаментальных научных исследований) либо приобрести готовый продукт у разработчика.

Выполнение научных исследований и разработок регулируется Законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон № 127‑ФЗ), который определяет следующие понятия, в том числе:

  • научная (научно-исследовательская) деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
    • прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
    • поисковые научные исследования — исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ;
  • экспериментальные разработки — деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

В области планирования финансово-хозяйственной деятельности (направления финансовых потоков) искусственный интеллект (машинное обучение) повышает точность и скорость принятия управленческих решений.

Машинное обучение возможно:

  • при применении нормативного метода планирования расходов и выплат в казенном, бюджетном (автономном) учреждении;
  • при формировании свода доходов;
  • при проведении анализа расходов по соответствующим показателям (материальные затраты, изменения фонда оплаты труда и др.).

Заключенный договор на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) предусматривает обязательства:

  • исполнителя — провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования (согласно договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию, новую технологию);
  • заказчика — принять работу, оплатить ее.

Для собственных нужд

В сформированной учетной политике учреждения может присутствовать раздел «Технология обработки учетной информации», который предусматривает форму обработки финансовой информации как в целях бухгалтерского, так и в целях управленческого учета.

Машинная форма обработки информации требует определенных финансовых вложений:

  • на приобретение техники;
  • приобретение, установку и обслуживание программного обеспечения;
  • обучение кадров.

Однако применение технологии машинного обучения обеспечивает качественное и своевременное получение информации, необходимой для учета и контроля:

  • нефинансовых активов;
  • финансовых активов;
  • труда и заработной платы;
  • иных активов и обязательств.

Новые информационные технологии (проекты внедрения новых информационных технологий) подлежат государственному учету (письмо Минобрнауки России от 30 ноября 2010 г. № АП-352/07 (далее — Письмо № АП-352/07)).

Согласно пункту 1.2 Письма № АП-352/07 обязательной государственной регистрации подлежат все открытые НИОКР и проекты внедрения новых информационных технологий, выполняемые организациями России независимо от их организационно-правовых форм с использованием государственной поддержки.

К нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие определенным условиям (п. 56 Инструкции № 157н).

Приемка результатов проведенных работ НИР, НИОКР осуществляется комиссией учреждения, с оформлением Акта приемки выполненных работ.

Необходимо учитывать, что форма Акта приемки выполненных работ может быть утверждена учетной политикой учреждения, с указанием обязательных реквизитов первичного учетного документа (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Новый продукт информационных технологий может быть признан комиссией по поступлению и выбытию активов нематериальным активом.

Согласно пункту 127 Инструкции № 157н для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов, применяется счет 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».

Согласно разделу V «Оценка (денежное измерение) и методы оценки (денежного измерения) объектов бухгалтерского учета» СГС «Концептуальные основы» оценка отдельных объектов бухгалтерского учета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется по справедливой стоимости — в оценке, соответствующей цене, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить.

Определение справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств осуществляется с учетом положений указанного стандарта и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основными методами определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств являются:

  • метод рыночных цен;
  • метод амортизированной стоимости замещения.

Сумма произведенных вложений, сформированных при осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, результаты которых подлежат применению в деятельности учреждения (получены положительные результаты), отражается записью (п. 34 Инструкции № 162н, п. 53 Инструкции № 174н, п. 53 Инструкции № 183н):

Дебет 0 102 20 320, 0 102 30 320

«Увеличение стоимости нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 0 106 22 320, 0 106 32 320

«Увеличение вложений в нематериальные активы — особо ценное движимое имущество», «Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество».

В случае передачи объекта нематериальных активов в рамках расчетов между учреждением и органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, операция отражается на основании первичных учетных документов, оформленных передающей и принимающей сторонами.

ПРИМЕР 1

Казенным учреждением разработан программный продукт. Операция подлежит бухгалтерскому учету по принятию в составе нематериальных активов.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 1 106 32 320

«Увеличение вложений в нематериальные активы —- иное движимое имущество»

Кредит 1 302 31 730, 1 105 ХХ 440

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Уменьшение стоимости материальных запасов»

— начисление вложений при формировании НИР на сумму принятых обязательств перед контрагентами, материальных затрат, используемых при разработке НИР;

Дебет 1 102 30 320

«Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 1 106 32 420

«Уменьшение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество»

— принятие к учету НИР в составе нематериальных активов.

В целях обучения

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ).

Структурные подразделения учреждений бюджетной сферы вправе осуществлять образовательный процесс исключительно при соблюдении следующих условий:

  • наличие указанной деятельности в уставных документах;
  • наличие лицензии;
  • наличие материально-технической базы, необходимой для достижения намеченных целей (соответствующее оборудование классов);
  • компетентный штат работников (включая привлеченных по договорам гражданско-правового характера с подтверждением соответствующей профессиональной подготовки);
  • обеспечение пожарной безо­пасности классов, их соответствие требованиям пожарной безопасности;
  • наличие калькуляции — обоснования конкретных курсовых программ;
  • учебный план работ;

Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.

  • создание безопасных условий обучения, обеспечение жизнедеятельности курсантов. Применение соответствующего санитарно-эпидемиологического нормирования (СанПин).

Кроме того, учебные классы должны отвечать следующим требованиям:

  • обеспечивать размещение всех обучаемых групп;
  • соответствовать современным требованиям оснащенности электронно-вычислительной техникой и достижениям научно-технического прогресса;
  • обеспечивать объективный контроль приобретаемых знаний и практических навыков.

При формировании себестоимости программы обучающего курса (например, по теме машинного обучения) необходимо учитывать прямые и накладные затраты учреждения.

Целью планирования себестоимости программы обучающего курса является экономически обоснованное определение величины этих затрат, необходимой в планируемом периоде.

Учреждение организует учет затрат:

  • по экономическим элементам;
  • по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей);
  • по способу включения в себестоимость (прямые и накладные).

Выбор способа калькулирования себестоимости учебного курса и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования производится самостоятельно учреждением или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур (п. 134 Инструкции № 157н).

Обучающий курс образовательное учреждение может реализовать в рамках основной деятельности и по приносящей доход деятельности в формате:

  • очного обучения;
  • онлайн-курсов.

Обратите внимание, что согласно пункту 1 статьи 29 Закона № 273-ФЗ образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к ним посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети интернет.

Бухгалтерский (бюджетный) учет расходов на использование сайта осуществляется в зависимости от прав на его использование:

  • исключительное право на использование сайта отвечает условиям принятия его к учету в качестве нематериального актива;
  • приобретение неисключительных прав — расходы относятся на финансовый результат учреждения в составе расходов текущего финансового периода (расходов будущих периодов).

ПРИМЕР 2

Образовательное учреждение в рамках дополнительного профессионального образования реализует онлайн-курс «Искусственный интеллект, машинное обучение». В связи с этим заключен договор на разработку сайта и техническую поддержку сайта в рабочем состоянии.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 0 106 32 320

«Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество»

Кредит 0 302 26 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

— отражены расходы на создание сайта;

Дебет 0 302 26 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит 0 304 05 226, 0 201 11 610

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам», «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— плата контрагенту за работы по созданию сайта;

Дебет 0 102 30 320

«Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 0 106 32 320

«Уменьшение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество»

— принят к учету нематериальный актив (исключительное право на сайт);

Дебет 0 109 ХХ 271, 0 401 20 271

«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части амортизации», «Расходы на амортизацию»

Кредит 0 104 39 421

«Уменьшение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения за счет амортизации»

— начислена амортизация на нематериальный актив;

Дебет 0 109 ХХ 226, 0 401 20 226

«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части прочих работ, услуг», «Прочие работы, услуги»

Кредит 0 302 26 226

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

— отражены расходы на техническую поддержку;

Дебет 0 302 26 226

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит 0 304 05 226, 0 201 11 610

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам», «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— отражены расчеты с контрагентом за техническую поддержку.

Согласно Порядку № 132н применение кодов КВР в части отражения расходов на закупку товаров, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий зависит от статуса учреждения:

  • государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения отражают расходы по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»;
  • федеральные казенные учреждения, осуществляющие соответствующие расходы в рамках утвержденного плана информатизации в сфере информационно-коммуникационных технологий, отражают их по КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».

Операции по выполнению работ создания сайта в сети интернет (объект нематериальных активов) отражаются в бухгалтерском учете с применением статьи 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ.

Операции по приобретению неисключительных (пользовательских) прав на результаты интеллектуальной деятельности, оказание услуг по технической поддержке сайта в сети интернет отражаются в бухгалтерском учете с применением статьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Обратите внимание, что с 1 января 2021 года расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных отражаются в учете с применением подстатей 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования», 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ (п. 11.5.2, 11.5.3 Порядка № 209н соответственно).