Применение чек-­листов для проведения внутреннего финансового контроля

В статье представлен опыт организации внедрения чек­листов для внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении здравоохранения.

Е. А. ВАЖОРОВА, главный бухгалтер ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Минздрава России (г. Чебоксары)

А. Н. ДЕВЕРИНСКИЙ, начальник планово­-экономического отдела ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Минздрава России (г. Чебоксары)

Основные понятия

В соответствии с законодательством о бухгалтерском учете экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний финансовый контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Внутренний финансовый контроль в учреждении проводится регулярно. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля закреплен отдельным приказом главного врача учреждения.

Финансовый контроль — это ряд специальных мероприятий, направленных на обеспечение законности и правомерности действий экономических субъектов в финансово-экономических взаимоотношениях.

Учитывая специфику учреждения (отсутствие филиалов, небольшое количество видов финансового обеспечения), функции по осуществлению внутреннего финансового контроля в учреждении возложено на главного бухгалтера и сотрудников бухгалтерии и планово-экономического отдела (далее — ПЭО). На наш взгляд, это наиболее экономичный и гибкий способ организации контроля в условиях нашего учреждения.

Внутренний финансовый контроль направлен:

  • на соблюдение дисциплины финансово-экономической деятельности учреждения;
  • обеспечение эффективной деятельности учреждения;
  • выявление, предотвращение, исправление искажений в учете, полноту отражения в учете всех хозяйственных операций, достоверность бухгалтерской отчетности.

В учреждении выделены три вида контроля:

  • предварительный — контроль правильности и обоснованности финансовых операций (п. 23 СГС «Концептуальные основы»);
  • текущий — контроль правильности составления бухгалтерских проводок, наличия авансового отчета, инвентарных карточек и др.;
  • последующий — изучение бухгалтерских документов, учета и отчетности.

Предварительный контроль осуществляется сотрудниками бухгалтерии и ПЭО в несколько этапов.

Первый этап. Лицо, ответственное за приемку поставленного товара, выполнение работы или оказание услуги, осуществляет предварительный контроль на предмет соответствия наименования товаров работ и услуг, сроков их поставки условиям договора.

Фактом проведения предварительного контроля является подписанный первичный документ о приемке товара, работ и услуг.

Второй этап. После получения от ответственного лица первичного документа о приемке товара, работ и услуг начальником ПЭО осуществляется предварительный контроль на предмет соответствия суммы, кода вида расходов (КВР), источника финансового обеспечения в пределах утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД).

Фактом проведения предварительного контроля является подпись начальника ПЭО на первичном документе о приемке товара, работ и услуг.

Третий этап. После проведения предварительного контроля начальником ПЭО первичные документы передаются в бухгалтерию. Бухгалтером осуществляется предварительный контроль соответствия наименования товаров работ и услуг, цены и стоимости, сроков их поставки условиям договора, кода вида расходов (КВР), источника финансового обеспечения.

Для организации текущего и последующего внутреннего финансового контроля в 2018 году нами разработаны и внедрены в имеющуюся систему внутреннего финансового контроля учреждения чек-листы.

Что такое чек­-лист

Даже профессионалам высочайшего уровня необходимо постоянно учиться, чтобы не потерять свою квалификацию. Но является ли высокий уровень профессионализма гарантией отсутствия нелепых ошибок, ведущих к фатальным последствиям?

50_1.png

Чтобы работа была выполнена правильно и никому не навредила, нужно быть уверенным в том, что вся цепочка необходимых действий, ведущих к требуемому результату, выполнена без ошибок.

Отсюда вытекает закономерный вывод о том, что необходим новый подход в организации внутреннего финансового контроля, который бы учитывал и профессиональный опыт людей, и в то же время роль человеческого фактора.

Чек-лист — перечень контрольных вопросов (заданий, критериев), с помощью которых становится понятной последовательность действий для выполнения какой-либо задачи.

Чек-листы представляют собой перечень контрольных вопросов, применяемых в ходе осуществления внутреннего финансового контроля учреждения. Контрольный перечень вопросов сформирован из требований нормативных документов по ведению бухгалтерского учета в организациях государственного сектора. Особое внимание уделяется требованиям, несоблюдение которых может привести к искажению бухгалтерской отчетности.

На данный момент в учреждении внедрены и используются следующие чек-листы:

№ 1 «Учет денежных средств на лицевых счетах»;

№ 2 «Денежные средства в кассе учреждения»;

№ 3 «Учет заработной платы»;

№ 4 «Проверка своевременности проведения расчетов по государственным контрактам и иным гражданско-правовым договорам»;

№ 5 «Учет затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ и оказание услуг»;

№ 6 «Права пользования нефинансовыми активами»;

№ 7 «Расчеты с подотчетными лицами».

Можно привести пример использования одного из вышеуказанных чек-листов.

Чек-лист содержит следующие реквизиты:

  • вид контроля (текущий, последующий);
  • место проведения проверки и (или) наименование первичного документа;
  • период проверки;
  • должности, фамилии и инициалы должностных лиц, проводящих внутренний финансовый контроль и заполняющих чек-лист;
  • вопросы, отражающие содержание обязательных требований.

Рассмотрим чек-лист № 4 «Проверка своевременности проведения расчетов по государственным контрактам и иным гражданско-правовым договорам», содержащий восемь вопросов:

1. Соответствие фактов хозяйственной жизни, отраженных в первичных документах, условиям договоров.

2. Правильность отнесения материальных объектов к основным средствам.

3. Правильность заполнения инвентарных карточек на вновь поступившие нефинансовые объекты (выборочно).

4. Наличие описи инвентарных карточек.

5. Правильность начисления амортизации по вновь принятым объектам к бухгалтерскому учету.

6. Наличие Оборотной ведомости по нефинансовым активам по учету начисленной амортизации объектов нефинансовых активов.

7. Наличие первичных документов, приложенных к Журналу операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, Журналу операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

8. Наличие Актов сверки взаимных расчетов с контрагентом.

Ответы на вопросы свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении специалистом учреждения обязательных требований по ведению бухгалтерского учета, что в конечном итоге отражается на деятельности учреждения в целом.

Можно привести пример, который поможет понять, для чего нужны чек-листы (см. таблицу 1).

Таблица 1

50_2.png

Несмотря на кажущуюся простоту заполнения чек-листа, опыт применения показал, что его внедрение дает ощутимый эффект.

Внедрение чек-листов позволяет:

  • быстро и оперативно выявлять ошибки, вызванные влиянием человеческого фактора: невнимательностью, забывчивостью, недосмотром, несогласованностью действий;
  • оперативно корректировать выявленные ошибки;
  • экономить рабочее время сотрудника учреждения;
  • выявлять слабые места в различных направлениях финансовой деятельности.

В конечном итоге чек-лист является инструментом повышения и оценки продуктивности.

Кроме того, каждый специалист финансовой службы может пройти самостоятельную проверку на соблюдение требований бухгалтерского учета, что позволяет предотвратить нарушения и, соответственно, избежать штрафных санкций.



Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама