Щепетильный вопрос

Размер оплаты труда руководителя учреждения (заместителя, главного бухгалтера) — далеко не праздный интерес. А есть ли предельный уровень? Ответ в компетенции финансиста, бухгалтера, специалиста по управлению персоналом.

С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

Оплата труда — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 144 Трудового кодекса системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами;
  • в государственных учреждениях субъектов России — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами России, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов России;
  • в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами России, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов России, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Справочно.

Правительство России может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам (ст. 144 ТК РФ).

Предельный уровень

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом (ст. 132 ТК РФ).

Исключения составляет заработная плата руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров отдельных организаций.

Согласно статье 145 Трудового кодекса условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов России, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами России, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов России, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Указанной статьей закреплено, что предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов России, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен:

  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов России, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий — нормативно-правовыми актами Правительства России;
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов России, государственных унитарных предприятий субъектов России — нормативно-правовыми актами субъектов России;
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий — нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, согласно постановлению Правительства России от 29 ноября 2016 г. № 1259 установлен предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы председателя правления Пенсионного фонда России, председателя Фонда социального страхования России, председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования и среднемесячной заработной платы работников этих фондов (без учета заработной платы председателя правления Пенсионного фонда России, председателя Фонда социального страхования России, председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования, их заместителей, главных бухгалтеров) в кратности 1 к 10.

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) определяется нормативно-правовым актом федерального государственного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующих федеральных учреждений, нормативным актом федерального учреждения — главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находятся соответствующие федеральные учреждения, в кратности от 1 до 8 (п. 9 постановления Правительства России от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее — Постановление № 583)).

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров:

  • государственных внебюджетных фондов России;
  • территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • федеральных государственных учреждений;
  • государственных учреждений субъектов России;
  • муниципальных учреждений,
  • включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством России, органами государственной власти субъектов России, органами местного самоуправления.
30_1.png

В целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (протокол № 12 от 25 декабря 2018 г.).

Согласно пункту 21 Единых рекомендаций заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров формируется из:

  • должностного оклада;
  • выплат компенсационного характера;
  • выплат стимулирующего характера.

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений.

Вместе с тем для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами:

  • Законом от 27 июля 2004 г. № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»;
  • Законом от 2 марта 2007 г. № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Формирование заработной платы

Как говорилось выше, заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности вверенных им учреждений.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативно-правовыми актами России, содержащими нормы трудового права.

Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение (п. 9 Постановления № 583).

Для оценки результативности работы руководителя учреждения могут устанавливаться следующие показатели: текучесть кадров, рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством России), экономические показатели и др.

Принципы формирования систем оплаты труда в зависимости от видов экономической деятельности закреплены в соответствующем разделе Единых рекомендаций для следующих работников:

  • сферы образования;
  • государственных и муниципальных учреждений здравоохранения;
  • государственных и муниципальных учреждений в сфере культуры;
  • государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта.

Порядок исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом, установлен постановлением Правительства России от 24 декабря 2007 г. № 922 (далее — Постановление № 922).

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся:

  • заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время;
  • заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам;
  • заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;
  • заработная плата, выданная в неденежной форме;
  • денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности России, государственные должности субъектов России, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе;
  • денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время;
  • начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;
  • заработная плата, начисленная преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления;
  • заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления;
  • надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие;
  • выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;
  • вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций;
  • премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;
  • другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

Обратите внимание, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Кроме того, необходимо учитывать статьи 315–317 Трудового кодекса относительно лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которыми предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством России.

Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Справочно.

С 1 января 2019 года величина МРОТ (федеральный) составляет 11 280 рублей (Закон от 25 декабря 2018 г. № 481‑ФЗ).

Как рассчитать?

Предельное соотношение средней заработной платы предусматривает следующий расчет.

Необходимо рассчитать среднемесячную заработную плату руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров, затем рассчитать среднемесячную заработную плату иных работников (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) за соответствующий календарный год.

Пз/п = Срм1 / Срм2, где

Пз/п — предельное соотношение средней заработной платы;

Срм1 — среднемесячная заработная плата руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров за соответствующий календарный год;

Срм2 — среднемесячная заработная плата работников (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) за соответствующий календарный год.

Расчет среднего заработка работника независимо от режима работы производится исходя из фактически начисленной заработной платы и фактически отработанного времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно) (п. 4 Постановления № 922).

Обратите внимание, что расчет среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения осуществляется отдельно по должностям руководителя, главного бухгалтера и по каждой должности заместителя руководителя.

Если руководитель, заместитель руководителя, главный бухгалтер состоял в трудовых отношениях с учреждением неполный календарный год, то среднемесячная заработная плата определяется исходя из фактически отработанных соответствующим руководителем, заместителем руководителя, главным бухгалтером полных календарных месяцев.

Если работник проработал неполный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, такие выплаты учитываются при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм.

В случаях выполнения руководителем, заместителями руководителя, главным бухгалтером работы по совмещению должностей (профессий) или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы в фактически начисленной заработной плате учитываются суммы, начисленные как по основной должности (профессии), так и по совмещаемой должности (профессии), а также начисленные за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы.

При работе по совместительству в фактически начисленной заработной плате учитываются только суммы фактически начисленной заработной платы по должности руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера.

Внимание!

Если по результатам расчетов уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) окажется выше предельного (установленного), следует принять меры по приведению заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера в соответствие с кратным уровнем.

План ФХД

Формирование плана ФХД (планирование затрат), включая выплаты по оплате труда руководителя, осуществляется согласно приказу Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее — Требования № 81н)[1].

Показатели плана ФХД формируются в разрезе кодов бюджетной классификации России.

Согласно пункту 11 Требований № 81н расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам формируются с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ).

Фонд оплаты труда учреждения формируется согласно штатному расписанию учреждения. Отметим, учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения (п. 4 ст. 123.21 ГК РФ).

В соответствии со статьей 191 Трудового кодекса работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). При этом показатели и критерии оценки деятельности руководителей учреждений, размеры и порядок установления выплат стимулирующего характера определяются нормативным правовым актом учредителя, в ведении которого находятся учреждения.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений устанавливает учредитель в зависимости от достижения целевых показателей эффективности деятельности учреждения и работы его руководителя за соответствующий период, премирование руководителя осуществляется на основании соответствующего распоряжения учредителя.

В связи с чем финансист учреждения вправе предусмотреть премирование руководителя. Источником финансового обеспечения указанной выплаты могут быть средства:

  • на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • приносящей доход деятельности;
  • иные.

Внимание!

При принятии органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о раздельном формировании плановых показателей по выплатам, связанным с выполнением учреждением (подразделением) государственного (муниципального) задания, объемы указанных выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания могут рассчитываться с превышением нормативных затрат, определенных в порядке, установленном соответственно Правительством России, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта России, местной администрацией в соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса (п. 12 Требований № 81н).

Контроль. Ответственность

Согласно статье 278 Трудового кодекса помимо оснований, преду­смотренных указанным кодексом и другими федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с руководителем организации могут быть несоблюдение установленного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера следующих организаций:

  • государственного внебюджетного фонда России;
  • территориального фонда обязательного медицинского страхования;
  • государственного или муниципального учреждения;
  • государственного или муниципального унитарного предприятия,
  • и среднемесячной заработной платы работников указанных организаций.

Таким образом, за несоблюдение установленного предельного уровня соотношения зарплат заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера указанных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений руководитель учреждения может быть уволен.

30_2.png

Кроме того, согласно статье 349.5 Трудового кодекса учреждению (организации) необходимо обеспечить размещение информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров в информационно-телекоммуникационной сети интернет на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий.

Порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате указанных лиц и представления указанными лицами данной информации устанавливается нормативно-правовыми актами России, субъектов России, органов местного самоуправления.


[1] Начиная с формирования плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения на 2020 год (на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов) применяется приказ Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н.