Женские портреты на античных монетах

До нас из глубины веков дошли образы различных людей. Они сохранились в живописи и в литературе. Мы видим их на фресках и барельефах. Одна из возможностей запечатлеть личность в ее современности — монеты.

А. В. ПАЧКАЛОВ, директор Музея финансов, кандидат исторических наук, доцент Департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве России

Каждый правитель стремился отразить время своего правления в изображениях на деньгах. Так было всегда. Сначала на монетах, позже и на купюрах. Однако среди огромного ряда мужских изображений часто встречаются женские портреты. Кто эти женщины? Мы с уверенностью назовем имена королев и цариц XVIII–XX веков. А чьи лица смотрят на нас из глубины античных веков?

...Масса античных монет представляет собою как бы одно металлическое зеркало, в котором отразился весь древний мир с его произведениями и постепенным развитием искусства.

А. П. Бутковский.

Нумизматика
или история монет древних, средних и новых веков.

1861 год.

Из легенд и мифов

Важное место на монетах античного мира занимают персонажи из легенд и мифов. Их особенно много на монетах Древней Греции. В основном это изображения богинь.

Одна из наиболее почитаемых богинь — Артемида, покровительница охоты и плодородия. Ее образ часто присутствует на древнегреческих монетах Неаполя, Сиракуз, Македонии, острова Лесбоса и Митилены. Она представляется в короткой одежде с луком и стрелами, в сопровождении оленя и нимф.

76_3.png

На греческих монетах часто встречается изображение знаменитой Афины Паллады, дочери Зевса, богини войны, искусств, мудрости. Это либо голова Афины, либо сама богиня во весь рост с такими атрибутами, как шлем, копье, щит и нагрудный панцирь. Чаще всего ее изображения встречаются на монетах Афин, но кроме этого она присутствует на монетах городов Лукерии, Калеса, Неаполя, Коринфа, Амбракии, Гераклеи, Фурии, Велии, Сиде, Фарсала, Кум, Элеи, Сиракуз, Анакториона, Пеллы.

Монеты с изображением богини Афины, выполненные в период расцвета Древней Греции, в V веке до н. э., мастером Евклидом из Сиракуз, оказали большое влияние на развитие монетного дела в дальнейшем, несмотря на то, что чеканка лица богини в фас на монетах оказалась очень непрактичным делом: быстро стирались очертания носа.

Большое количество монет с изображением богини Афины встречается и на монетах времен царствования Александра Македонского и его потомков. На территории огромной державы Александра, в разных городах Греции и Востока стали чеканиться однотипные монеты: из серебра и меди с портретом Александра Македонского в виде Геракла, и статеры[1] из золота с изображением богини Афины. Такие монеты являлись универсальным платежным средством древнего мира и через двести лет после смерти Александра Македонского.

На денежных знаках были запечатлены облики разных богинь.

Изображение греко-римской богини любви и красоты Афродиты представлено на монетах Книда, Нагидоса и других городов в виде головы, бюста или фигуры. Богиня изображена в разных позах — сидящей, стоящей, едущей в колеснице.

76_2.png

Одна из верховных богинь, супруга Зевса Гера, присутствует на монетах в виде фигуры в длинных одеждах с венком или диадемой на голове. Ее изображение встречается на монетах Самоса, Бруттия, Элиды, Халкиды, Эвбеи, Пандосии.

На монетах Дельф и Кносса отдана дань богине земледелия и плодородия Деметре в венке из колосьев. На монетах Древнего Рима она представлена на троне с рогом изо­билия, пучком мака и колосьями.

Медуза Горгона, чудовище в образе женщины, часто изображалась на монетах таких городов, как Аполлония, Неаполь, Париум и др.

Древнегреческая богиня победы Нике, в виде крылатой девы с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках, дошла до нас на античных монетах Неаполя, Сиде, Терины и др.

Изображение богини подземного царства Персефоны в венке из колосьев встречается на монетах Сиракуз и других городов. К шедеврам античного искусства относятся монеты с изображениями Персефоны в профиль, созданные мастером Евэнетом в V веке до н. э. на Сицилии.

Чеканились не только портреты, но и сюжеты. Так, мать Аполлона и Артемиды титанида Лето представлена на монетах Эфеса, Магнесии, Милета со своими детьми в момент бегства.

Античные богини нашли свое место не только на монетах Древней Греции. Римская республика и империя также отдавали им должное, чеканя свои монеты. Диктатор Сулла считал, что находится под особым покровительством Венеры. Она изображалась на императорских монетах в виде женщины — сидящей, стоящей или едущей на квадриге.

Римская богиня победы Виктория изображалась в основном как крылатая дева с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках, символизируя победы императоров.

Люди обращались к богам, чтобы заручиться их поддержкой в повседневной жизни. Поэтому образы богини плодородия Дианы, ставшей также олицетворением Луны и богиней охоты, богини Кибелы (также покровительствовавшей плодородию, как Деметра), Цереры (древнейшей италийской и римской богини земледелия) достаточно часто встречаются не только в храмах.

Развивающиеся торговые связи влекли за собой и появление новых божеств. Женская фигура (или бюст) с характерными для нее атрибутами — солнечным диском между коровьими рогами, змеями в качестве характерного для нее головного украшения — на римских монетах изображала египетскую богиню Исиду, идеал женственности и материнства. Тему брака и материнства на римских монетах (в основном на монетах императриц) поддерживал образ богини Юноны в виде фигуры в длинных одеждах с венком или диадемой на голове.

Для силовых структур важно было уделить внимание богине Немезиде, олицетворявшей судьбу и место, покровительнице солдат и гладиаторов. Ее изображение присутствует на монетах империи с атрибутами равновесия, наказания и быстроты (их символизируют весы, уздечки, меч или плеть, крылья, колесница, запряженная грифами и др.).

В античной мифологии немаловажное место занимают божества природы, которых ассоциировали с молодыми красивыми девушками — нимфами. Они не входили в пантеон богов, покровительствовавших определенному объекту или явлению природы, являясь его душой и воплощением, но наряду с богинями нашли свое место на монетах. Особенно часто они встречаются на деньгах Сицилии, Великой Греции и Фессалии.

Отражая сущность нимф, античные мастера чеканили их портреты в сочетании с картинами природы, птиц, животных.

Одними из наиболее известных в античном монетном деле чеканов являются денежные знаки с портретом нимфы Аретузы. На сиракузских тетрадрахмах изображена ее голова с ожерельем и серьгами в окружении четырех резвящихся дельфинов. На монетах города Лариса, расположенного на северо-востоке Греции, отчеканена в фас голова нимфы Ларисы в сочетании с фигурой лошади.

Голова речной нимфы в диадеме, серьгах и ожерелье на лицевой стороне монеты и изображение быка с человеческим лицом, коронуемого Никой, на оборотной отчеканены на монетах Неаполя. Синопские мастера запечатлели на лицевой стороне денежного знака голову нимфы, повернутую влево, а на реверсе — морского орла с рыбой в когтях.

Жители античных городов выражали почтение своим покровителям не только в праздниках, храмах, скульптуре и картинах, но и на монетах. Так, на деньгах Кум — голова нимфы, покровительницы города, на аверсе в сочетании с раковиной и зерном на реверсе. На двух сторонах денег Гистии — нимфа Гистия и она же, сидящая на носу галеры.

В истории и на монетах

Лица на монетах остались в веках. Как правило, это люди, стоявшие у руля государств или совершившие подвиги. Среди них есть и женские образы. На аверсах монет некоторых номиналов портрет императрицы расположен на полумесяце, означающем Луну, тогда как на монетах императоров имеется корона в виде лучей солнечного бога.

Широко известны монеты Клеопатры VII Филопатор, последней царицы эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов). В память о знаменательном событии — женитьбе Антония и Клеопатры в Египте были выпущены монеты, на одной стороне которых была изображена голова Клеопатры, а на другой — Антония. В честь этого события царица приказала начать новое летосчисление своего правления. На монетах она не выглядит красавицей. Клеопатра изображена с волнистыми волосами, крупными глазами, низким мелким лбом, резким выступающим подбородком и носом с горбинкой. В связи с этим возникли различные версии — как о неумелом резчике монеты, так и специальном искажении красавицы-царицы со стороны завистников и недругов, находившихся в Риме.

Римские императоры размещали на монетах портреты своих бабушек, матерей, сестер, дочерей и племянниц. Особенно много таких изображений на монетах Римской империи II и III веков нашей эры.

За несколькими исключениями, имена этих женщин не обладают в наши дни большой известностью. Тем не менее они сыграли важную роль в истории империи, и сохранившиеся до наших дней монеты являются свидетельством их правления. Императрицам посвящено всего около одной шестой части всех монет Римской империи.

Первой императрицей Рима была Ливия Друсилла, которая в 38 году до н. э. в возрасте 20 лет вступила в брак с Октавианом, наследником убитого Юлия Цезаря, вскоре ставшим первым императором Рима под именем Августа. Ливии было посвящено небольшое количество монет, чеканенных в основном ее сыном императором Тиберием (14–37 гг. н. э.).

76_1.png

Портрет императрицы Агриппины Младшей можно обнаружить на римских золотых ауреусах и серебряных денариях в конце правления ее мужа Клавдия (41–54 гг. н. э.) и в начале правления ее сына Нерона (54–68 гг. н. э.). Портрет ее матери, Агриппины Старшей, был помещен на медных сестерциях. Первый был отчеканен ее сыном Калигулой (37–41 гг. н. э.), затем, через несколько лет, ее зятем Клавдием. Эти выпуски были уже посмертными.

Другой посмертный чекан императора Клавдия был сделан для его матери Антонии, младшей дочери Октавиана.

При императоре Флавии (69–96 гг. н. э.) производилась чеканка монет с изображениями некоторых женских представительниц династии: жены Веспасиана Домитиллы, дочери Титуса Юлии и жены Домитиана Домитии Лонгины.

Значительно больше женских портретов появляется на монетах II века. При императоре Траяне (98–117 гг. н. э.) на монетах оказались портреты Плотины, жены императора, сестры Траяна Марцианы, племянницы императора.

При императоре Гордиане (117–138 гг. н. э.) императрицам была предоставлена значительная часть эмиссии римских монетных дворов. Вибия Сабина вышла замуж за Гордиана, позже получила титул «Августа», и от ее имени чеканилось большое количество денег. Ее монеты во многом стали объектом для подражания в течение следующих полутора столетий.

Анния Фаустина, жена императора Антонина Пия (138–161 гг. н. э.), умерла всего лишь через три года после замужества. Император решил увековечить память жены посмертной серией беспрецедентного объема. Монеты с ее именем были отчеканены для всех номиналов в большом количестве и являются наиболее часто встречаемыми среди всех денежных знаков этой эпохи.

Традиция размещения женских портретов на монетах Древнего Рима прослеживается и в дальнейшем, при императоре Марке Аврелии (161–180 гг. н. э.), который организовал значительный выпуск для своей жены Фаустины Младшей и дочери Люциллы.

Несколько реже встречаются монеты, выпущенные в честь женских родственников Дидиуса Юлиана в течение 193 года. Несмотря на то, что его царствование было очень коротким (два месяца), Юлиану удалось произвести чеканку во всех трех металлах для себя, своей жены Манилии Скантиллы и дочери Дидии Клары.

Императорская династия Северинов дает наибольшее число монетных типов с портретами императриц. Первой была императрица Юлия Домна, жена Септимия Севера (193–211 гг. н. э.) и мать Каракаллы и Геты. Следующими императрицами были Юлия Маэста, сестра Домны, и Юлия Мамаэя, мать Севера Александра (222–235 гг. н. э.).

После династии Северинов чеканка монет с портретами императриц стала более редкой. Наиболее известны монеты Салонины, жены Галлиена (253–268 гг. н. э.) и Северины, жены Аврелиана (270–275 гг. н. э.).

В IV веке монеты чеканились от имени Валерии, жены императора Галериуса (305–311 гг. н. э.). Серия медных монет небольшого размера выпускалась от имени Константина императрицами Еленой и Фаустой, матерью и женой Константина Великого (307–337 гг. н. э.).

В V веке чеканились монеты с именами императриц Пульхерии и Евдокии, обладавшими большой политической властью. Большинство этих монет чеканились в золоте.

На некоторых посмертных выпусках Фаустины Старшей, чеканенных ее мужем Антонином Пием, отмечалось основание Пуеллы Фаустинианы, гильдии милосердия, посвященной защите бедных девушек-сирот.

На монетах часто соединялись изображения реальных женщин и мифологических персонажей. Например, на аверсе — портрет императрицы, а на реверсе — женские образы в виде различных богинь: скромности и целомудрия (Пудицита), святости семейной жизни (Веста), плодородия и деторождения (Фекундита, Венера Генетрикс), материнства (Юнона, Цибелла, Диана), а также лунной богини Селены.



[1] Античная монета, имевшая хождение в Древней Греции и Лидии в период примерно с начала V века до н. э. до середины I века н. э., также имела большое значение для кельтских племен. Первоначально это название использовалось в Афинах для монет, равных по ценности тетрадрахме (четырем драхмам), хотя впоследствии в других местах статером называли и дидрахму (монету в две драхмы). Существовал также золотой статер, однако чеканили его лишь в некоторых местах. Его ценность в зависимости от конкретных обстоятельств находилась в диапазоне между 20 и 28 драхмами, в Афинах, например, — 20 драхм.

Реклама