Бланки строгой отчетности

Некоторые бюджетные учреждения, оказывающие платные услуги населению, применяют те же бланки строгой отчетности, что и коммерческие фирмы. Остался всего один год, чтобы отказаться от подобной практики.

В отличие от продажи товаров и наличных расчетов с юридическими лицами, при оказании населению услуг контрольно-кассовую технику можно не применять. Такая возможность предусмотрена в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Прием в кассу бюджетного учреждения наличных денег от физических лиц может быть оформлен при помощи формы N 10 "Квитанция" (код по ОКУД 0504510), утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н. Этот бланк считается согласованным, согласно Решению Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 24 июня 2003 (протокол N 2/74-2003). Факт согласования подтвержден в Письме Министерства по налогам и сборам РФ от 4 июля 2003 г. N ШС-6-22/738.
Раньше срок действия формы N 10 был установлен до 10 января 2003 года. Благодаря протоколу ГМЭК он был продлен без ограничений, несмотря на отмену Инструкции N 107н. Однако ограничение все же существует. Это - пункт 2 Постановления Правительства России от 31 марта 2005 г. N 171 (далее по тексту - Постановление N 171). В нем сказано, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения новых форм бланков строгой отчетности, но не позднее 1 января 2007 г.
Порядок утверждения новых бланков установлен Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Далее оно будет именоваться, как Положение N 171, поскольку утверждено Постановлением N 171.
Обратиться в Минфин России для утверждения новых форм бланков строгой отчетности могут:
заинтересованные органы государственной власти;
Центробанк России;
организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, занятые в определенной сфере услуг.
Очевидно, что утвердить, как и прежде, единую форму бланка для бюджетников проще, чем ждать, пока коммерция подготовит свои обращения. Это подтверждается также опытом утверждения для бюджетных учреждений документов, приравненных к бланкам строгой отчетности.
И все же, если для вашего учреждения проблематично приобрести кассовый аппарат, то "заинтересованным органам государственной власти" нужно своевременно напомнить о своих проблемах. При этом следует учесть, что с будущего года, бланк должен иметь не только согласованное и художественно-графическое оформление, но и обеспечение защиты бланка от подделок. А это существенно повысит стоимость изготовления бланков.

Проверяйте типографию и себя

Отдельные моменты применения Положения N 171 разъяснены в Письме Минфина России от 27 сентября 2005 г. N 03-01-20/5-193. В частности, еще раз обращено внимание, что на бланке должны быть указаны следующие данные о типографии:
сокращенное наименование;
ИНН;
место нахождения;
номер заказа;
год выполнения заказа;
тираж.
Как показал опрос, проведенный нашим издательством, большинство типографий не знают об этих требованиях. Кроме того, хотя идентификационный номер необходимо было указывать и раньше, типографии об этом почему-то тоже "забывают".
Необходимо провести разъяснительную работу и среди сотрудников, принимающих оплату. Возможно, в макетах бланков строгой отчетности, которые вы представили в типографию, отсутствует ваш идентификационный номер налогоплательщика, или не указан код ОКПО. Если вы используете "бюджетную" квитанцию, то эти данные можно вписать по строке "Учреждение".
Хуже, если в макете не были указаны сведения об утверждении формы бланка. В этом случае налоговые инспекторы могут не признать ваши бланки приравненными к чекам контрольно-кассовой техники. Это означает административные штрафы.


Наша справка. Штраф за дефектный бланк строгой отчетности

Документы строгой отчетности, которые вы применяете для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовой техники, могут иметь скрытые изъяны. Если их обнаружит налоговый инспектор, административные штрафы будут следующими (на основании ст. 14.5 КоАП):
должностные лица (руководитель или главный бухгалтер) - от 30 до 40 МРОТ;
учреждение - от 300 до 400 МРОТ.
Обратите внимание, что Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения (п. 1 ст. 14.5 КоАП). То есть штраф у за "дефектные" бланки грозит в двух случаях:
учреждение проверяют инспекторы из отдела контрольно-кассовой техники;
учреждение проверяют на предмет полноты оприходования выручки в ходе выездной налоговой проверки.


Т.М. Гронь,
редактор-эксперт журнала "Бюджетный учет"