Из первых уст

В учреждениях постоянно возникают спорные моменты в отношении организации бюджетного процесса. Их разъясняет С. О. ЧЕРНЯВСКАЯ, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

— Каков порядок перечисления средств при оплате обязательств юридических лиц в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (далее — казначейское обеспечение обязательств)?

— В соответствии с пунктом 18 положения «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета», утвержденного постановлением Правительства России от 9 декабря 2017 г. № 1496, получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) авансовые платежи в размере и порядке, которые установлены для такого договора (государственного контракта) указанным пунктом, если иное не предусмотрено федеральным законом, указом Президента России, данным Положением или иным нормативным правовым актом Правительства России.

Согласно пункту 6 постановления Правительства России от 30 декабря 2017 г. № 1705 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими в 2018 году договорах (государственных контрактах) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) условие о казначейском обеспечении обязательств в размере до 100 процентов суммы договора (государственного контракта).

В соответствии с положениями пунктов 2 и 9 статьи 5 Закона от 5 декабря 2017 г. № 362‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее — Закон № 362‑ФЗ) казначейское обеспечение обязательств применяется при казначейском сопровождении расчетов и (или) авансовых платежей, в том числе по государственным контрактам, предметом которых является строительство (реконструкция) объектов государственной собственности, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2018 год, а также контрактам (договорам), заключаемым в рамках их исполнения.

Казначейское обеспечение обязательств при казначейском сопровождении целевых средств осуществляется в порядке, утвержденном приказом Минфина России от 19 декабря 2017 г. № 239н. Формы документов, применяемых при осуществлении операций по казначейскому обеспечению обязательств, и порядок их заполнения утверждены приказом Казначейства России от 20 марта 2017 г. № 10н.

Порядок санкционирования расходов при казначейском сопровождении авансовых платежей, предоставленных на основании договоров (государственных контрактов), содержащих условия о казначейском обеспечении обязательств, а также сроки оплаты указанных расходов осуществляются в общеустановленном порядке.

Таким образом, применение казначейского обеспечения обязательств не устанавливает запрет и не ограничивает право получателя средств федерального бюджета предусматривать авансовые платежи в договорах (государственных контрактах), условиями которых предусмотрено казначейское сопровождение, а устанавливает форму расчетов с поставщиками (исполнителями) за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), в том числе на сумму авансовых платежей.

Учитывая приведенные выше нормы, при принятии федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в соответствии с положениями Закона № 362‑ФЗ решения об осуществлении расчетов с применением казначейского обеспечения обязательств по договору (государственному контракту), в такой государственный контракт могут быть включены условия о расчетах, в том числе по авансовым платежам, в форме казначейского обеспечения обязательств.

— С 1 января 2018 года вступил в силу Закон от 18 июля 2017 г. № 178‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 178‑ФЗ). Какие изменения претерпели статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса?

— В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе юридические лица (за исключением юридических лиц, определенных данной статьей Бюджетного кодекса), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов.

Исходя из положений пункта 5 статьи 78 и пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса обязательным условием предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий (далее соответственно — получатели субсидии, соглашение о предоставлении субсидии) и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным соглашениям о предоставлении субсидии, является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий (далее — поставщики (подрядчики, исполнители), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий (далее — согласие на проверку).

Поэтому если получатель субсидии заключает с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) договоры (соглашения) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, необходимые для исполнения своих обязательств по соглашению о предоставлении субсидии, то на указанных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) распространяются требования, установленные положениями пункта 5 статьи 78 и пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.

Согласие на проверку не подлежит включению в договоры (соглашения), заключаемые получателями субсидий с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в рамках предоставления субсидий на возмещение фактически произведенных затрат (недополученных доходов).

Так, порядок (правила) предоставления субсидий могут преду­сматривать возмещение затрат, фактически произведенных получателем субсидии на основании договоров (соглашений), подписанных им до заключения соглашения о предоставлении субсидии, что исключает возможность заключения указанных договоров (соглашений) в рамках соглашения о предоставлении субсидии.

Учитывая изложенное, вышеуказанные положения статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса распространяются на договоры (соглашения), заключаемые получателями субсидий с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) с 1 января 2018 года в рамках предоставления субсидий на финансовое обеспечение затрат.

Таким образом, в договоры (соглашения) должны быть включены положения о согласии на проверку поставщика (подрядчика, исполнителя).

Кроме того, если порядок (правила) предоставления субсидии предусматривает возможность как финансового обеспечения расходов получателя субсидии, так и возмещения фактически произведенных им расходов (предоставление субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) расходов), данные положения подлежат включению только в те договоры (соглашения), на основании которых поставщиками (подрядчиками, исполнителями) будут получены средства, источником финансового обеспечения которых является субсидия.

Учитывая положения пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса, отметим, что требования пункта 5 статьи 78 и пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса не распространяются на договоры (соглашения), заключаемые с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которыми являются государственные (муниципальные) учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации (компании), публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставном (складочном) капитале.

— Разъясните, пожалуйста, положения пункта 16 Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», утвержденных постановлением Правительства России от 28 декабря 2017 г. № 1680 (далее — Правила № 1680).

— Положениями пункта 16 Правил № 1680 установлено, что санкционирование расходов при казначейском сопровождении средств по государственному оборонному заказу осуществляется в соответствии с представляемыми головным исполнителем (исполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета для учета средств неучастника бюджетного процесса (далее — лицевой счет) Сведениями об операциях с целевыми средствами на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (код формы по ОКУД 0501213) (далее — Сведения). Они формируются в порядке, установленном приказом Минфина России от 8 декабря 2017 г. № 220н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее — Приказ № 220н).

В Сведениях указываются источники поступлений средств с соответствующими им кодами:

  • «Средства по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 100 тыс. рублей» (код 7900);
  • «Средства по контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 100 тыс. рублей в рамках исполнения государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа» (код 7990),

а также направления расходования средств с соответствующими им кодами исходя из предмета государственного контракта, контракта (договора), заключенного в рамках исполнения государственного контракта, при осуществлении головным исполнителем (исполнителем) расходов за счет средств государственного оборонного заказа.

08_1.png

Согласно пункту 17 Правил № 1680 соответствие направлений расходования средств, указанных в Сведениях, целям их предоставления обеспечивается при утверждении Сведений: для головного исполнителя — государственным заказчиком, для исполнителя — головным исполнителем (исполнителем-заказчиком) либо головным исполнителем (исполнителем) в случае представления им в территориальный орган Федерального казначейства разрешения государственного заказчика (головного исполнителя, исполнителя-заказчика) на утверждение Сведений, оформленного в произвольной письменной форме на официальном бланке, подписанном руководителем (уполномоченным лицом).

Перечень направления расходования целевых средств, содержащий направления расходования целевых средств и наименования выплат, указываемых в платежных документах, установлен Приказом № 220н и содержит в том числе:

  • код 0999 «Выплаты по окончательным расчетам (прибыль)», который применяется при перечислении прибыли после исполнения юридическим лицом всех обязательств по государственному контракту, контракту (договору) либо их этапа (в случае если это предусмотрено условиями государственного контракта, контракта (договора) и при предоставлении юридическим лицом документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств головного исполнителя (исполнителя);
  • код 0888 «Накладные расходы», который применяется с учетом пропорционального распределения накладных расходов по срокам исполнения государственного контракта, контракта (договора) при осуществлении выплат в соответствии с условиями государственного контракта, контракта (договора), связанных административно­управленческими расходами, расходами по содержанию общехозяйственного персонала, расходами по обслуживанию основного и вспомогательного производств и другими расходами, не включенными в прямые затраты при исполнении государственного контракта, контракта (договора).

При санкционировании операций с лицевого счета головного исполнителя (исполнителя) по направлению расходования целевых средств по коду 0888 «Накладные расходы» территориальными органами Федерального казначейства осуществляется проверка представленного головным исполнителем (исполнителем) платежного документа по следующим направлениям:

  • соответствие указанных в платежном документе реквизитов (номер, дата) государственного контракта, контракта (договора) Сведениям;
  • наличие в платежном документе текстового назначения платежа и кода направления расходования целевых средств 0888 «Накладные расходы» в соответствии со Сведениями;
  • непревышение суммы, указанной в платежном документе, над суммой остатка средств по направлению расходования целевых средств по коду 0888 «Накладные расходы», указанной в Сведениях, и суммой остатка средств на лицевом счете головного исполнителя (исполнителя);
  • соответствие идентификатора государственного контракта, указанного в платежном документе, идентификатору государственного контракта, указанному в государственном контракте (контракте (договоре), Сведениях).

Учитывая изложенное, территориальные органы Федерального казначейства вправе осуществлять санкционирование операций с лицевых счетов головных исполнителей (исполнителей) в рамках исполнения государственных контрактов, контрактов (договоров), заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа, по направлению расходования целевых средств по коду 0888 «Накладные расходы» на счета в кредитных организациях, открытые головным исполнителям (исполнителям) или их контр­агентам, если в Сведениях предусмотрено соответствующее направление расходования целевых средств.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама