Административное производство в Межрегиональном операционном УФК

В соответствии с Указом Президента России от 2 февраля 2016 г. № 41 функции по контролю и надзору в финансово­бюджетной сфере были переданы от Федеральной службы по финансово­бюджетному надзору Федеральному казначейству. К чему привели эти новшества?

Д. В. МИЛОСЕРДОВ, начальник Отдела автоматизированного контроля в финансово­бюджетной сфере

Д. И. РЕДКОВА, заместитель начальника Отдела автоматизированного контроля в финансово­бюджетной сфере

Передача полномочий была осуществлена следующим образом: контрольные функции центрального аппарата Росфиннадзора перешли к центральному аппарату Федерального казначейства, функции территориальных органов Росфиннадзора переданы управлениям Федерального казначейства по субъектам. Таким образом, на первоначальном этапе не планировалось наделять Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (МОУ ФК) функциями по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и проведению контрольных мероприятий. В связи с этим в 2016 году в системе Федерального казначейства контрольные мероприятия осуществлялись только соответствующими структурными подразделениями центрального аппарата и управлениями по субъектам.

Главные нововведения

Однако передача функций от одного ведомства к другому не могла не привнести определенных нововведений. Специфика деятельности Федерального казначейства, в частности наличие информации о практически всех финансово-бюджетных операциях участников и неучастников бюджетного процесса в информационных системах (подсистемах) Федерального казначейства (а следовательно, и о соответствующих нарушениях), явилась тем основным фундаментом, на котором базировалось решение руководителя Федерального казначейства Романа Евгеньевича Артюхина о необходимости возбуждения дел об административных правонарушениях по всем фактам нарушений, выявленных на основании документов и материалов, имеющихся в информационных системах (подсистемах) Федерального казначейства.

В результате важнейшим нововведением стало принятие решения о начале работы, направленной на выявление признаков административных правонарушений и осуществление административного производства, без проведения выездных и камеральных проверок.

В информационных системах (подсистемах) Федерального казначейства имеется возможность выявлять ряд нарушений, за которые административная ответственность предусмотрена следующими статьями Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ):

  • статья 15.15.6 «Нарушение порядка представления бюджетной отчетности»;
  • статья 15.15.7 «Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет» (в редакции до 18 июня 2017 года);
  • статья 15.15.10 «Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств»;
  • статья 15.15.11 «Нарушение сроков распределения, отзыва либо доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств»;
  • статья 7.29.3 «Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок».

Пилотным территориальным органом Федерального казначейства, которому было поручено приступить к реализации указанной задачи, стало МОУ ФК.

Функции нового отдела

В январе 2017 года в МОУ ФК был образован Отдел автоматизированного контроля в финансово-бюджетной сфере, который наделили полномочиями по проведению административных расследований и составлению протоколов об административных правонарушениях.

Деятельность МОУ ФК в данном направлении организована следующим образом. Перед его функциональными подразделениями поставлена задача при осуществлении ежедневной текущей работы акцентировать внимание на возможном наличии признаков соответствующих административных правонарушений в проверяемых и обрабатываемых ими документах. При обнаружении таких фактов — информировать Отдел автоматизированного контроля в финансово-бюджетной сфере.

Большая часть фактов, содержащих признаки нарушений, фиксируется специалистами функциональных отделов МОУ ФК при выполнении ими своих должностных обязанностей в рамках текущей деятельности, соответственно выявление нарушений бюджетного законодательства происходит в режиме реального времени.

Таким образом, трудозатраты МОУ ФК по выявлению административных правонарушений бюджетного законодательства минимизированы.

После получения от функциональных подразделений материалов, содержащих признаки административных правонарушений должностными лицами клиентов МОУ ФК, сотрудник Отдела автоматизированного контроля в финансово-бюджетной сфере, уполномоченный на составление протоколов об административных правонарушениях, возбуждает дело об административном правонарушении и проводит административное расследование.

Для полного, всестороннего и объективного расследования сотрудники Отдела автоматизированного контроля в финансово-бюджетной сфере проводят детальный анализ данных, содержащихся в информационных системах (подсистемах) Федерального казначейства, на предмет наличия правонарушения и требуют у клиентов МОУ ФК, должностные лица которых допустили административные правонарушения, необходимые материалы.

По завершении административного расследования, в случае установления факта административного правонарушения, составляется соответствующий протокол в отношении должностного лица, совершившего такое правонарушение, и вместе с материалами дела в соответствии с требованиями приказа Федерального казначейства от 17 мая 2016 г. № 151 «О должностных лицах Федерального казначейства, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях» направляется на рассмотрение в Юридическое управление Федерального казначейства.

Особое внимание следует обратить на разделение полномочий по ведению стадий административного производства между МОУ ФК и Федеральным казначейством:

в МОУ ФК осуществляется только стадия административного производства «Возбуждение дела об административном правонарушении и проведение административного расследования (гл. 28 КоАП РФ)»;

в Федеральном казначействе осуществляются такие стадии, как «Рассмотрение административного дела (гл. 29 КоАП РФ)», «Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ)» и «Исполнение постановления (гл. 31 КоАП РФ)».

Такое разделение обладает значительными преимуществами, поскольку позволяет объективно, всесторонне и независимо осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, а также исключить коррупционные риски.

За девять месяцев работы Отдела автоматизированного контроля в финансово-бюджетной сфере МОУ ФК возбуждено 133 дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц главных распорядителей средств федерального бюджета, в том числе:

  • 90 дел по статье 15.15.7 КоАП РФ в связи с нарушениями указанными должностными лицами требований порядка учета бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета;
  • 20 дел по статье 15.15.10 КоАП РФ в связи с принятием ими в 2017 году бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты;
  • 23 дела по статье 15.15.11 КоАП РФ в связи с несвоевременным доведением в нарушение требований, установленных пунктом 4 постановления Правительства России от 30 декабря 2016 г. № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», до распорядителей или получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях Федеральным казначейством устанавливается и применяется к должностным лицам главных распорядителей средств федерального бюджета, допустившим нарушения, административное наказание только в виде административного штрафа в размере, установленном соответствующей статьей КоАП РФ.

Отметим, что данная мера ответственности, установленная государством, применяется в первую очередь, конечно, в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

По сравнению с 2016 годом количество нарушений бюджетного законодательства, выявленных МОУ ФК в 2017 году, значительно снизилось, что свидетельствует о достижении главной цели указанного контроля — повышении уровня финансовой дисциплины.

Выводы

Опыт МОУ ФК показал необходимость развития автоматизации выявления административных правонарушений в бюджетной сфере, поскольку сокращение числа бюджетных правонарушений снижает риски неэффективного расходования бюджетных средств.

В настоящее время процесс автоматизации выявления административных правонарушений непрерывно совершенствуется, и в перспективе, после внесения соответствующих изменений в КоАП РФ, планируется создание механизма, позволяющего с помощью информационных систем (подсистем) Федерального казначейства составлять и направлять постановления о совершении административных правонарушений в автоматическом режиме при минимальном вовлечении в процесс сотрудников органов Федерального казначейства по аналогии с осуществлением контроля за соблюдением правил дорожного движения специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

С учетом того, что практически все финансово-бюджетные операции осуществляются в автоматизированных информационных системах Федерального казначейства, в будущем необходимо создание автоматизированной информационной подсистемы в контрольно-надзорной области, которая позволит организовать эффективный контроль процессов и операций, осуществляемых клиентами и структурными подразделениями МОУ ФК.

Грамотное и четкое выполнение внутреннего контроля, контроля в финансово-бюджетной сфере позволит повысить эффективность деятельности МОУ ФК и Федерального казначейства в целом.


Реклама