Кто владеет, тот и платит

В редакцию пришел вопрос: надо ли начислять транспортный налог на автомобили, зарегистрированные на Администрацию района, если они являются имуществом казны? В проблеме разбиралась Л. Л. ГОРШКОВА, руководитель ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Администрация района зарегистрирована в качестве юридического лица. За ней по месту нахождения закреплено семь транспортных средств. Из них четыре автомобиля включены в состав имущества казны муниципального образования. Налоговым органом проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации Администрации района по транспортному налогу за 2013 год. Согласно акту камеральной налоговой проверки принято решение «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». Этим решением установлен факт неначисления и неуплаты транспортного налога по семи транспортным средствам. Администрация привлечена к ответственности, преду­смотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, в виде штрафа. Предложено уплатить недоимку по транспортному налогу.

Объясняя нарушение, Администрация привела следующие причины, по которым налог не был начислен и уплачен:

Администрация является публично-правовым образованием, в связи с чем не может выступать плательщиком транспортного налога;

на момент проверки четыре транспортных средства находились в казне муниципального образования, остальные переданы в управление иным организациям;

в документах государственной регистрации собственником имущества прописано именно муниципальное образование, а в паспорт транспортного средства незаконно внесена запись об Администрации как собственнике.

Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 Налогового кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено статьей 357 Налогового кодекса (357 НК РФ).

Объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Согласно положениям статьи 41 Закона от 6 октября 2003 г. № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131‑ФЗ) органы местного самоуправления наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Закона № 131‑ФЗ в соответствии с Гражданским кодексом применительно к казенным учреждениям.

На основании статьи 125 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований права собственника осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, преду­смотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

На основании вышеизложенного налогоплательщиком транспортного налога в отношении транспортных средств, являющихся собственностью РФ, субъектов муниципальных образований, признаются осуществляющие от их имени права собственника юридические лица, на которые зарегистрированы указанные транспортные средства в соответствии с законодательством. Таким образом, обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость от регистрации транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения.

При этом главой 28 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение от уплаты транспортного налога, если объект налогообложения, зарегистрированный на этого налогоплательщика, отсутствует. Поскольку обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ), то лицо, на котором зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком транспортного налога независимо от фактического владения данным транспортным средством.

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 (далее — Постановление № 938) обязанность по регистрации транспортных средств и изменению регистрационных данных в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, возложена на собственников транспортных средств, а также лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся ими на законных основаниях.

Кроме того, Постановлением № 938 закреплено, что юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в органах, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности в порядке, предусмотренном законодательством (п. 3 Постановления № 938).

Так, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 сентября 2014 г. по делу № А03-19782/2013 указывается, что передача Администрацией транспортных средств без снятия их с учета в органах, в которых они зарегистрированы, не освобождает ее от обязанности по уплате транспортного налога.

То обстоятельство, что спорные транспортные средства являются собственностью муниципального образования и казны района, не влияет на факт регистрации этих транспортных средств за Администрацией и влечет за собой в силу статьи 357 Налогового кодекса наделение ее статусом плательщика транспортного налога по спорному объекту.

Так как спорные транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения транспортным налогом, зарегистрированы за юридическим лицом — Администрацией, следовательно, она признается плательщиком этого налога.

58_1.png

Таким образом, включение транспортных средств в состав имущества казны не влияет на факт их регистрации за Администрацией и, соответственно, наделением ее статусом налогоплательщика транспортного налога. Поэтому решение налогового органа о доначислении Администрации транспортного налога и привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса за неуплату налога вынесено правомерно.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама