Особенности казначейского сопровождения контрактов

Эту важную тему в рамках схемы «вопрос — ответ» прокомментирует Татьяна Васильевна СААКЯН, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

Проблема касается не использованных по состоянию на 1 января 2016 года остатков субсидий, предоставленных юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями (п. 21 постановления Правительства РФ от 28 декабря 2015 г. № 1456).
Нужно ли подписывать дополнительное соглашение к соглашению, заключенному в 2015 году? Если вопрос касается остатков 2014 года, следует ли делать дополнительное соглашение к соглашению 2014 года? Правилами предоставления субсидий, утвержденными до 2016 года (далее — Правила), это не предусмотрено. В соответствии с ними субсидии перечислялись на счета в кредитных организациях. Внесение изменений в Правила — длительная процедура. Что делать в такой ситуации? А именно: какая сумма остатков должна быть отражена в дополнительных соглашениях: по состоянию на 1 января 2016 года или реальные остатки? Просьба разъяснить также порядок перечисления остатков указанных средств.
Есть мнение, что указанные пункты нормативного правового акта не распространяются на субсидии некоммерческим организациям, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 21 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (ВР 810) и субсидии некоммерческим организациям (ВР 630) имеют понятийно разный смысл:

  • субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг входят в состав группы расходов «Иные бюджетные ассигнования»;
  • субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) входят в состав группы «Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений)».

 

Остатки средств по состоянию на 1 января 2016 года, источником образования которых являются не использованные в 2015 году субсидии из федерального бюджета, предоставленные юридическим лицам в целях финансового обеспечения затрат, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, на счетах, открытых в кредитных организациях указанным юридическим лицам не позднее 1 апреля 2016 года, следовало перечислить на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка России. Эти остатки отражаются на соответствующих лицевых счетах юридических лиц с внесением соответствующих изменений в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций указанным юридическим лицам.

В целях реализации части 4 статьи 5 Закона от 14 декабря 2015 г. № 359?ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее — Закон № 359?ФЗ) с получателями субсидии заключается дополнительное соглашение к соглашению, заключенному в 2015 году (в случае если остались ранее не использованные остатки 2014 года и иных предыдущих лет и при этом каждый год не заключались отдельные соглашения). В указанном дополнительном соглашении отражается сумма остатков по состоянию на 1 января 2016 года.

Отметим, что Законом № 359?ФЗ не установлено требование о внесении изменений в действующие Правила предоставления субсидий юридическим лицам в части установления положений о перечислении средств субсидий на счета, открытые в органах Федерального казначейства.

Учитывая, что в соответствии со статьей 5 Закона № 359?ФЗ казначейскому сопровождению в 2016 году подлежат договоры (соглашения) о предоставлении субсидий как коммерческим, так и некоммерческим организациям, а также остатки средств по состоянию на 1 января 2016 года, источником образования которых являются указанные субсидии (за исключением средств, предоставленных на возмещение фактически произведенных затрат (недополученных доходов), а также средств, определенных отдельными решениями Правительства РФ, принятыми до 1 февраля 2016 года), подлежат перечислению на лицевые счета в органах Федерального казначейства.

Организация, получившая субсидию (средства, источником обеспечения которых является субсидия), заключает договоры на производство, выплачивая при этом аванс за оказываемые услуги. При этом возникают следующие вопросы:

  • должны ли все исполнители и соисполнители также открыть лицевые счета в казначействе?
  • как будут решаться вопросы с индивидуальными предпринимателями?
  • как будут перечисляться средства по договорам гражданско-правового характера с физическими лицами?

 

Операции по использованию целевых средств осуществляются после проведения санкционирования в соответствии с Порядком проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержденным приказом Минфина России от 25 декабря 2015 г. № 213н (далее — Порядок № 213н).

В соответствии с пунктом 1 Порядка № 213н установлены правила проведения территориальными органами Федерального казначейства (далее — органы Федерального казначейства) санкционирования операций при казначейском сопровождении договоров (соглашений) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям) (далее — договор (соглашение) о предоставлении целевой субсидии, целевая субсидия), а также заключенных в рамках их исполнения контрактов (договоров), если условиями указанных контрактов, договоров предусмотрены авансовые платежи, соглашений (договоров) о предоставлении взноса в уставный (складочный) капитал, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии (далее — контракты, договоры, соглашения).

При этом подготовлены изменения в законодательство, согласно которым по решению Правительства РФ положения об осуществлении органами Федерального казначейства казначейского сопровождения не будут распространяться на средства, получаемые исполнителями контрактов (договоров), заключаемых в рамках исполнения договоров (соглашений) о предоставлении целевых субсидий.

Аналогичные поправки подготовлены в Порядок казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2016 г. № 70 (далее — Порядок № 70).

В соответствии с Порядком № 213н информация об указанном решении Правительства будет доводиться в произвольной письменной форме, подписанная руководителем (иным уполномоченным лицом) главного распорядителя средств федерального бюджета, предоставляющего целевые субсидии, в Федеральное казначейство для последующего доведения до органов Федерального казначейства по месту открытия юридическому лицу — получателю целевой субсидии лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса в целях санкционирования в соответствии с Порядком № 213н операций по перечислению средств, указанных в абзаце 2 пункта 1, на счета исполнителей в кредитных организациях.

Однако указанные поправки пока не вступили силу, поэтому исходя из положений статьи 5 Закона № 359?ФЗ контракты (договоры), заключаемые с индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, условиями которых предусмотрены авансовые платежи, подлежат казначейскому сопровождению на лицевых счетах, открытых исполнителям и получающим средства в рамках указанных условий.


Будет ли казначейство устанавливать лимиты расходования средств для получателей средств, источником обеспечения которых является субсидия?
Каким образом будут заключаться договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в случае необходимости проведения срочных дорогостоящих работ?

Установления Федеральным казначейством лимитов расходования средств в рамках казначейского сопровождения не предусмотрено. При этом полученные средства предоставляются получателям субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке главному распорядителю бюджетных средств как получателю бюджетных средств.

Размер средств, подлежащих перечислению соответствующим получателям субсидии, определяется размером сумм, указанных в платежных документах, представляемых получателем субсидии, так как в соответствии с положениями части 7 статьи 5 Закона № 359?ФЗ перечисление субсидий юридическим лицам осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются данные субсидии («под фактическую потребность»).

Отдельных норм, регулирующих особенности заключения договоров в случае необходимости проведения срочных дорогостоящих работ в рамках казначейского сопровождения, не предусмотрено.


Бывают ситуации, когда материалы приобретаются (заказываются) на несколько объектов одновременно (так получается удобнее и дешевле). Поэтому на складах образуются остатки уже приобретенных материалов, которые списываются в затраты по мере использования. Как в этих случаях возмещать расходы?
Как быть с подтверждающими документами, если нужно перевести средства на свой расчетный счет на командировочные расходы до командировки (в виде аванса)?

Согласно положениям пункта 6 Порядка № 213н при санкционировании целевых расходов организации орган Федерального казначейства вправе принимать к исполнению платежные поручения на перечисление средств на счета, открытые в кредитной организации, в случае оплаты труда с учетом начислений и социальных выплат, иных выплат в пользу работников, оплаты фактически выполненных организацией работ, оказанных услуг, поставленных товаров, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства. При этом необходимо представить документы (в том числе копии платежных поручений, реестров платежных поручений), подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров или факт оплаты организацией указанных расходов.

Средства для оплаты командировочных расходов перечисляются на расчетные счета организации без представления подтверждающих документов. В платежном поручении указываются назначение платежа и код целевых средств в соответствии с перечнем направления расходования целевых средств, утвержденным приложением № 2 к Порядку № 213н (далее — Перечень направления расходования целевых средств).


Каким образом будут осуществляться платежи по расходам, предусмотренным в сметах в размере 10 процентов от прямых затрат и распределяемым по нескольким контрактам (соглашениям)?


В Перечне направления расходования целевых средств предусмотрены направления «Закупка работ и услуг» и «Иные выплаты».

При этом организация вправе приобрести соответствующие материалы за счет средств, находящихся на расчетном счете организации, и представить платежное поручение на перечисление средств с лицевого счета на расчетный счет в объеме затрат, подлежащих оплате за счет средств субсидии, с представлением соответствующих подтверждающих документов.


Главным распорядителям средств дано указание о необходимости «включать в Соглашения с госзаказчиком условия согласования получателем средств перечня организаций — исполнителей договоров» (письмо Минфина России от 29 января 2016 г. № 02-03-08/4213).
Имеется в виду перечень подрядчиков по производству? Как быть в случае замены подрядчика в процессе производства ввиду каких-либо нарушений исполнения договора?
Если исполнителей привлекает организация, получившая на производство средства, источником обеспечения которых является субсидия, она также должна согласовывать перечень?

Согласно пункту 18 Порядка № 213н при санкционировании целевых расходов органы Федерального казначейства по месту обслуживания организаций в порядке, установленном Федеральным казначейством, формируют Сведения об исполнителях (соисполнителях) государственных контрактов (договоров (соглашений) о предоставлении целевой субсидии, контрактов, договоров, соглашений) (код формы по ОКУД 0501127) (далее — Перечень) по рекомендуемому образцу согласно приложению № 3 к данному Порядку. Затем эти сведения представляют государственному заказчику или организации — получателю целевой субсидии для оформления подписью руководителя (иного уполномоченного им лица) и представления в орган Федерального казначейства по месту обслуживания.

Таким образом, полномочие по формированию Перечня осуществляют органы Федерального казначейства. Внесение изменений в Перечень в случае замены подрядчика осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Федеральным казначейством.

Какие дополнительные виды отчетности должны представлять в казначейство получатели субсидии и организации-исполнители, получившие средства за счет субсидии?

Для использования таких средств представляются платежные поручения и документы исходя из варианта санкционирования, выбранного главным распорядителем бюджетных средств.

Положения части 2 статьи 5 Закона № 359?ФЗ не распространяются на договоры (соглашения) о предоставлении субсидий юридическим лицам, в том числе государственным корпорациям и Государственной компании «Российские автомобильные дороги», и бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (далее — Перечень). Кто готовит данный Перечень? Кому направлять предложения?

В настоящее время Правительством РФ утвержден Перечень, в который включены субсидии, предоставленные в целях возмещения фактически произведенных затрат или недополученных доходов, а также гранты.

Перечень сформирован исходя из положений пункта 2 Порядка № 70, согласно которому операции со средствами, получаемыми юридическими лицами из федерального бюджета на основании государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, условием предоставления которых является требование о последующем подтверждении использования их получателями в соответствии с условиями и (или) целями предоставления указанных средств, осуществляются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка России для учета денежных средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Если условием предоставления субсидий организациям на производство товаров, работ и услуг является требование о последующем подтверждении использования их получателями в соответствии с условиями и (или) целями предоставления указанных средств, включение в Перечень данных субсидий противоречит положениям Закона № 359?ФЗ.

Какой комплект документов необходимо представить казначейству для перечисления средств субподрядчику?

Согласно пункту 13 Порядка № 213н для санкционирования целевых расходов организации, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, организация вместе с платежным поручением на оплату целевых расходов представляет в орган Федерального казначейства контракт (договор), по которому у нее возникло обязательство по оплате целевых расходов. Также представляются иные документы, подтверждающие возникновение у организации указанного обязательства, предусмотренные Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама