Вопросы исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования

В статье рассмотрим вопросы администрирования доходов, зачисления в бюджеты доходов от использования имущества, определения предельного размера дефицита местного бюджета.

Администрирование доходов

Аренда имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений)

Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), для администрирования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений, утвержден код бюджетной классификации 000 1 11 05031 01 0000 120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений)».

Согласно Гражданскому законодательству (ст. 296 ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Учитывая изложенное, федеральные органы государственной власти и созданные ими учреждения в пределах своей компетенции должны самостоятельно выполнять полномочия администратора доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении. При этом доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении казенных учреждений, созданных федеральными органами исполнительной власти, подлежат зачислению в доход федерального бюджета в соответствии с Указаниями № 65н по коду бюджетной классификации 000 1 11 05031 01 7000 120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений) (федеральные казенные учреждения)».

Удержание денежных средств, внесенных участником закупки в качестве обеспечения его заявки на участие в электронном аукционе, в случае если государственным заказчиком является территориальный фонд обязательного медицинского страхования

Согласно положениям пункта 13 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ) возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а при проведении электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии в следующих случаях:

1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;

2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 44?ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.

Согласно положениям абзаца пятого пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, иные суммы принудительного изъятия, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, обеспечение заявки, удержанное оператором электронной площадки, подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. При этом в соответствии с нормами, установленными подпунктом 6 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса, за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если закупки товаров, работ, услуг осуществляются государственным заказчиком, являющимся органом управления государственным внебюджетным фондом, суммы денежных взысканий (штрафов) зачисляются в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда по нормативу 100 процентов.

Вместе с тем в приложении 1 «Перечень кодов видов доходов бюджетов» к Указаниям № 65н установлен код бюджетной классификации 000 1 16 33090 09 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования».

Согласно статье 20 Бюджетного кодекса перечень главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете. При этом пунктом 2 раздела II «Классификация доходов бюджетов» Указаний № 65н закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по оказанию государственных (муниципальных) услуг, иных полномочий по исполнению государственных функций, при реализации которых возникают обязанности юридических и физических лиц по перечислению средств в бюджетную систему Российской Федерации, а также полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в том числе денежных средств.

Учитывая вышеизложенное, если государственным заказчиком является территориальный фонд обязательного медицинского страхования, то доходы от удержания обеспечения заявки на участие в электронном аукционе должны учитываться в бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования по коду бюджетной классификации 000 1 16 33090 09 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования» с указанием кода главного администратора доходов — территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с законом о бюджете фонда.

Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в сфере безопасного дорожного движения, зафиксированные с помощью комплексов автоматической фотовидеофиксации

Согласно подпункту 6.2 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Полномочия главного администратора данных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации согласно постановлению Правительства России от 29 декабря 2007 г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» осуществляет МВД России.

В соответствии со статьей 20 Бюджетного кодекса Минфин России утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Введение детализации кодов подвидов доходов с целью раздельного учета административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения, зафиксированные с помощью средств автоматической фотовидеофиксации, по мнению Минфина России, нецелесообразно, так как территориальные органы МВД России, являющиеся администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и осуществляющие начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет по административным штрафам за правонарушения в области дорожного движения, располагают достоверной и полной информацией о суммах административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения, зафиксированные с помощью средств автоматической фотовидеофиксации.

В случае необходимости получения дополнительной информации о начисленных и поступивших в бюджет субъекта Российской Федерации суммах административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения, зафиксированные с помощью средств автоматической фотовидеофиксации, финансовому органу субъекта Российской Федерации рекомендуется организовать взаимодействие с главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в лице территориального органа МВД России.

Администрирование органами внутреннего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации штрафов по делам об административных правонарушениях

В соответствии со статьей 22.1 КоАП дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции, в том числе органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Так, согласно положениям статей 23.7.1, 28.3 КоАП должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.32, 15.1, 15.11, 15.14 — 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, частью 20 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП в пределах своих бюджетных полномочий.

В случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета, а также принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации доходов бюджетов изменения в перечень главных администраторов доходов бюджета, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации доходов бюджетов вносятся на основании нормативно-правового акта (муниципального правового акта) финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Закрепление за главными администраторами кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по оказанию государственных (муниципальных) услуг, иных полномочий по исполнению государственных функций, при реализации которых возникают обязанности юридических и физических лиц по перечислению средств в бюджетную систему Российской Федерации, а также полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в том числе денежных средств.

Статья 3.5 КоАП устанавливает, что сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. При этом пунктом 4 статьи 46 Бюджетного кодекса предусмотрено, что суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (в части бюджетов субъектов Российской Федерации), а также денежных взысканий (штрафов), установленных законами субъектов Российской Федерации, за исключением денежных взысканий (штрафов) за несоблюдение муниципальных правовых актов, подлежат зачислению в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.

Таким образом, согласно положениям Указаний № 65н при перечислении денежных взысканий (штрафов) за нарушение бюджетного законодательства (в части бюджетов субъектов Российской Федерации) необходимо использовать код бюджетной классификации 000 1 16 18020 02 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства (в части бюджетов субъектов Российской Федерации)».

Определение администратора доходов субъекта Российской Федерации, поступающих от возмещения неправомерных расходов в соответствии с выданным предписанием органа внутреннего государственного финансового контроля

Согласно положениям статьи 20 Бюджетного кодекса перечень главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

В соответствии с частью 2 раздела II Указаний № 65н закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по оказанию государственных (муниципальных) услуг, иных полномочий по исполнению государственных функций, при реализации которых возникают обязанности юридических и физических лиц по перечислению средств в бюджетную систему Российской Федерации, а также полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в том числе денежных средств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

  • проводятся проверки, ревизии и обследования;
  • направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
  • направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
  • осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного считаем необходимым администрировать доходы, поступающие в бюджет субъекта Российской Федерации от объектов контроля в качестве возмещения неправомерных расходов в соответствии с выданными предписаниями об устранении нарушений бюджетного законодательства органам внутреннего государственного финансового контроля, вынесшим данные предписания, в случае осуществления ими соответствующих полномочий и закрепления данного вида дохода бюджета согласно положениям статьи 20 Бюджетного кодекса.

Возмещение судебных расходов по гражданским делам, рассматриваемым мировыми судьями, поступающими в бюджеты субъекта РФ

В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно статье 96 Гражданского процессуального кодекса расходы в рамках гражданского судопроизводства, осуществляемые по инициативе мирового судьи, возмещаются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого действует мировой судья. Далее, в соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.

Следовательно, денежные средства, взыскиваемые мировыми судьями с ответчиков в порядке возмещения судебных издержек, являются доходами бюджетов субъектов РФ и подлежат администрированию в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.

Согласно положениям Указаний № 65н перечисление указанных выше доходов осуществляется по коду классификации доходов бюджетов 000 1 13 02040 01 0000 130 «Доходы, поступающие в порядке возмещения бюджету субъекта Российской Федерации расходов, направленных на покрытие процессуальных издержек» с указанием соответствующего кода главного администратора.

Соответственно администратором доходов, поступающих в порядке возмещения бюджету субъекта Российской Федерации расходов, направленных на покрытие процессуальных издержек, является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, при условии закрепления за ним данного вида дохода бюджета согласно положениям статьи 20 Бюджетного кодекса.

Утверждение законом (решением) о бюджете операций по управлению остатками средств на единых счетах бюджетов в составе иных источников финансирования дефицита бюджета

Согласно статье 96 Бюджетного кодекса в состав иных источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включается в том числе разница между средствами, перечисленными с единого счета по учету средств местного бюджета, и средствами, зачисленными на единый счет по учету средств местного бюджета, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств местного бюджета.

В состав операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств местного бюджета включаются привлечение и возврат средств организаций, учредителем которых является муниципальное образование и лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства или в финансовом органе муниципального образования.

В соответствии с пунктом 6 статьи 217 Бюджетного кодекса операции по управлению остатками средств на едином счете бюджета не включаются в сводную бюджетную роспись, утвержденные показатели которой должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

По нашему мнению, операции по управлению остатками средств на единых счетах бюджетов не утверждаются законом (решением) о бюджете.

Зачисление в бюджеты доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении ТФОМС

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Бюджетного кодекса доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 184.1 Бюджетного кодекса в законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетом субъекта Российской Федерации, бюджетом территориального государственного внебюджетного фонда, бюджетами муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта Российской Федерации, в случае если они не установлены Бюджетным кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете, законами субъекта Российской Федерации, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса.

Следовательно, доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении территориального фонда обязательного медицинского страхования, зачисляются в бюджет фонда по нормативу 100 процентов, если они установлены законом субъекта.

Определение предельного размера дефицита местного бюджета

В соответствии со статьей 92.1 Бюджетного кодекса дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, установленных данной статьей Бюджетного кодекса.

Так, согласно пункту 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (для муниципального образования, подпадающего под ограничение бюджетного процесса на муниципальном уровне, в соответствии с пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса, дефицит местного бюджета не должен превышать 5 процентов указанного объема средств).

Таким образом, вышеуказанные пороговые значения являются плановыми и применяются финансовым органом муниципального образования при формировании и утверждении местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Также согласно Закону от 9 апреля 2009 г. № 58?ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2017 года в случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета разницы между полученными и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса.

Пунктом 4 статьи 92.1 Бюджетного кодекса установлено, что дефицит местного бюджета, сложившийся по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета, должен соответствовать установленным ограничениям, то есть составлять в размере не более 10 процентов (либо 5 процентов) от объема вышеуказанных средств. Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета указанных ограничений является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение предусмотренных законодательством РФ мер принуждения.

Учитывая изложенное, полагаем, что предельный размер дефицита местного бюджета по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета должен рассчитываться исходя из фактически полученных доходов местного бюджета, включая полученный объем безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, а также исходя из фактически произведенных расходов местного бюджета и сложившихся источников погашения дефицита местного бюджета.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама