Система КПЭ: помощь главным администраторам средств федерального бюджета в принятии управленческих решений

В современном мире все больше внимания уделяется необходимости оперативного получения той или иной информации. При этом ценность информации в значительной степени зависит от способа и быстроты ее получения, периодичности и достоверности. Как говорил Рональд Уилсон Рейган: «Информация — кислород современного мира».

 

Информация (от лат. informatio — «разъяснение, изложение, осведомленность») — сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления1.

Что же касается сектора государственного управления, то здесь информация стала самым главным, а не просто одним из ресурсов государственного управления.

В условиях сложившейся экономической ситуации в стране для своевременного принятия управленческих решений у органов государственной власти все чаще возникает необходимость оперативного получения информации о ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. И здесь встает вопрос: где же взять необходимую информацию? Можно, конечно, обратиться с запросом в органы Федерального казначейства либо дождаться официального опубликования информации об исполнении бюджетов на официальном сайте Федерального казначейства. Но в любом случае на это уйдет определенное время, а иногда его просто нет.

И здесь мы рекомендуем органам государственной власти обратиться за помощью к информационно-аналитической системе ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федерального казначейства (далее — система КПЭ).

Для тех, кто, возможно, не знаком с системой КПЭ, небольшой экскурс.

Система КПЭ введена в эксплуатацию с 1 января 2010 года приказом Федерального казначейства от 31 декабря 2009 г. № 316 «О вводе в эксплуатацию аналитической системы ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Ключевые показатели эффективности(англ. Key Perfomance Indicators, KPI) — показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности дает организации возможность оценить свое состояние и помочь в оценке реализации стратегии.

Ключевые показатели эффективности

(англ. Key Perfomance Indicators, KPI) — показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности дает организации возможность оценить свое состояние и помочь в оценке реализации стратегии.

Первоначально доступ к системе КПЭ был ограниченным, поскольку система проходила стадию апробации. В начале 2010 года на расширенной коллегии Федерального казначейства А. Л. Кудрин, на тот момент занимавший должность министра финансов Российской Федерации, в целях повышения эффективности использования бюджетных средств поддержал предложение Федерального казначейства предоставить доступ к системе КПЭ широкому кругу пользователей: «Как раз инфраструктура Федерального казначейства позволит нам выполнять эту стратегическую задачу, стоящую перед правительством на ближайший период, когда расходы мы не сможем увеличивать, а качество расходования каждой копейки нужно существенно повышать. Поэтому Министерство финансов Российской Федерации поддержит предложение Федерального казначейства по открытию доступа широкому кругу пользователей к системе ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Впоследствии, на заседании Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, состоявшемся 28 декабря 2010 года, было принято решение рекомендовать заинтересованным департаментам Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах подключиться к системе КПЭ.

Что такое система КПЭ?

Что же представляет собой система КПЭ? Это хранилище данных с определенными функциональными возможностями для осуществления анализа показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данные в систему КПЭ поступают из учетных систем Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства на ежедневной основе.

Также в систему КПЭ предоставляются «прочие» данные, которые являются доступными в Федеральном казначействе, но отсутствуют в учетных системах Федерального казначейства (например, прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет, статистические данные).

С момента внедрения система КПЭ продолжает развиваться, разрабатываются новые базовые показатели, вводятся новые формы отчетов для проведения анализа. На сегодняшний день система КПЭ насчитывает более 180 базовых показателей.

Также в системе КПЭ для удобства пользователей имеется широкий спектр преднастроенных отчетов, так называемые ключевые показатели, которые рассчитываются на основе базовых показателей, размещаемых в хранилище данных системы КПЭ.

При создании и внедрении системы КПЭ прицел делался на целевую категорию пользователей, таких как органы государственной власти и органы местного самоуправления, финансовые органы, контрольно-счетные органы, но при этом в настоящее время система КПЭ остается недовостребованной.

Исходя из статистики данных системы КПЭ по зарегистрированным пользователям всего лишь 30 % федеральных органов исполнительной власти имеют доступ к системе КПЭ. При этом обращались к данным системы КПЭ в 2014 году всего 26 % от общего числа зарегистрированных в системе КПЭ пользователей.

Возможности системы КПЭ

С целью привлечения потенциальных пользователей к использованию системы КПЭ в данной статье рассмотрим, какие возможности для принятия управленческих решений предлагает система КПЭ.

Главным администраторам средств федерального бюджета знакомы такие понятия, как «мониторинг качества финансового менеджмента», «рейтинг главных администраторов средств федерального бюджета». Какие же преимущества предлагает система КПЭ в данном направлении?

В соответствии с приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета» (далее — Приказ № 34н), одним из показателей качества финансового менеджмента является несоответствие расчетно-платежных документов, представленных в органы Федерального казначейства, требованиям бюджетного законодательства.

На ежедневной основе территориальными органами Федерального казначейства в составе многочисленных показателей в систему КПЭ выгружаются данные по следующим показателям:

  • ПБ603 «Объем отклоненных документов» — отклоненные документы в суммарном выражении;
  • ПБ604 «Количество отклоненных документов» — отклоненные документы в количественном выражении;
  • ПБ605 «Объем принятых к исполнению документов» — принятые к исполнению документы в суммарном выражении;
  • ПБ606 «Количество принятых к исполнению документов» — принятые к исполнению документы в количественном выражении.

Данные, содержащиеся в системе КПЭ по количеству отклоненных документов участников бюджетного процесса, рассчитываются на каждый день как количество документов, не принятых к исполнению органами Федерального казначейства по результатам проведения контрольных процедур, нарастающим итогом с начала года.

Используя систему КПЭ, главные администраторы средств федерального бюджета могут в течение года проводить анализ отклонения органами Федерального казначейства документов, представленных главным администратором средств федерального бюджета и его подведомственными учреждениями по различным направлениям.

Подробную информацию о работе в системе КПЭ можно найти в «Руководстве внешнего пользователя», размещенном на сайте Федерального казначейства в сети Интернет по адресу: http://budget.roskazna.ru.

Как работает система КПЭ

На примере рассмотрим, как построить в системе КПЭ отчет по количеству документов, отклоненных органами Федерального казначейства по главному администратору средств федерального бюджета в разрезе территориальных органов Федерального казначейства.

Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • в поле «Показатели анализа» выбираем интересующий базовый показатель ПБ 604 «Количество отклоненных документов»;
  • в поле «Показать данные» выбираем, в каком разрезе необходимо построить отчет. В нашем случае — отчет в разрезе территориальных органов Федерального казначейства, соответственно выбираем параметр «ФК/Органы ФК»; далее выбираем, за какой период необходимо вывести данные и соответствующий код главного администратора средств федерального бюджета.

После выбора всех необходимых параметров нажимаем на кнопку «Рассчитать». Для удобства работы сформированный отчет можно выгрузить в формат Excel. По такому же принципу можно построить отчеты и по остальным показателям.

Кроме того, сформированный пользователем в разделе «Анализ данных» отчет можно сохранить при помощи кнопки «Добавить в избранное». Для повторного использования отчета необходимо перейти в раздел «Мои отчеты».

Также система КПЭ предлагает пользователям несколько вариантов преднастроенных отчетов по отклоненным документам:

  • доля отклоненных документов (по суммам / по количеству) в общем объеме представленных участниками бюджетного процесса документов;
  • доля отклоненных документов (по суммам / по количеству) в объеме принятых органами Федерального казначейства к исполнению документов участников бюджетного процесса.

Осуществление мониторинга в системе КПЭ отклоненных документов дает возможность главным администраторам средств федерального бюджета оперативно реагировать на ситуацию и принимать соответствующие меры:

  • проводить работу со своими подведомственными учреждениями по надлежащему оформлению документов, представляемых в территориальные органы Федерального казначейства;
  • проводить работу с территориальными органами Федерального казначейства в случаях неправомерного отклонения представленных документов.

Систематическое проведение анализа и принятие на его основе оперативных решений позволит повысить значение показателя, влияющего на общую оценку качества финансового менеджмента при составлении рейтинга.

Другим значимым показателем, в соответствии с приказом № 34н влияющим на оценку качества финансового менеджмента, является показатель, описывающий полноту, своевременность принятия и исполнения бюджетных обязательств на закупку товаров, работ и услуг, а также равномерность предоставления субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям.

Для расчета данного показателя из системы КПЭ можно использовать данные по таким показателям, как:

  • ПБ 203 «Объем бюджетных данных, доведенных до ГРБС»;
  • КП 206.11 «Объем чистых кассовых расходов»;
  • ПБ 209 «Объем обязательств»;
  • ПБ 414 «Объем расходов федерального бюджета по межбюджетным трансфертам».

Мониторинг показателей позволит избежать рисков неисполнения бюджетных ассигнований в текущем финансовом году в связи с несвоевременным заключением государственных контрактов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд, а также неисполнения федеральными бюджетными и автономными учреждениями государственного задания из-за несвоевременного предоставления из федерального бюджета субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Оперативность получения информации

Актуален также вопрос оперативности получения главными администраторами средств федерального бюджета информации в разрезе подведомственных учреждений.

В соответствии с приказом Федерального казначейства от 11 ноября 2014 г. № 266 «Об утверждении Особенностей формирования бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций территориальными органами Федерального казначейства» Межрегиональное операционное УФК ежеквартально (не ранее второй декады месяца) представляет главным администраторам средств федерального бюджета:

  • информацию о кассовых выбытиях средств федерального бюджета в разрезе подведомственных им получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • информацию о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций в разрезе учреждений и организаций.

Информация формируется на основании Отчетов о кассовых выбытиях средств федерального бюджета в разрезе получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (ф. 0521413) и Отчетов о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций в разрезе учреждений и организаций (ф. 0531342), представленных территориальными органами Федерального казначейства.

Используя возможности системы КПЭ, информацию о кассовых выбытиях средств федерального бюджета в разрезе подведомственных получателей, а также информацию о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных, автономных учреждений в разрезе учреждений можно получать практически в режиме реального времени, то есть информация в систему КПЭ подгружается с задержкой в три дня, поскольку срок представления информации в систему КПЭ территориальными органами Федерального казначейства — не позднее второго дня, следующего за днем обработки банковской выписки за соответствующий операционный день.

Для получения информации из системы КПЭ в режиме «Регламентная отчетность» в директории «Отчетность в разрезе ПБС» выбираем соответствующий отчет. В экранной форме запроса выбираем необходимые параметры (например, по отдельному получателю средств федерального бюджета) и запускаем отчет на формирование.

Данная возможность системы КПЭ может использоваться главными администраторами средств федерального бюджета для осуществления оперативной сверки данных, отраженных в учете главного администратора средств федерального бюджета, с учетными данными органов Федерального казначейства, что позволит исключить возникновение расхождений при сдаче бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

И это лишь небольшая часть возможностей, предлагаемых системой КПЭ. Каждый главный администратор средств федерального бюджета найдет в системе КПЭ необходимые ему инструменты для принятия качественных управленческих решений.

А для того чтобы использовать все возможности, предлагаемые системой КПЭ, необходимо сделать первый шаг — подключиться к системе КПЭ.

Всю информацию о порядке подключения к системе КПЭ можно найти на сайте Федерального казначейства в сети Интернет по адресу: http://budget.roskazna.ru.

1Закон от 27 июля 2006 г. № 149?ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».