Умение говорить как искусство

Власть сказанного вслух слова ни у кого не вызывает сомнений. Во все времена в годы серьезных потрясений и в годы процветания ораторское искусство имело огромное влияние на историческое развитие стран. Даты и тексты публичных выступлений великих ораторов вошли в учебники мировой истории наравне с датами реформ, военных поражений, побед и великих открытий1.

Русское ораторское искусство

В Древней Руси, как, впрочем, и в других странах того времени, речь служила не только для разговора. Ее функции были гораздо шире. Исходя из целей, которые преследовали ораторы, можно выделить несколько направлений древнерусского красноречия.

Ораторское искусство зарождалось на площадях старинных русских городов Древней Руси. Сходки старейшин, народные собрания, и особенно вече, требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью. Такую форму красноречия можно отнести к категории политической. Образец такой речи упоминается в летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца, монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (XI — начало XII в.) — обращение в 862 году славянских послов к варягам из племени Русь. Историк Н. М. Карамзин так описывает этот эпизод русской истории: «Нестор пишет, что Славяне Новогородские, Кривичи, Весь и Чудь отправили Посольство за море, к Варягам-Руси, сказать им: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами. Слова простые, краткие и сильные!2»

Обращение к воинам перед битвой или походом с призывом проявить мужество, стойкость, отвагу было образцом военного красноречия. Значительные события в жизни общества сопровождались торжественными речами.

Христианская риторика

В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в IV–V веках нашей эры. Выдающимся представителем этого вида ораторского искусства считается Иоанн Златоуст (в старославянском переводе насчитывалось более 200 его речей). Христианская риторика основывалась на правилах, пришедших из Древней Греции и Древнего Рима, практически ничего нового не добавив к ним.

А на Руси риторика (или благо­язычие, доброречие) издавна считалась не только искусством публичного выступления, но и искусством приведения человека к добру посредством речи.

В Киевской Руси расцвело дидактическое красноречие. Произведения дидактического, наставительного характера обычно назывались терминами «поучение», «беседа», «слово». Отличительной чертой их было то, что они всегда содержали и элементы церковно-славянского языка. Древнерусские ораторы-проповедники в своих речах утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей, формировали национальное самосознание.

Первый Киевский митрополит русского происхождения Илларион в середине XI века, примерно между 1037–1043 годами, создал одно из самых замечательных произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней, — «Слово о Законе и Благодати». Оно дошло до нас в рукописях XV и XVI веков, но изначально это была торжественная речь, праздничная проповедь, которую Илларион произнес в присутствии князя Ярослава Мудрого и членов его семьи.

Через столетие богатейшее наследие образцов ораторского искусства своего времени в виде поучений и проповедей, обращенных к прихожанам, оставил один из выдающихся древнерусских ораторов Кирилл Туровский, которого называли «достопамятный вития наш 12-го века», «воссиявший паче всех на Руси». «Поучения» и «Слова» Кирилла Туровского по поводу церковных праздников отличались проникновенным лиризмом и глубиной духовного постижения их смысла. Они свидетельствуют о высоком уровне древнерусского ораторского искусства, а также о том, что книжники XII века в совершенстве владели античной и византийской традициями словесного творчества. Просвещенность, образованность, знание тонкостей ораторского искусства и психологии слушателей — вот качества, благодаря которым его имя осталось в истории русского красноречия.

С начала XVII века появляются первые письменные русские риторические пособия. Первая русская риторика, изданная в 1620 году, представляет собой перевод с латинского риторики одного из вождей Реформации Ф. Меланхтона. Другим важнейшим учебником по красноречию стала «Риторика», приписываемая митрополиту Макарию.

Перелом в содержании риторики произошел с началом петровских преобразований (конец XVII — I пол. XVIII в.). В начале XVIII века сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем было создано риторическое сочинение (на латинском языке), которое представляло собой запись лекционного курса, прочитанного им в 1706–1707 годах в Киево-Могилянской академии. Труды Ф. Прокоповича служили пособием в овладении особым проникновенным, выразительным голосом, интонациями, принятыми в церковной службе, речитативом.

Научная риторика

Начало научной русской риторике положил М. В. Ломоносов (II пол. XVIII — нач. XIX в.), написав «Краткое руководство к красноречию» (1748). Риторика М. В. Ломоносова состоит из трех частей: «О изобретении», «О украшении», «О расположении». Основные теоретические положения риторики в книге М. В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, данными в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных.

В «Кратком руководстве» Ломоносов дает следующее определение риторики: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об иной мнению».

Следовательно, по Ломоносову риторика есть искусство убеждения. В своем учебнике Ломоносов приводит очень много метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.

В 90-е годы XVIII века появляются еще три работы, которые условно отнесем к ломоносовскому периоду:

1792 г. — Никольский А. С. Основания российской словесности.

1792 г. — Сперанский М. М. Правила высшего красноречия.

1796 г. — Рижский И. С. Опыт риторики.

Постепенно актуальность риторики снижается. И только в 1918 году в Петрограде был создан Институт живого слова. Позже он прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания, и разработка теории риторики опять остановилась. Позже, в 70–80-е годы XX века, риторика как наука возродилась. Это было требованием времени: стали нужны лекторы, пропагандисты.

Разговор как средство управления ситуацией

Навыки ораторского искусства — это не только умение произносить речи. Это возможность постоять за себя в трудной ситуации, не опускаясь до крика. Это счастливая способность разрядить обстановку одной лишь шуткой, отсутствие проблемы знакомства с новыми людьми на протокольных мероприятиях, а также свобода всегда формировать вокруг себя исключительно положительную атмосферу.

Владение риторикой необходимо каждому человеку. Проходя собеседование, надо рассказать о себе так, чтобы заинтересовать потенциального работодателя. Среди коллег — стать человеком, с которым приятно и интересно говорить. Уметь отчитаться о проделанной работе так, чтобы открылись дальнейшие перспективы карьерного и материального роста.

Тот, кто обладает риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в процессе социального, бытового, делового и профессионального общения. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.

В быту

Казалось бы, в обычной жизни, с близкими людьми, знакомыми особой потребности в риторике нет. Однако люди общаются, и намного приятнее, если разговор, даже самый обыденный, ведется правильно построенными предложениями, собеседник не «мычит» и не «экает», не отягощает ненужной информацией.

Если между близкими людьми вспыхивает ссора, то, владея магией ведения разговора, ее можно погасить. Человек, владеющий навыками ораторского искусства, внезапно сменит тему и переведет разговор в менее опасное русло. Вместо срыва на крик — приглушенный (но не до шипения и шепота) голос, замена резких движений мягкой пластикой, улыбка, расслабленная поза, и накал страстей пойдет на убыль.

Случайное недоразумение в транспорте, магазине, на улице грамотный ритор сможет устранить одной-двумя фразами.

Даже разговор с собственными детьми, особенно неприятный, но проведенный в доверительном тоне, состоящий из правильных слов и фраз, принесет больше пользы, чем упреки и угрозы.

На работе

Устное общение с коллегами, руководством, партнерами — все это требует владения навыками разговорного искусства.

Правильно построенная речь выделит вас среди коллег с положительной стороны. На планерке, совещании или просто на вопрос руководителя вы сможете дать ответ, в котором будет сконцентрирована необходимая информация и не будет ничего лишнего.

Рассмотрим одну из самых неприятных ситуаций — претензии со стороны руководства. С этим, наверное, сталкивались все. В таком деле могут помочь самообладание и умение правильно вести диалог.

Начальник повышает голос, отчитывает за ошибку, упрекает — в любом виде претензии неприятны, особенно если вы не виноваты. В этой ситуации можно вести себя по-разному.

Кому-то трудно справиться со страхом и неуверенностью в себе. Спрятав глаза, такой человек будет бояться вставить слово, чтобы объясниться или постоять за себя. Перед начальственным гневом сотрудник теряется, его парализует страх. Автоматически у него возникает чувство собственной беззащитности и бестолковости. Особенно если руководство на эмоциях или в силу своей невоспитанности повышает накал. Неуверенные сотрудники часто становятся «козлами отпущения».

А если человек способен грамотно ответить, то ситуация начальственного разноса может сложиться иначе. На гневные речи сотрудник реагирует спокойно, внимательно выслушивая претензии. Не краснея и не бледнея, не пытаясь перебить и сказать что-то в свое оправдание, уверенный (уважающий себя) работник подождет завершения обвинительной речи. Спокойствие заразительно — такое поведение сводит к минимуму повод продолжать разговор на повышенных тонах. Далее вступает обвиняемая сторона, вооруженная навыками ораторского искусства.

Работник спокойно и рассудительно объяснит начальнику, почему произошла такая ошибка или, к примеру, что его ошибки здесь нет. Во время своей речи не используйте глаголы с частицами «не», постарайтесь избегать местоимения «я». Слово «ошибка» замените более безобидным обозначением, например, «недоразумение» или «неточность». Заверьте его, что «эта маленькая неточность будет исправлена в кратчайшие сроки», а он «может быть абсолютно уверен в том, что отчет будет сдан вовремя». Магия этих слов в сочетании со спокойным голосом и правильной жестикуляцией начнет действовать незамедлительно: ни один начальник не сможет не почувствовать себя хоть немного неправым в данной ситуации: действительно, накричал на человека из-за такой ерунды, в которой он, возможно, и не виноват.

Что научит говорить

Известно, что слово может утешить скорбящих, воодушевит упавших духом, поможет увековечить грандиозные события с тем достоинством и торжественностью, которых они заслуживают. Оно может отправить человека на подвиг или на гибель, заставить рисковать жизнью во имя идеалов, смеяться или плакать. Одно слово может изменить всю жизнь человека или целого народа. Умея мастерски распоряжаться этим инструментом воздействия, человек может получить огромную власть. Дар убедительной речи может быть употреблен как во благо, так и во вред, и потому должен использоваться с осторожностью.

Конечно, далеко не всем предстоит вести за собой массы людей, но часто в повседневной жизни складываются ситуации, когда для убеждения собеседника требуется нечто большее, чем красивые слова. Искусство красноречия приобретает особую значимость в наш век коммуникаций. Иногда простого навыка составлять фразы в предложения бывает недостаточно для того, чтобы аудитория жадно внимала произносимой речи. Подчас для этого требуется умение логически мыслить и структурированно излагать свои мысли.

Современное ораторское искусство опирается на свод дисциплин. Среди них лингвистика, философия, психология, этика, эстетика. Вообще триада логика — грамматика — риторика является неким языковым триумвиратом. Если логика отвечает за связность и основательность речи, а грамматика демонстрирует правильное употребление слов, то риторика способствует последовательному и точному изложению мыслей.

В настоящее время ораторскому искусству вновь уделяется достойное внимание. Риторику изучают в образовательных учреждениях различных уровней. Появилось множество курсов и обучающих программ. Связано это с необходимостью донести до собеседника нужную информацию или просто выразить свои мысли. Причем сделать это точно, доступно, по возможности кратко. Поэтому необходимо владеть хотя бы основами риторики. Это пригодится в самых разных ситуациях — и бытовых, и профессиональных, и публичных.

Красноречию можно научиться. Примером этому служит древнегреческий оратор Демосфен. Конечно, камни во рту как прием обучения в современном мире не практикуется. Разработаны иные методы.

Изучайте различные искусства. Вы должны быть в курсе текущих событий и изучать человеческую природу, религии, науку, литературу и поэзию. Ораторство, таким образом, сочетает в себе все виды искусства.

Окунитесь в ораторское искусство. Читайте речи выдающихся ораторов прошлого. Изучите, каким образом они строили свои предложения, как размещали слова, создавали ритм, как с помощью выбора слов и рассказов создавали яркие образы. Изучите, как каждая строка впадает в следующую, как линии речи разбегаются в разные стороны и все же вместе составляют единое целое. Слушайте великие речи. Слушайте, где ораторы делают паузу для эффекта, где их голос поднимается и опускается.

Внимательно читайте тексты самой разной направленности. Это может быть и описание природы, и экономический анализ. Определяйте в них места, требующие особенных акцентов, или абзацы и слова, которые необходимо произнести так, чтобы никто не обратил на них внимания.

Изучайте язык жестов. Жестикуляция поможет определить уровень заинтересованности собеседника, привлечь его внимание в нужный момент, настроить на деловой лад или, напротив, помочь ему расслабиться в беседе.

Психология общения способствует пониманию реакции окружающих на то или иное слово или фразу. С ее помощью, поняв особые «места приложения», можно склонить собеседника на свою сторону. А также научить не бояться окружающих.

Занятия артикуляцией помогут исправить любые легкие дефекты дикции, если таковые у вас имеются, а если их нет — научат пользоваться своим голосовым аппаратом на полную мощность, варьируя тональности и подбирая нужный тембр для каждого случая.

Аргументирование подскажет, как правильно строить диалог с собеседником. Чтобы чувствовать себя свободно в любом споре, изучите систему аргументации и контр­аргументации.

И еще: выступайте! Это может быть поздравительная речь, декламация стихов, отчет о проделанной работе. Главное, чтобы были слушатели. Только обязательно помните, что в своем выступлении надо быть честным. Даже намек на лицемерие в выступлении несет гибель даже самой красноречивой речи. И наоборот, когда вы добродетельны, честны и искренне привержены тому, что вы говорите, это внутреннее обстоятельство придаст оттенок каждому слову, которое вы произносите с искренностью.

Постепенно окрепнет уверенность в себе. Каждый произнесенный перед зрителями монолог, каждое маленькое открытие в области психологии общения, каждый исправленный дефект произношения шаг за шагом помогут перестать бояться публичных выступлений, жарких споров и новых знакомств.

В статье использованы материалы с сайтов: http://ronl.ru/, http://verish.net/

1 Начало см. в журнале «Бюджетный учет», № 3/2014.

2 Карамзин Н. М. История государства Российского (в 12 томах) (1803–1826 гг.). Гл. 4.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама