Услуги за счет средств ОМС

Рассмотрим обособленный учет федеральными казенными учреждениями расходов за счет средств обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) при оказании услуг в рамках программы ОМС.

Пунктом 3 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), установлено, что учреждения при ведении бухгалтерского учета формируют информацию об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации.

При ведении бюджетного учета федеральными казенными учреждениями в 18 разряде номера счета бюджетного учета применяются коды вида финансового обеспечения (деятельности) 1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность) (п. 2 Инструкции об утверждении плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н)).

Вместе с тем при ведении бюджетного учета федеральными казенными учреждениями при оказании услуг в рамках программы ОМС Инструкцией № 162н и Бюджетным кодексом не предусмотрено применение кода финансового обеспечения для средств по обязательному медицинскому страхованию.

В то же время медицинские организации обязаны представлять отчетность о деятельности в сфере обязательного медицинского страхования в порядке и по формам, которые установлены Федеральным фондом медицинского страхования, в том числе и обособление расходов по средствам ОМС (п. 2 ст. 20 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326?ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Для решения указанных требований субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения, выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий (п. 6 Инструкции № 157н).

Также пунктом 6 Инструкции № 157н установлен перечень вопросов, регулируемых актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, которая предусматривает как мероприятия, обязательные к регулированию учреждением (например, рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета), так и право учреждения самостоятельно определять регулируемые им вопросы организации и ведения учета (иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета).

Кроме того, согласно пункту 1 Инструкции № 157н субъект учета вправе в порядке, предусмотренном указанной Инструкцией, в рамках формирования учетной политики вводить аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов, а также дополнительные забалансовые счета.

Учитывая изложенное, в целях управленческого учета учреждения вправе предусмотреть дополнительную детализацию аналитического кода номера счета бухгалтерского учета счета 1 401 20 000 «Расходы текущего финансового года». Например, 1 401 21 000 «Расходы текущего финансового года по основной деятельности» и 1 401 22 000 «Расходы текущего финансового года по ОМС».

При этом, по нашему мнению, при одноканальном финансировании расходы, произведенные казенными учреждениями при оказании медицинских услуг в рамках своей основной деятельности и в рамках программы ОМС, целесообразно отражать на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 401 21 000 «Расходы текущего финансового года по основной деятельности», а по результатам оказанных услуг в рамках программы ОМС отразить расходы в размере утвержденных тарифов (по нормативно-плановой себестоимости) по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 22 000 «Расходы текущего финансового года по ОМС» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 21 000 «Расходы текущего финансового года по основной деятельности».

Кроме того, обратите внимание, что в целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете информации об осуществляемых операциях государственные (муниципальные) учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию операций по статьям 130 «Доходы от оказания платных услуг», 180 «Прочие доходы», 290 «Прочие расходы», 310 «Увеличение стоимости основных средств», 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (в рамках третьего разряда кода) (п. 2 раздела V приказа Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»).

При этом порядок отражения расходов федерального казенного учреждения при оказании услуг в рамках программы ОМС учреждению необходимо установить в рамках формирования своей учетной политики.