Экономия в тренде

На сегодняшний день вопрос о сокращении расходов для государственных (муниципальных) учреждений является как никогда актуальным. Рассмотрим наиболее действенные методы.

Государственные учреждения вправе самостоятельно принимать решение о направлении денежных средств на осуществление тех или иных расходов, учитывая ограничения по расходованию денежных средств, которые предусматриваются для отдельных видов деятельности (финансового обеспечения). Но из-за ухудшения финансово-экономического положения многие государственные (муниципальные) учреждения начинают снижать расходы, предполагая, что это основной рецепт выживания учреждений в трудное время. Кризисная ситуация требует быстрых решений, однако бездумная минимизация всех подряд расходов может не только не спасти, но и усугубить положение учреждения. В первую очередь следует проанализировать всю финансово-хозяйственную деятельность. Это поможет выявить, какие расходы являются оптимальными (эффективными), а какие совершенно неэффективны и нерациональны.

Для наиболее полной реализации мер по повышению эффективности и оптимизации бюджетных расходов нужны определенные условия для всех участников бюджетного процесса. К ним можно отнести:

  • организацию бюджетного процесса, ориентированного на результат;
  • совершенствование системы управления бюджетными средствами, инвестициями, активами;
  • изменение типа, реорганизация бюджетных учреждений;
  • организация контрольных мероприятий, как контролирующими органами, так и комиссиями на местах;
  • совершенствование методов бюджетного планирования.

При этом следует провести комплекс мероприятий по следующим направлениям:

  • провести оценку эффективности бюджетных расходов;
  • проанализировать текущие расходы;
  • спланировать действующие и принимаемые обязательства.

Какие расходы можно уменьшать в трудные времена без значительных потерь в долгосрочной и краткосрочной перспективе, рассмотрим далее.

Мероприятия по оптимизации

Актуальными являются вопросы обеспечения эффективности расходования бюджетных средств на содержание учреждений, выявления резервов и получения результатов от оптимизации расходов.

В этой связи образовательным учреждениям рекомендуется следующее:

  • создание нормативно-правовой базы для внедрения в сферу предоставления образовательных услуг организаций различных организационно-правовых форм;
  • совершенствование бюджетного планирования в сфере образования путем разработки состава образовательных услуг;
  • использование нормативно-подушевого финансирования;
  • организация взаимодействия образовательных учреждений в целях совершенствования информационного обмена и распространения практики эффективного использования бюджетных средств.

В целях повышения эффективности расходов на здравоохранение учреждениям следует осуществить ряд мероприятий:

  • проведение регулярной оценки результатов деятельности учреждений здравоохранения;
  • осуществление реструктуризации системы оказания медицинской помощи;
  • создание условий для развития первичной медико-санитарной помощи по принципу общих врачебных практик;
  • осуществление структурных изменений коечного фонда, включая освобождение от излишних мощностей стационаров при использовании части высвобождаемых мощностей для оказания медико-социальной помощи;
  • подписание соглашений о взаимодействии между региональным органом управления здравоохранением, территориальным фондом обязательного медицинского страхования и органом местного самоуправления для оказания медицинской помощи;
  • внедрение аналитического учета объемов медицинской помощи, оказываемой учреждениями здравоохранения.

Создание условий для организации досуга в организациях культуры. Можно для проведения мероприятий привлекать сторонние коллективы, а не содержать штат актеров. Это в свою очередь увеличивает доходную часть и в то же время сокращает расходы на содержание творческого коллектива.

Контролирующим органам необходимо проводить финансовый контроль на всех (предварительном, текущем и последующем) этапах реализации бюджетного процесса. В составе мероприятий по усилению финансового контроля следует акцентировать внимание на соблюдении бюджетными учреждениями:

  • установленного порядка заключения договоров, определяющих расходные обязательства;
  • целесообразности использования выделенных им бюджетных средств по функциональной структуре в соответствии с бюджетной росписью.

Организационные вопросы

Реструктуризация

Одним из направлений работы на сегодняшний день является реструктуризация бюджетного статуса учреждения в автономное. Использование ориентированных на результат форм финансирования предоставления бюджетных услуг возможно и в рамках существующего набора организационно-правовых форм. Вместе с тем возможности выбора оптимальных моделей предоставления бюджетных услуг при существующей структуре бюджетной сети ограниченны и имеют определенные риски. Поэтому из всех форм собственности наибольшей степенью финансово-хозяйственной самостоятельности обладают автономные учреждения. Они, в свою очередь, являются государственными (муниципальными) учреждениями, то есть собственником имущества и земельного участка под ними является соответствующее публично-правовое образование (РФ, регион, муниципалитет), им в обязательном порядке выделяется бюджетное финансирование на содержание имущества и на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Как и бюджетное, автономное учреждение получает государственное (муниципальное) задание и субсидию из бюджета на его выполнение. Также могут предоставляться целевые субсидии, бюджетные инвестиции, средства на исполнение публичных обязательств. Разница между статусом бюджетного и автономного учреждения не в деньгах, а в степени свободы при осуществлении деятельности, которая позволяет пересмотреть расходы и получить дополнительные доходы в сторону улучшения финансового состояния учреждения.

Укрупнение, централизация, реорганизация

В целях повышения эффективности бюджетных расходов и рационального использования государственной собственности в перспективе следует проводить мероприятия по изменению структуры государственных органов, сокращению числа учреждений, находящихся в их ведении, передаче учреждений из одного ведомства в другое, передаче учреждения одного уровня бюджета другому. Также в сегодняшней ситуации следует уделить особое внимание формированию эффективной структуры органов управления учреждениями, исключая дублирующие функции с целью сокращения расходов на содержание аппарата управления. При этом следует оптимизировать функциональную деятельность путем сокращения, ликвидации, объединения отдельных функций в одном специализированном органе в интересах всех учреждений с соответствующим сокращением должностей, исполняющих аналогичные функции в этих организациях. Например, учреждение на основании заключенного договора может возложить обязанности по ведению бухгалтерского учета на специализированную организацию (централизованную бухгалтерию), тем самым сокращая расходы на содержание штата бухгалтерии.

Правовые основы реорганизации юридических лиц установлены положениями части первой Гражданского кодекса. В частности, статья 57 Гражданского кодекса предусматривает возможность проведения реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Следует различать указанные понятия:

  • преобразование — это изменение организационно-правовой формы юридического лица;
  • слияние — прекращение двух или нескольких юридических лиц и образование на их основе нового юридического лица;
  • присоединение — прекращение двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу;
  • выделение — создание одного или нескольких юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без его прекращения;
  • разделение — прекращение юридического лица, когда все его права и обязанности переходят к вновь созданным юридическим лицам.

Самым оптимальным способом в этом случае является присоединение двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему учреждению. Такой способ позволит добиться большей эффективности управления при меньших затратах (расходах) на реорганизационные мероприятия.

Таким образом, реорганизационные мероприятия повышают бюджетную самостоятельность, укрепляют налоговую базу, сокращают расходы бюджета за счет оптимизации сетей бюджетных учреждений и сокращения расходов на управленческий персонал, а также финансово-экономическую службу.

Закупка в рамках муниципального заказа

Текущее правовое регулирование госзаказа, которое детально регламентирует стадию размещения заказа, осуществляется на основании следующих законодательных актов:

  • Закон от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44‑ФЗ);
  • Закон от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Процедура, предписанная действующим законодательством, нацелена на создание полноценной и прозрачной системы, обеспечивающей единый цикл организации закупок, способной регулировать весь процесс государственного заказа с момента определения потребности госзаказчика до окончательного анализа результата закупок. То есть контрактная система отвечает за следующие направления: планирование, размещение, анализ результатов исполнения госзаказа. Таким образом, основной задачей при закупке является приобретение требуемого количества материальных ресурсов установленного качества с наименьшими затратами.

Одним из способов повышения эффективности использования бюджетных средств при размещении муниципального заказа является централизация муниципальных закупок. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 44‑ФЗ полномочия контрактной службы, контрактного управляющего могут быть переданы соответствующему уполномоченному органу, уполномоченному учреждению в полном объеме. Такой способ позволяет сократить количество нарушений, допускаемых государственными (муниципальными) заказчиками, сэкономить бюджетные средства путем планирования закупок, определения прогнозируемых цен на единицу продукции, создания условий для обеспечения справедливости, открытости и высокой конкуренции, которые способствуют получению оптимальных цен, при этом проводя комплексный анализ использования бюджетных средств.

Мониторинг и контроль

Все стратегии снижения расходов утверждаются руководителем, согласуются с учредителем и в последующем находят свое отражение в бюджете учреждения. За соблюдение этого правила должна отвечать финансовая служба. В ее обязанности входит контроль за обоснованностью расходов и трат. Учреждения самостоятельно могут утвердить ответственных лиц для принятия решений о расходах приказом руководителя.

При выборе стратегии борьбы с расходами нужно в первую очередь начать с финансирования тех расходов, которые необходимы для оказания государственных услуг. При этом они должны подвергаться анализу на предмет поиска резервов для экономии. Следует установить нормативы на использование основных средств и материальных ресурсов, а также обратить внимание на эффективное использование зданий, находящихся в оперативном управлении. Здесь повышение эффективности бюджетных расходов может вылиться в переезд учреждений в помещения с меньшей площадью, консервацию свободных площадей, передачу части площадей учреждений в долгосрочную аренду. Для таких действий необходимо проанализировать все пути оптимизации расходов и выяснить возможные последствия. Расходы по значимости делятся на:

  • высокоприоритетные — заработная плата и начисления на выплату, пособия, в том числе по социальной помощи населению, компенсации, стипендии, налоги, материалы и основные средства для предоставления государственных услуг;
  • приоритетные — услуги связи, транспортные расходы, коммунальные услуги, обслуживание зданий и сооружений, монтажные и пусконаладочные работы, услуги в области информационных технологий, услуги и работы по утилизации, захоронению отходов, услуги по организации проведения торгов, услуги по обу­чению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов, выплата государственных премий, грантов в различных областях и другие аналогичные расходы;
  • допустимые — представительские расходы, оплата судебных издержек, подписка на периодические и справочные издания, то есть финансирование в этой части расходов сохранять желательно, но не обязательно, особенно если у учреждения нет свободных средств;
  • без степени важности, то есть те расходы, которые никак не скажутся на работе учреждения.

Если выбрана стратегия снижения расходов, то следует прекратить финансирование последней категории и ограничить расходы по третьей.

Рассмотрим более подробно, каким образом можно сократить расходы.

Фонд оплаты труда

Многие государственные (муниципальные) учреждения в условиях финансового кризиса начинают оптимизацию своих расходов прежде всего с сокращения расходов на персонал. Это объясняется тем, что данная статья расходов составляет значительную долю в бюджете любого учреждения. Комплекс мер по снижению подобных затрат индивидуален для каждого учреждения и зависит от сферы его деятельности и размеров фонда оплаты труда. Программы по оптимизации могут проводиться как в направлении уменьшения общих затрат, так и в направлении снижения численности сотрудников.

В первую очередь следует просмотреть штатное расписание, которое является основанием произведенных расходов по оплате труда и начислений на него. Проанализировать, есть ли дублирующие должности, вакантные ставки, которые в последующем можно сократить и в связи с экономией установить доплату другим работникам. Также можно закрепить в штатном расписании должность, которая бы включала в себя несколько должностных обязанностей. Например, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту здания, в должностные обязанности которого включается следующее:

  • периодический осмотр технического состояния обслуживаемого здания, сооружения, оборудования и механизмов, их техническое обслуживание и текущий ремонт с выполнением всех видов ремонтно-строительных работ (штукатурных, малярных, обойных, бетонных, плотничных, столярных и др.);
  • текущий ремонт и техническое обслуживание систем центрального отопления, водоснабжения, канализации, газоснабжения, водостоков, теплоснабжения, вентиляции, кондиционирования воздуха и другого оборудования, механизмов и конструкций с выполнением слесарных, паяльных и сварочных работ;
  • монтаж, демонтаж и текущий ремонт электрических сетей и электрооборудования с выполнением электротехнических работ;
  • уборка и санитарное содержание здания и прилегающих территорий (дворовых территорий, тротуаров, сточных канав, урн, мусоросборников, мусоропроводов, лестничных площадок и маршей, помещений общего пользования, кабин лифтов, подвалов, чердаков и т. д.);
  • сезонная подготовка обслуживаемых зданий, сооружений, оборудования и механизмов;
  • очистка от снега и льда прилегающих дворовых территорий, тротуаров, крыш, навесов, водостоков и так далее.

То есть здесь объединяются такие должности, как уборщик территории, сантехник, электрик, тем самым сокращая расходы на должностные оклады и стимулирующий фонд.

Сокращая ставку, учреждение экономит фонд оплаты труда, который в последующем можно распределить между сотрудниками, тем самым в течение года накапливая предельную величину базы начисленной заработной платы у данного работника. Ее размер утвержден постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. № 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г.» (далее — Постановление № 1316). В этом случае учреждение экономит на начислении страховых взносов.

По итогам анализа штатного расписания и его оптимизации создавшаяся экономия фонда оплаты труда может использоваться учреждением на расходы, более значимые для деятельности, но предварительно это следует согласовать с учредителем. Порядок расчета экономии средств, пре­дусмотренных на оплату труда, следует прописать в учетной политике учреждения.

Телефон и интернет

На сегодняшний день мы не можем представить жизнь без телефона и интернета. Но учреждения должны проанализировать и пересмотреть лимиты на телефонные разговоры по междугородной (международной) связи. Это даст возможность уменьшить перерасходы в подразделениях учреждения, в компетенции которых не входят внешние коммуникации. Но в отношении лимитов телефонных разговоров для руководителя, юридической и финансовой службы, эффективность работы которых в значительной степени зависит от коммуникаций, ситуация должна быть прямо противоположной. В этом случае для увеличения эффективности и отдачи от данных расходов в учреждении должен быть разработан стандарт или регламент по междугородным (международным) телефонным переговорам, предоставляющий сотрудникам понятный и практический инструментарий для эффективной работы.

Уменьшение пропускной способности интернет-связи не совсем разумно, но можно пересмотреть тарифы, договориться о скидках с провайдером, установить беспроводной доступ к сети интернет с помощью wi-fi-роутеров. Такие мероприятия дадут возможность сократить расходы учреждения на услуги и обслуживание интернета.

Содержание помещений

Рационализация использования недвижимого имущества достигается постепенной унификацией нормативов затрат на его содержание, то есть переходом от единого, установленного в общем порядке, к индивидуальному нормативу. Общая схема перехода может реализовываться в следующих основных вариантах:

  • осуществляется переход от единых нормативов на содержание недвижимого имущества в расчете на 1 кв. м к индивидуальным нормативам по типам недвижимого имущества. Затем каждый тип норматива устанавливается с учетом региональных особенностей. Содержание увеличения объемов недвижимого имущества осуществляется по соответствующим нормативам на прирост соответствующих площадей. При переходе к индивидуальным нормативам по типам недвижимого имущества структура имущества начинает играть существенную роль, и учреждение будет вынуждено либо ее оптимизировать, либо самостоятельно оплачивать неэффективный состав имущества;
  • выделяется часть расходов на содержание недвижимого имущества в «спящем режиме» (в режиме консервации — 30 %) и дополнительно часть расходов на содержание имущества, имеющая характер условно-постоянных расходов. Эти расходы составляют еще примерно 15–20 % от общего объема затрат на содержание недвижимого имущества. Оставшаяся часть расходов (50–55 %) финансируется сначала по единым, а затем по индивидуальным нормативам, устанавливаемым по типам (видам, категориям) недвижимого имущества. Выделение расходов на режим консервации имущества показывает учредителю его минимальные расходы на содержание переданного учреждению недвижимого имущества, выделение условно-постоянной части — минимальные дополнительные расходы, необходимые при переходе от режима консервации к режиму полноценного функционирования учреждения.

С расходами на содержание имущества госучреждений связаны еще две меры, предложенные Минфином России в письме от 1 декабря 2014 г. № 06-03-05/61507 (далее — письмо № 06-03-05/61507), — оптимизация лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов учреждений, а также обеспечение энергоэффективности в бюджетном секторе. Эти мероприятия позволяют снизить затраты учреждений на энергоресурсы, а значит, уменьшить объем субсидий на содержание имущества. Также учреждениям необходимо внедрять ресурсосберегающие технологии, экономию материалов, приборов измерения и контроля. В этой связи рекомендуется:

  • провести энергетическое обследование — энергоаудит с составлением энергетического паспорта, в котором собирается вся информация об использовании учреждением энергетических ресурсов (электрической энергии, тепловой энергии, твердого топлива, жидкого топлива, моторного топлива, в том числе бензина, керосина, дизельного топлива, газа, воды);
  • установить приборы тепломеров, водомеров и регуляторы температуры;
  • ремонт оборудования и другие мероприятия по оптимизации.

Следовательно, повышение эффективности расходов на содержание имущества дает возможность оптимизировать финансовое состояние учреждения.

Приобретение материалов и ОС

Для того чтобы оборудование могло эффективно использоваться в деятельности государственных учреждений, в первую очередь оно должно соответствовать ГОСТу, СанПиНам и иметь сертификат. Это даст возможность сократить расходы на штрафные санкции при проверке контролирующих органов, а также уменьшить расходы на его приобретение.

Налоговая нагрузка

Оптимизация налоговой нагрузки зачастую связана с рисками, но снизить налоговое бремя в тяжелое время необходимо. Поэтому рассмотрим наиболее выгодные варианты налогового учета, не выходя за рамки закона.

Страховые взносы

Снизить нагрузку по страховым взносам в текущем году учреждения смогут в следующих случаях:

  • перечень выплат физическим лицам, которые не подлежат обложению страховыми взносами, приведен в статье 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). Исходя из изменений, внесенных в подпункт «д» пункта 2 части 1 данной статьи, с 1 января 2015 года подлежат обложению:
    • суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства только в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — шестикратный размер среднего месячного заработка);
    • компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации только в части, не превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Суммы оплаты работодателем расходов на командировки работников не облагаются страховыми взносами, если затраты подтверждены документально (ч. 2 ст. 9 Закона № 212‑ФЗ). В числе прочего командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения. С 1 января 2015 года при отсутствии подтверждающих документов на соответствующие суммы компенсации необходимо начислять страховые взносы. Это связано с изменениями, которые внесены в часть 2 статьи 9 Закона № 212‑ФЗ:

  • применение пониженного тарифа страховых взносов в зависимости от категории плательщика на основании статей 58, 58.1 Закона № 212‑ФЗ;
  • постановлением Правительства РФ № 1316 установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов (ст. 8 Закона № 212‑ФЗ):
    • 670 000 руб. — для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
    • 711 000 руб. — для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Также при расчете следует обратить внимание на перечень выплат (пособия, взносы, компенсации и другие) физическим лицам, установленных статьей 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которые не подлежат обложению страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

НДФЛ

Доходы физических лиц могут быть освобождены от налого­обложения НДФЛ. Их перечень предусмотрен статьей 217 Налогового кодекса. К таким доходам, в частности, относятся доходы в виде:

  • пособий по безработице и пособий по беременности и родам (п. 1 ст. 217 НК РФ);
  • законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах утвержденных норм), связанных с возмещением вреда здоровью; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия; оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей и др. (п. 3 ст. 217 НК РФ);
  • алиментов (п. 5 ст. 217 НК РФ);
  • единовременной материальной помощи, оказываемой работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении или удочерении) ребенка и выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) (в пределах 50 000 руб. на каждого ребенка) (абз. 7 п. 8 ст. 217 НК РФ).

В отношении налога на доходы физических лиц следует остановиться на том факте, что указанный налог работодатель как налоговый агент удерживает из начисленных выплат с работника, однако грамотное его применение позволит эффективно направлять денежные потоки лицевого счета, открытого в органе казначейства учреждению.

Земельный налог

Кадастровая стоимость, как и любая рыночная стоимость, определяется оценочным путем. Поэтому при оценке земельных участков иногда устанавливается завышенная стоимость земли. В таком случае кадастровую оценку можно оспорить в суде. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату установления его кадастровой стоимости.

Регулирование кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в соответствии с Законом от 24 июля 2007 г. № 221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с внесенными изменениями в статью 47 Законом № 18‑ФЗ от 28 февраля 2015 г. «О внесении изменения в статью 47 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Уменьшение кадастровой стоимости позволит снизить земельный налог.

Также снижение земельного налога может быть осуществлено с помощью реализации (продажи) не используемых в деятельности учреждения земельных участков.

Налог на имущество

При проведении инвентаризации имущества, находящегося в государственной собственности, выявляются неиспользуемые основные фонды госучреждений и принимаются соответствующие меры по их продаже и списанию.

Если сотрудники используют собственные основные средства в деятельности учреждения, то следует заключить договор о временном безвозмездном пользовании имуществом. Постановка на учет таких средств в учреждении будет осуществляться на забалансовом счете, тем самым налог на имущество на такой фонд не начисляется.

В заключение

Поиск резервов для экономии должен проводиться не только в отношении расходов на содержание имущества, но и в отношении основной деятельности учреждений. Здесь можно пойти по пути снижения затрат на предоставление единицы услуги, чему будет способствовать выполнение тех или иных работ за счет прогрессивных технологических решений, оптимизация расходов на административно-управленческий аппарат с учетом установления предельной доли этих расходов в фонде оплаты труда.

Для уменьшения затрат на предоставление государственных услуг, по мнению Минфина России (письмо № 06-03-05/61507), можно более широко применять такой способ, как передача на аутсорсинг не свойственных учреждению функций (например, организация теплоснабжения, уборка помещений, транспортное обеспечение и питание школьников). Кроме того, следует использовать элементы механизма аутсорсинга и в профильной деятельности учреждений. В частности, рекомендуется:

  • вывести медицинских работников детских садов в систему здравоохранения (эта мера не столько даст экономию бюджетных расходов, сколько усилит контроль за медицинским обслуживанием в учреждениях образования и позволит увеличить зарплату данных медработников, приблизив ее к уровню зарплат среднего медицинского персонала в системе здравоохранения);
  • заместить неотложной медицинской помощью вызовы скорой помощи (расходы на оказание первой меньше, нежели второй — по укомплектованности бригад, оснащенности медицинским оборудованием автомобиля и перечню медикаментов);
  • передать часть полномочий (функций) органов власти по предоставлению государственных услуг в многофункциональные центры.

Таким образом, тренд на экономию должен затронуть все сферы хозяйственной деятельности государственных учреждений для принятия мер по эффективному расходованию бюджетных средств.