Номинальные счета и их применение государственными (муниципальными) учреждениями

С учетом внесенных изменений в Гражданский кодекс в части введения правил о номинальном счете возникает вопрос отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете денежных средств, поступающих на номинальные счета, открытые государственным (муниципальным) учреждениям.

С 1 июля 2014 года вступил в силу Закон от 21 декабря 2013 г. № 379?ФЗ, в соответствии с которым в главу 45 второй части Гражданского кодекса введен новый вид договора банковского счета — договор номинального счета.

Чтобы исключить споры о принадлежности денежных средств, поступающих на рассматриваемый счет от третьих лиц, законодатель уточнил, что «права на денежные средства, поступающие на номинальный счет, в том числе в результате их внесения владельцем счета, принадлежат бенефициару».

Общие правила применения номинальных счетов

Владельцами счета могут быть опекун, попечитель, поверенный, комиссионер, агент, организатор торгов, исполнитель завещания, арбитражный управляющий и другие лица.

Институт номинальных банковских счетов по сути устанавливает правовой режим безналичных денежных средств, находящихся у лица, которому они в экономическом смысле не принадлежат. В данном случае речь идет о доверительных управляющих, брокерах, сервисных агентах по ценным бумагам с ипотечным покрытием, агентах, комиссионерах, поверенных, опекунах, попечителях и т. д. Ключевой характеристикой института номинальных банковских счетов является разграничение денежных средств держателя номинального счета и денежных средств, находящихся непосредственно на номинальном счете. Помимо прочего это позволяет устранить риск обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на номинальном счете, в случае несостоятельности держателя номинального счета.

В отношении договора номинального счета Гражданский кодекс устанавливает ряд специальных правил, назначением которых является обеспечение сохранности находящихся на номинальном счете денежных средств, права на которые принадлежат бенефициару.

Согласно пункту 1 статьи 860.1 Гражданского кодекса номинальный счет может открываться владельцу счета для совершения операций с денежными средствами, права на которые принадлежат другому лицу (бенефициару). При этом права на денежные средства, поступающие на номинальный счет, принадлежат бенефициару независимо от того, кто вносит денежные средства на номинальный счет.

В качестве существенных условий договора номинального счета в соответствии с положениями статей 860.1–860.2 Гражданского кодекса являются:

  • указание в договоре бенефициара или порядка получения информации от владельца счета о бенефициаре или бенефициарах, а также основание их участия в отношениях по договору номинального счета;
  • обязательная письменная форма договора номинального счета, который заключается путем составления одного документа, подписанного сторонами, с обязательным указанием даты его заключения.

При этом заключение договора номинального счета путем обмена документами не допускается. Последствием несоблюдения письменной формы договора номинального счета является его недействительность (п. 3 ст. 860.2 ГК РФ).

Договоры номинального счета

Кроме того, из пункта 2 статьи 860.2 Гражданского кодекса следует, что договор номинального счета может быть двух видов: с участием и без участия бенефициара.

Договор номинального счета с участием бенефициара подписывается банком, владельцем счета и бенефициаром. Такой договор является многосторонней сделкой (п. 3 ст. 154 ГК РФ).

Договор номинального счета без участия бенефициара представляет собой двустороннюю сделку.

Существенным различием между договорами номинального счета с участием и без участия бенефициара является отсутствие права бенефициара по договору номинального счета, заключенному без его участия, требовать от банка предоставления сведений, составляющих банковскую тайну (это право возникает у него лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором номинального счета), в то время как бенефициар по договору номинального счета с его участием всегда вправе потребовать от банка предоставления таких сведений (ст. 860.4 ГК РФ).

Кроме того, по общему правилу банк не вправе и не обязан контролировать использование денежных средств владельцем счета в интересах бенефициара, однако в договоре номинального счета с участием бенефициара такая обязанность может быть возложена на банк законом или договором номинального счета (п. 3 ст. 860.1 ГК). Аналогично (законом или договором номинального счета) может быть ограничен круг операций, которые могут совершаться по указанию владельца счета, в том числе путем определения каких-либо обстоятельств, позволяющих банку контролировать соблюдение установленных ограничений в совершении операций (ст. 860.3 ГК РФ).

Частью 3 пункта 1 статьи 860.1 Гражданского кодекса допускается множественность бенефициаров по одному договору номинального счета. В этом случае согласно пункту 4 статьи 860.2 Гражданского кодекса денежные средства каждого бенефициара должны учитываться банком на специальных разделах номинального счета. Обязанность раздельного учета денежных средств бенефициаров возлагается на банк лишь в случае, если в соответствии с законом или договором номинального счета обязанность по учету денежных средств бенефициаров не возложена на владельца счета.

Защита денежных средств

Гарантии защиты денежных средств, находящихся на номинальном счете, установлены статьей 860.5 Гражданского кодекса, в которой определено правило о недопустимости приостановления операций по номинальному счету, ареста или списания находящихся на нем денежных средств по обязательствам владельца счета, за исключением обязательств, предусмотренных статьями 850 и 851 Гражданского кодекса. Их арест допустим лишь по решению суда, а списание их по обязательствам бенефициара возможно, помимо решения суда, также в случаях, предусмотренных законом или договором номинального счета.

В то же время для организаций, на которые возлагается исполнение обязанностей опекунов или попечителей, существует ряд особенностей по открытию и закрытию номинального счета, которые устанавливаются банком в соответствии с законодательством Российской Федерации:

  • номинальный социальный счет открывается образовательным организациям, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, или иным организациям, в том числе организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которые возложено исполнение обязанностей опекунов или попечителей (далее — владелец социального счета), в соответствии с главой 45 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • на каждого подопечного (далее — бенефициар) открывается отдельный номинальный социальный счет;
  • договор номинального социального счета заключается без участия бенефициара в письменном виде, подписывается владельцем социального счета и банком с обязательным указанием даты его заключения;
  • в случае если бенефициаром является несовершеннолетний подопечный, в карточке с образцами подписей и оттиска печати, в графе «Прочие отметки» проставляется отметка о дате достижения бенефициаром восемнадцатилетнего возраста;
  • на номинальный социальный счет подлежат зачислению суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание бенефициара средства, за исключением доходов, которыми бенефициар вправе распоряжаться самостоятельно. На счете учитываются социальные доходы только одного бенефициара, указанного в договоре номинального социального счета; зачисление средств, принадлежащих иным лицам, не допускается;
  • права на денежные средства, поступающие на номинальный социальный счет, в том числе в результате их внесения владельцем социального счета, принадлежат бенефициару;
  • денежные средства, поступающие на номинальный социальный счет, расходуются владельцем социального счета без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

При этом общие правила распоряжения имуществом подопечных устанавливаются Гражданским кодексом.

В соответствии со статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем.

В то же время статья 37 Гражданского кодекса в части регулирования порядка управления имуществом подопечных отсылает к Закону от 24 апреля 2008 г. № 48?ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Закон № 48?ФЗ). Опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного на счет или счета, открытые в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации (п. 3 ст. 19 Закона № 48?ФЗ).

Расходование средств

Расходование денежных средств подопечного, внесенных в банки, осуществляется с соблюдением положений гражданского законодательства о дееспособности граждан и положений статьи 37 Гражданского кодекса. При этом пунктом 3.2. статьи 19 Закона № 48?ФЗ вышеуказанные требования распространяются также на денежные средства, находящиеся на номинальном счете, который открыт опекуну или попечителю и бенефициаром по которому является подопечный, при этом такой номинальный счет открывается опекуну или попечителю на каждого подопечного.

В связи с тем что номинальный счет открывается владельцу счета для совершения операций с денежными средствами, права на которые принадлежат другому лицу — бенефициару, денежные средства, поступающие на номинальный счет, открываемый опекуну или попечителю в лице государственных (муниципальных) учреждений для поступления и расходования денежных средств подопечного с соблюдением положений о дееспособности гражданина, не являются средствами опекуна, попечителя — государственного (муниципального) учреждения (владельца счета).

В связи с изложенным, по нашему мнению, денежные средства, поступающие на счета, открытые государственным (муниципальным) учреждениям в режиме номинальных счетов, следует учитывать как средства, полученные во временное распоряжение.

Бухгалтерский (бюджетный) учет

Для учета сумм денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, в соответствии с пунктом 267 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция 157н), предназначен счет 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».

При этом в 18 разряде аналитического кода для отражения операций по средствам, полученным во временное распоряжение, в номере счета указывается код вида финансового обеспечения (деятельности) 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21 Инструкции № 157н).

В бюджетном (бухгалтерском) учете государственного (муниципального) учреждения операции по поступлению и выбытию указанных средств отражаются следующими бухгалтерскими записями:

  • поступление денежных средств во временное распоряжение государственным (муниципальным) учреждениям отражается по дебету счета 3 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» и кредиту счета 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»;
  • перечисление денежных средств, полученных во временное распоряжение, по назначению при наступлении определенных условий, в том числе на оплату расходов в пользу бенефициара, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отражается по кредиту счета 3 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» и дебету счета 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».

Обратите внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 1), утвержденным постановлением Правительства России от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Аналогичные функции в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан возложены на Минобрнауки России (п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства России от 3 июня 2013 г. № 466).