В главной роли — бухгалтер

В конце 2014 года в Москве состоялся семинар для учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации. Давно знакомые названия известных всей стране организаций представляли не публичные люди, а бухгалтеры, работа которых является неотъемлемой частью творческого процесса.

Открыла совещание Сивец Светлана Викторовна — заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина России. Она отметила, что это замечательно, когда главный распорядитель беспокоится о своем ведомстве, собирает людей и прежде чем осуществлять контроль и спрашивать, а потом, если что-то не так, журить, дает знания и определенные навыки. Прошедший год для России исторический. Наша страна стала участником серьезных политических и финансовых событий. Отчетности, которую Федеральное казначейство делает на основе отчетности учреждений и предоставляет ее внешним экспертам, будет уделено особое внимание. Поэтому нужно, как всегда, максимально корректно отнестись к цифрам, которые будут отражены в документах. Светлана Викторовна отметила, что все события 2014 года отразились в законодательных актах, которые были изменены и прежде всего затронули финансовую составляющую. Не обошлось без изменений и в учете. Так, приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н (далее — Приказ № 89н), который вступил в силу и подлежал применению уже в 2014 году, внес изменения в приказ от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Приказ № 157н) — базовый документ для учета. Светлана Викторовна отметила, что вся отчетность должна быть составлена с учетом изменений, которые отражены в Приказе № 89н.

Далее выступила Селезнева Галина Анатольевна — начальник отдела методологии отчетности государственного сектора Департамента бюджетной методологии Минфина России. Она осветила общие положения, порядок организации и ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом от 16 декабря 2010 г. № 174н, с учетом внесенных изменений к Единому плану счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению — Приказ № 157н.

Галина Анатольевна также рассказала о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Завершил первый день Новиков Дмитрий Владимирович — заместитель начальника Отдела методологии бюджетной классификации Департамента бюджетной методологии Минфина России. Он рассказал, что приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, применяющийся в настоящее время в части бюджетной классификации, претерпел изменения. Их внесли приказы Минфина России от 26 мая 2014 г. № 38н и от 11 июня 2014 г. № 47н. Ежегодно Минфин России выпускает методические рекомендации по распределению бюджетных ассигнований для главных распорядителей — база, которая будет использована для формирования бюджета на следующий год. В этом пакете документов обязательно существует раздел, посвященный применению бюджетной классификации, где находят отражение все моменты, которые планируют изменить в последующие три года. 2015 год пройдет в привычном режиме, а в планах на 2016 год стоит изменение порядка применения КОСГУ и сфер его применения. Обособленный приказ по КОСГУ будет размещен на сайте http://minfin.ru в разделе «Бюджетная классификация Российской Федерации».

Второй день семинара открыла Саакян Татьяна Васильевна — заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина России.

Она обратила внимание собравшихся на планирование финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, потому что с середины 2015 года начнется работа по подготовке к новому бюджету на 2016–2018 годы, и в ее рамках каждое бюджетное учреждение будет заниматься своим планированием, готовить проект своего бюджета — план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД). Он формируется на три года. К ПФХД будут составляться два приложения: план закупок и план-график (ст. 17 и 21 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ — далее Закон № 44?ФЗ). Эти документы формируются на разные сроки: план закупок — на три года, потому что закон о бюджете составляется на это же время, а план-график — на один год. Но если учреждение собирается осуществлять закупку по контракту в течение нескольких лет, то в плане-графике, несмотря на то что он составляется на один год, нужно указать планируемые платежи по этому контракту в разрезе всех лет, на которые будет размещен заказ. Если информация в плане-графике и та, что должна быть в извещении об осуществлении закупки, не соответствуют друг другу, то закупка не начнется. Федеральное казначейство осуществляет контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика; указанием одинаковой информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок последовательно на всех этапах закупочного цикла (ст. 99 Закона № 44?ФЗ). Кроме того, Татьяна Васильевна отметила, что готовится новая редакция Бюджетного кодекса.

Семинар продолжила Колчина Инна Николаевна, государственный советник Российской Федерации 3 класса. Она рассказала о порядке формирования государственных заданий с учетом поправок в Бюджетный кодекс, принятых в 2013 году: поэтапного ведения базовых отраслевых перечней государственных и муниципальных услуг и создания единых методических подходов к определению нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг. Также Инна Николаевна остановилась на вопросах планирования финансово-хозяйственной деятельности учреждений (подробности см. на стр. 6).

Бычков Станислав Сергеевич, заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина России, рассказал об изменениях в области финансового контроля, внутреннего контроля и аудита в государственном секторе управления. В прошлом году вышло два фундаментальных закона, касающихся этой сферы: Закон от 23 июля 2013 г. № 252?ФЗ, посвященный комплексным изменениям в Бюджетном кодексе в части государственного финансового контроля, и Закон № 44?ФЗ, который также касается вопросов финансового контроля в отношении закупочного цикла. Последний закон посвящен не только регулированию процедур закупок, торгов, планирования, исполнения, но и вопросам финансового контроля этих процедур. Обновился состав ответственности в КоАП. Станислав Сергеевич рассказал, как предупредить нарушения в финансово-бюджетной сфере.

Продолжил тему контроля Бирюков Александр Иванович — советник Управления внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства, кандидат экономических наук, профессор.

В частности, он остановился на приказе Минфина России от 20 марта 2014 г. №18н «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере». Александр Иванович, как практик с большим стажем, на жизненных примерах разъяснил собравшимся права и обязанности контролеров.

Завершающий день семинара начался с выступления Давыдовой Зои Ивановны, советника государственной гражданской службы РФ 1 класса. Лектор рассмотрела вопросы исчисления и уплаты налога на прибыль бюджетными учреждениями, в том числе изменения, внесенные в Налоговый кодекс с 1 января 2014 года Законом от 23 июля 2013 г. № 215?ФЗ.

Так, музеям, являющимся бюджетными учреждениями, разрешено учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, стоимость культурных ценностей, приобретенных в Музейный фонд Российской Федерации, в полной сумме в момент их приобретения (подп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ). Для театров, музеев, библиотек и концертных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, установлен особый порядок начисления амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества (п. 7 ст. 259 НК РФ).

С 1 января 2014 года театры, музеи, библиотеки и концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, освобождены от уплаты авансовых платежей. Они должны платить налог на прибыль только за налоговый период (п. 3 ст. 286 НК РФ). Также эти учреждения освобождены от составления и представления квартальных налоговых деклараций. Они обязаны сдавать декларацию по налогу на прибыль только по истечении налогового периода (календарного года). Об этом сказано в статье 289 Налогового кодекса.

Горбарец Сергей Юрьевич, заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального парт­нерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, рассказал слушателям про ведение системы оплаты труда в федеральных государственных учреждениях. Он подчеркнул, что такая система для работников устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом должны учитываться нормы регулирования оплаты труда, которые предусмотрены в федеральном законодательстве. Помимо них существует еще множество нюансов, о которых в дальнейшем и рассказал лектор.

Самкова Надежда Александровна — ведущий эксперт-консультант по налогообложению, преподаватель курсов обучения налоговых консультантов и профессиональных бухгалтеров, преподаватель ИПБР, член Палаты налоговых консультантов — поведала собравшимся о новшествах 2015 года в сфере уплаты страховых взносов и НДФЛ.

Семинар завершился выступлениями заместителя Министра культуры России Малакова Николая Алексеевича и директора Департамента экономики и финансов Министерства культуры России Серовой Татьяны Валентиновны. Они рассказали о насущных задачах, стоящих перед собравшимися, обсудили с коллегами различные рабочие вопросы и пожелали всем удачи и новых достижений.

 


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама