Окружающая среда: сдаем расчет

В целях компенсации наносимого вреда экологии введена плата за негативное воздействие на окружающую среду. Это неналоговый платеж, но составление отчетных форм и платежи обязательны для всех типов государственных (муниципальных) учреждений. Как показывает практика, у бухгалтеров возникает множество вопросов. Рассмотрим порядок расчета, составления отчетности и отражение в учете.

В силу Закона от 10 января 2002 г. № 7?ФЗ «Об охране окружающей среды» государственные (муниципальные) учреждения являются плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду. Взимание платы предусматривается за следующие виды вредного воздействия:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов;
  • другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).

В случае сдачи имущества в аренду и заключения договора с арендатором наличие прав на источник (объект) негативного воздействия на окружающую среду возникает у лица, фактически эксплуатирующего такой источник (объект). Он же становится плательщиком (письмо Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»).

Общие моменты

В большинстве случаев государственные (муниципальные) учреждения могут влиять на окружающую среду, загрязняя атмосферу, размещая отходы у сторонних организаций, передвижными источниками и стационарными объектами.

Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Хранение отходов, в свою очередь, определяется как их содержание в объектах размещения отходов с целью последующего захоронения, обезвреживания или использования. Для размещения отходов государственные (муниципальные) учреждения заключают договор со сторонней организацией по вывозу и захоронению. Отметим, что специализированные организации по размещению отходов должны иметь соответствующую лицензию (разрешение на размещение на полигоне). В соответствии с приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Указания № 65н) расходы учреждения согласно условиям договора по вывозу и утилизации мусора относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. К договору на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) прикладывается расчет (приложение к договору), в котором отражается количество вывезенного мусора.

Во многих государственных (муниципальных) учреждениях есть транспортные средства, которые относятся к передвижным источникам негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому учреждения обязаны вносить плату за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Норма (соответствие) выброса определяется при проверке транспортного средства в ходе государственного технического осмотра (постановление Правительства России от 6 февраля 2002 г. № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»). Плата за выбросы транспорта взимается в зависимости от количества использованного топлива.

Стационарные источники выделяют множество газов, паров, частиц твердых и жидких веществ, выбрасывая в атмосферный воздух, например через вентиляционные трубы, продукты следующего содержания:

  • соединения углерода (оксид, диоксид);
  • соединения азота (аммиак, оксиды азота);
  • галоиды (хлор, фтор, бром и их соединения);
  • фосфор и его соединения (фосфористый водород) и другие соединения.

Это также обязывает учреждения производить платежи за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в бюджет. Далее рассмотрим, какие документы необходимо оформить для осуществления расчета, и приведем примеры заполнения отчетных форм.

Оформляем документы

Паспорта на опасные отходы

Отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности. В этом вопросе учреждениям следует руководствоваться критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение наименований образующихся видов отходов и их соотнесение с классами опасности для окружающей среды установлено постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности». На основании данных о составе отходов, их свойствах и степени опасности делается паспорт. Он удостоверяет принадлежность отходов к тому или иному классу опасности и содержит сведения об их компонентном составе, месте образования и собственнике. Разработка и оформление паспорта отходов осуществляется Росприроднадзором на основе информации, представленной учреждением. Отметим, если материалы определены как отходы, которые не обладают опасными свойствами, их относят к V классу.

Разработка проекта

Государственные (муниципальные) учреждения устанавливают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в соответствии с нормами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду. Порядок разработки и утверждения таких нормативов определяет требования к подготовке и представлению документов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, которые направляются для размещения и захоронения на конкретные территории с учетом экологической обстановки (приказ Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее — Приказ № 703)). Проект образования отходов разрабатывается на основе имеющихся данных и расчетов об удельном образовании отходов при выполнении работ, оказании услуг государственными учреждениями. Для разработки проекта необходимы следующие документы:

  • паспорт зданий и сооружений;
  • план границ земельного участка;
  • прежний (старый) проект;
  • заключение на старый проект;
  • паспорта на опасные отходы I–IV классов;
  • справка о наличии автотранспорта на балансе, заверенная главным бухгалтером, с указанием марки шин, типа аккумуляторов, количества тормозных колодок и среднегодового пробега;
  • договор с организацией на прием и вывоз отходов за предыдущий и настоящий годы, акты выполненных работ (услуг) за предыдущий год;
  • сведения об ожидаемом образовании, использовании и размещении отходов на следующий год (справка).

В проекте отражаются нормативы образования отходов, необходимые для определения образования отходов определенного вида, учитывая объемы планируемого выполнения работ (услуг). Нормативы утверждаются на пять лет при условии представления в территориальные органы Росприроднадзора ежегодного технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями.

Технический отчет

В результате хозяйственной деятельности государственные учреждения образуют отходы, по которым должны представлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в том случае, если государственные (муниципальные) учреждения ежегодно подтверждают неизменность своей деятельности техническим отчетом. Этот документ представляется через год после подтверждения лимитов на размещение отходов (в течение 10 рабочих дней), а также в последующие годы до истечения срока действия лимитов. Если технический отчет не представлен в указанные сроки, то плата за размещение отходов рассчитывается сверхлимитно до момента предоставления необходимого отчета (письмо Росприроднадзора от 17 мая 2011 г. № КТ-08-03-36/6068 «О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов»).

Чтобы продлить лимиты при составлении технического отчета согласно Приказу № 703 необходимо предоставить:

  • оригиналы лимитов (или таблицу «Перечень и количество размещаемых отходов»);
  • подтверждающие документы на каждый вид отхода, указанный в лимитах (справки, платежные поручения, накладные, акты передачи);
  • копию договора (акта), заверенную учреждением, о передаче-приеме отходов другим организациям за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения;
  • копии лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выданных организациям, которым осуществляется передача отходов в собственность либо на правах владения, пользования или распоряжения для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

Технический отчет должен быть сделан в печатном варианте в двух экземплярах с подтверждающими документами и утвержден руководителем учреждения. Также нужно предоставить электронный вариант отчета. Текст технического отчета должен содержать информацию:

  • о балансе образовавшихся, использованных и размещенных отходов за предшествующий год;
  • о выполнении плана мероприятий за отчетный период по снижению негативного воздействия отходов на окружающую среду.

Осуществляем расчет

Размер платы за негативное воздействие установлен постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее — Порядок). Плата рассчитывается путем умножения соответствующих ставок на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества с учетом его вредного воздействия и степени опасности.

Определены два вида базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия:

  • в пределах допустимых нормативов. Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленных природопользователю предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия. Она определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения;
  • в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

За сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды — путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами. Затем полученные произведения по видам загрязнения суммируются, и эти суммы умножаются на пятикратный повышающий коэффициент (п. 5 Порядка).

Возвращаясь к составлению проекта, отметим, что если учреждение ежегодно заключает договора со сторонними организациями, например, по сдаче макулатуры и металлолома, то ему необходимо предоставлять сведения (Акт о приемке-передаче за предыдущие годы) для разработки проекта, которые дают возможность не применять пятикратный повышающий коэффициент.

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) ввиду вредного воздействия с учетом степени их опасности. Эти нормативы утверждены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» (далее — Постановление № 344). Для отдельных регионов помимо базовых нормативов дополнительно устанавливаются коэффициенты, учитывающие экологические факторы. В соответствии с пунктом 2 Порядка дифференцированные ставки платы определяются путем умножения базовых нормативов на коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Кроме того, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены индексирующие коэффициенты. Их два (в 2014 году применяются 2,33 и 1,89). Это установлено пунктом 3 статьи 3 Закона от 2 декабря 2013 г. № 349?ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». При применении коэффициентов индексации к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо руководствоваться следующим:

  • для нормативов платы, установленных Постановлением № 344 для веществ и групп веществ, по которым постановлением Правительства РФ от 1 июля 2005 г. № 410 «О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344» (далее — Постановление № 410) не изменены нормативы платы, используется коэффициент 2,33;
  • для нормативов платы для веществ и групп веществ, установленных Постановлением № 410, используется коэффициент 1,89.

Отметим, что при применении индексирующих коэффициентов определяющим является год, в котором установлен тот или иной норматив платы.

В отношении транспортных средств вместо предельно допустимых нормативов устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Они зависят не от объема выброса загрязняющих веществ, а от вида и объема используемого топлива (письмо Ростехнадзора от 2 августа 2007 г. № 04-09/1037 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»). При превышении технических нормативов выбросов дополнительный повышающий пятикратный коэффициент к нормативам платы не применяется. В соответствии со статьей 17 Закона от 4 мая 1999 г. № 96?ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещается эксплуатация транспортных средств, которые превышают установленные технические нормативы выбросов, содержащих вредные (загрязняющие) вещества. Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух».

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (объектов) негативного воздействия определяется путем умножения соответствующих нормативов платы по конкретному виду используемого топлива на количество такого топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период, и суммирования полученных результатов. Норматив платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками установлен за тонну использованного бензина неэтилированного, дизельного топлива, керосина или сжиженного газа. Количество израсходованного топлива определяется по данным бухгалтерского учета. В связи с тем что норматив платы установлен за тонну, литры переводятся в тонны. Для этого объем в литрах умножают на плотность топлива. Как правило, данные о плотности указываются в накладной на отпуск топлива или в спецификации.

Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду может производиться учреждением самостоятельно или с привлечением специализированной организации. В последнем случае в соответствии с Указаниями № 65н расходы учреждения будут относиться на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Пример 1
Бюджетное учреждение, которое расположено в городской черте в районе Крайнего Севера, производит уборку помещений. С ООО «Вывоз мусора» заключен договор на вывоз и захоронение мусора. За третий квартал 2014 года фактическое количество отходов составило:

— мусор от бытовых помещений IV класса опасности (мало­опасные) — 300 кг (0,3 т);

— отходы от канцелярской деятельности (бумага, картон) V класса опасности (неопасные) — 400 кг (0,4 т).

На балансе учреждения числится автомобиль, потребление которым бензина АИ-92 за третий квартал 2014 года составило 400 л. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным объектом составил (утвержден Проект, коэффициент к нормативу платы в пределах установленного лимита 5 не применяется):

— азота двуокись — 0,003, норматив платы: ПДВ — 52 руб.; ВСВ — 260 руб.;

— азота оксид — 0,006, норматив платы: ПДВ — 35 руб.; ВСВ — 175 руб.;

— ангидрид сернистый — 0,00588, норматив платы: ПДВ — 21 руб.; ВСВ — 105 руб.

Бухгалтер учреждения произвел расчет следующим образом:

0,003 × 52 руб. × 1 × 2 × 1,2 × × 2,33 = 0,87 руб.
0,003 × 260 руб. × 1 × 2 × 1,2 × × 2,33 = 4,36 руб.
— расчет по азота двуокиси;

0,006× 35 руб.  × 1  × 2  × 1,2 × 2,33 = 1,17 руб. 
0,006 × 175 руб. × 1 × 2 × 1,2 × 2,33 = 5,87 руб.
— расчет по азота оксиду;

0,00588 × 21 руб. × 1 × 2 × 1,2 × × 1,89 = 0,56 руб.
0,00588 × 105 руб. × 1 × 2 × 1,2 × 1,89 = 2,80 руб.
— расчет по ангидриду сернистому.

Для расчета установлены следующие нормативы:

— IV класс опасности — 248,4 руб./т;

— V класс опасности — 8 руб./т;

— 1 — коэффициент, учитывающий экологический фактор для Дальневосточного экономического района РФ;

— 2 — коэффициент для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

— 1,2 — дополнительный коэффициент для выбросов загрязняющих веществ в городах;

— 2,33 (для IV класса опасности) и 1,89 (для V класса опасности) — поправочные коэффициенты, учитывающие инфляцию на 2014 год.

Учреждение сделает расчет:

248,4 руб./т × 0,3 т × 1 × 2 × 2,33 = 347,26 руб.
— сумма платы за мусор от бытовых помещений IV класса опасности;

8 руб./т × 0,4 т × 1 × 2 × 1,89 = = 12,10 руб.
— сумма платы за отходы от канцелярской деятельности (бумага, картон) V класса опасности.

Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками в учреждении отразится следующим образом:

400 л × 0,735 г/куб. см (плотность бензина АИ-92) : 1000 = 0,294 т
— переведен расход бензина в тонны.

Для расчета используем следующие данные:

— 1,3 руб./т — норматив платы на тонну;

— 2 — коэффициент для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

— 1,2 — дополнительный коэффициент для выбросов загрязняющих веществ в городах;

— 2,33 — коэффициент инфляции к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.

0,294 т × 1,3 руб./т × 2 × 1,2 × × 2,33 = 2,14 руб.
— плата за выбросы загрязняющих веществ автомобилем.

Отчетность

Формы и форматы представления отчетности утверждает Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Отчет об исчисленных платежах за негативное воздействие на окружающую среду представляется в территориальный орган Росприроднадзора:

  • по месту нахождения каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов;
  • по месту нахождения плательщика в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится и заполняется государственными учреждениями, осуществляющими на территории России следующие виды вредного воздействия:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.

Внимание! Расчет осуществляется поквартально, а не нарастающим итогом.

В расчет платы включаются только те разделы, которые необходимы учреждению в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду. Например, если организация не имеет стационарных объектов, выбрасывающих в атмосферный воздух загрязняющие (вредные) вещества, то раздел 1 заполнять и прикладывать к расчету не нужно. Прошитый, пронумерованный и скрепленный печатью расчет представляется плательщиками в соответствующее Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по субъектам Российской Федерации, по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия. В те же территориальные органы Росприроднадзора осуществляется плата в соответствии с представленным расчетом платы отдельными платежными поручениями по каждому коду бюджетной классификации. Срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Форма расчета утверждена приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Порядок) и состоит из:

  • титульного листа;
  • расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду;
  • раздела 1 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздела 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;
  • раздела 3 «Сбросы вредных веществ в водные объекты»;
  • раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Согласно пунктам 19, 20 Порядка заполнения расчета исчисление и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду плательщик производит отдельно по месту нахождения учреждения и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям. По передвижным объектам (транспортным средствам), зарегистрированным на территории муниципального образования, плата также вносится отдельно.

Обратим внимание на следующие моменты:

  • если расходуются разные виды топлива (к примеру, не только бензин, но и дизельное топливо), то их нужно показывать в расчете по разным строкам;
  • расчет подается в территориальное подразделение того субъекта Федерации, где зарегистрирован автомобиль.
  • если автомобили зарегистрированы в разных муниципальных образованиях на территории одного субъекта РФ, то для каждого муниципального образования заполняются свои листы «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет» и раздел 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами».

Расчет представляется следующим образом:

  • на бумажном носителе через представителя организации или по почте заказным письмом с уведомлением;
  • в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи интернет.

Расчеты в электронном виде должны представляться в формате XML согласно образцу, расположенному на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по электронному адресу: http://www.gosnadzor.ru. Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 000 руб., представления расчета платы в электронном виде не требуется. В противном случае сдача расчетов в электронном виде является обязательной (п. 11 Порядка). Учреждение должно сдать расчет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Пример 2
На основании приведенного примера 1 (стр. 14) отразим данные в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Отметим, что с 1 августа 2014 года вступил в силу приказ Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов». В связи с этим графу «Код по Федеральному классификационному каталогу отходов» заполняем с новыми кодами. 

Бухгалтерский (бюджетный) учет

Расчеты с бюджетом по плате за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете с использованием счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». В соответствии с Указаниями № 65н расходы по перечислению платы за загрязнение окружающей природной среды относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ. 

Пример 3
Бюджетное учреждение произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий квартал 2014 года. Сумма составила 377,13 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи (начисление платежа в учете отражается одной суммой):

Дебет 4 109 60 290
«Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 4 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— начислена плата за загрязнение окружающей среды в сумме 377,13 руб.;

Дебет 4 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислена в бюджет плата за загрязнение окружающей среды в сумме 377,13 руб. (отдельными платежными поручениями по каждому коду бюджетной классификации). 
Одновременно отражается выбытие денежных средств со счета учреждения на забалансовом счете 18 «Выбытие денежных средств со счетов учреждения»;

Дебет 4 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 4 109 60 290
«Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
— отражена себестоимость оказанных услуг на расходы учреждения в сумме 377,13 руб.

Ответственность

Контроль по плате за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Статьей 8.41 Кодекса об административных правонарушениях за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрен административный штраф для должностного лица в размере от 3000 до 6000 руб., для юридического лица — от 50 000 до 100 000 руб.

Если природопользователи не соблюдают экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или другими опасными веществами, установленные статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях, то это влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере от 10 000 до 30 000 рублей, на юридическое лицо — от 100 000 до 250 000 рублей.

Взамен штрафа в отношении юридических лиц может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Помимо этого на природопользователей в силу статьи 8.5 Кодекса об административных правонарушениях могут быть наложены санкции за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы. Размер штрафа в этом случае составит:  

  • для должностного лица — от 1000 до 2000 руб.;

  • для юридического лица — от 10 000 до 20 000 руб.  

За несвоевременную уплату экологических платежей пени не предусмотрены. Это обусловлено их неналоговым характером.

Учреждение нельзя оштрафовать за несвоевременное внесение экологического платежа в случае, если такое нарушение проверяющие установят спустя год после истечения срока внесения платы (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Также следует знать следующее:  

  • налоговые органы не должны осуществлять контроль за правильностью начисления платежей за негативное воздействие на окружающую среду (постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 2010 г. № 16772/09);

  • на данные платежи не распространяются положения статьи 46 Налогового кодекса, позволяющие взыскивать недоимку в бесспорном порядке;

  • указанные платежи подлежат уплате вне зависимости от того, какой режим налогообложения применяет государственное учреждение (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ — для бюджетных и автономных учреждений).

 


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама