Вопрос по трудовому праву

Вопрос Работник организации, финансируемой из средств федерального бюджета и осуществляющей свою деятельность в районах Крайнего Севера, оправляется к месту проведения отпуска. В связи с этим он пользуется правом на компенсацию стоимости проезда к месту проведения отпуска (на один из островов, составляющих территорию России). Передвижение осуществляется железнодорожным и морским транспортом. Должна ли организация компенсировать стоимость проезда обоими видами транспорта?

Ответ Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории России к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Указанная норма закреплена рядом нормативных актов: частью 1 статьи 325 Трудового кодекса, частью 1 статьи 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», пунктом 2 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей».

Таким образом, законодательство устанавливает гарантию компенсации стоимости проезда, которая предоставляется один раз в течение двухлетнего периода для указанной категории работников. Однако из буквального толкования нормы нельзя однозначно заключить, компенсируется ли стоимость проезда к месту проведения отпуска несколькими видами транспорта.

Как установлено нормами подпункта «а» пункта 5 Правил, расходы, подлежащие компенсации, включают в себя оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства — в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда; водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы. Таким образом, расходы на железнодорожный и водный транспорт при следовании к месту проведения отпуска могут быть компенсированы, кроме того, установлены пределы компенсации.

При анализе законодательства не обнаруживается норм, которые бы ограничивали число видов транспорта в пределах одной поездки, которыми осуществляется передвижение, для целей компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска.

Поскольку законодательство не содержит указания на тот факт, что компенсируется стоимость передвижения только одним видом транспорта, и передвижение осуществляется в пределах границ России, организация, основываясь на вышеперечисленном, должна оплатить стоимость проезда как железнодорожным, так и водным транспортом.

Отвечал Ю. М. Лермонтов,

советник государственной

гражданской службы РФ 3 класса