Еще раз об учете бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета

С 1 июля 2013 года вступили в силу отдельные положения Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 9 сентября 2008 г. № 98н (далее — Порядок № 98н).

Так, с 1 июля 2013 года применяются новые формы Сведений о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702) (далее — Сведения о БО), Заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство (код формы по КФД 0531705) (далее — Заявка на внесение изменений), Заявки на перерегистрацию бюджетного обязательства (код формы по КФД 0531706) (далее — Заявка на перерегистрацию).

Учет бюджетных обязательств, связанных с реализацией федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), на основании новых форм документов

Новые формы Сведений о БО, Заявки на внесение изменений и Заявки на перерегистрацию (далее — документы для учета бюджетных обязательств) предусматривают графы «Наименование объекта ФАИП» и «Код объекта ФАИП» для указания получателями средств федерального бюджета наименований объектов капитального строительства (объектов недвижимости, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), включенных в ФАИП (далее — объекты ФАИП)), и уникальных кодов, присвоенных им (далее — коды объектов ФАИП), используемые в случае постановки на учет бюджетных обязательств, связанных с реализацией ФАИП (до 1 июля 2013 года в старых формах документов для учета бюджетных обязательств коды объектов ФАИП не проставлялись, а наименование объекта ФАИП указывалось в графе «Предмет по документу-основанию»).

При этом необходимо иметь в виду, что предусмотренная новыми формами документов для постановки на учет бюджетных обязательств возможность постановки на учет одного бюджетного обязательства по двум и более объектам ФАИП в соответствии с условиями соответствующего государственного контракта будет реализована только с 1 января 2014 года. До 1 января 2014 года формирование получателем средств федерального бюджета документов для постановки на учет бюджетных обязательств осуществляется отдельно по каждому объекту ФАИП.

В соответствии с положениями пунктов 2.5.2, 2.12 и 2.18 Порядка № 98н при проверке документов для учета бюджетных обязательств орган Федерального казначейства осуществляет проверку соответствия информации, содержащейся в документах для учета бюджетных обязательств, данным об объектах ФАИП, доведенным до органов Федерального казначейства в соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденным приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. № 159н, в части:

  • наименования получателя средств федерального бюджета (государственного заказчика);
  • наименования объекта ФАИП;
  • кода объекта ФАИП;
  • кодов классификации расходов федерального бюджета в разрезе кодов объектов ФАИП.

Несоответствие документов для постановки на учет бюджетных обязательств, связанных с реализацией ФАИП, указанным требованиям является основанием для отказа органом Федерального казначейства в их исполнении.

Вместе с тем отсутствие кода объекта ФАИП в представляемых получателями документах для учета бюджетных обязательств, связанных с реализацией ФАИП, не является основанием для отказа органом Федерального казначейства в их исполнении в случае, если имеющиеся у органа Федерального казначейства данные об объектах ФАИП не содержат сведений о коде данного объекта ФАИП.

Информация об объектах ФАИП, имеющаяся в органах Федерального казначейства, содержится в «Справочнике объектов ФАИП», на основании которого получателями средств федерального бюджета заполняются графы 1 «Наименование объекта ФАИП» и 2 «Код объекта ФАИП» раздела 5 «Расшифровка обязательства» документов для учета бюджетных обязательств.

С 1 июля 2013 года «Справочник объектов ФАИП» доступен получателям средств федерального бюджета через транспортную систему прикладного программного обеспечения «Система удаленного финансового документооборота» и прикладного программного обеспечения «Система электронного документооборота».

Особый порядок применяется при постановке на учет бюджетных обязательств в отношении инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, включенных в государственный оборонный заказ (за исключением мероприятий по строительству и приобретению жилья для военнослужащих и иных категорий лиц по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации). В этом случае получатели средств федерального бюджета представляют документы для постановки на учет бюджетных обязательств, в которых графы 1 «Наименование объекта ФАИП» и 2 «Код объекта ФАИП» раздела 5 «Расшифровка обязательства» не заполняются.

В соответствии с положениями письма Минфина России от 22 января 2013 г. № 02-13-10/185 наличие в ФАИП объектов капитального строительства специального комплекса, входящего в государственный оборонный заказ, подтверждается титульными списками строек и объектов, утвержденными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (далее — титульные списки), которые представляются государственными заказчиками в органы Федерального казначейства.

Указанное требование о предоставлении титульных списков в органы Федерального казначейства не применяется в отношении включенных в государственный оборонный заказ мероприятий по приобретению жилья для военно­служащих и иных категорий лиц по основаниям, установленным законодательством Российской Феде­рации.

Еще одно положение Порядка № 98н, вступившее в силу с 1 июля 2013 года, касается отчетности, представляемой органами Федерального казначейства: по запросу Министерства финансов Российской Федерации либо иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации на получение соответствующей информации (в том числе главного распорядителя средств федерального бюджета), органы Федерального казначейства формируют Отчет об исполнении бюджетных обязательств, принятых в целях реализации федеральной адресной инвестиционной программы (код формы по КФД 0531739), с детализацией и группировкой показателей, указанных в запросе.

Что касается положений Порядка № 98н, вступивших в силу с 1 июля 2013 года и определяющих особенности проведения органами Федерального казначейства контроля представляемых получателями средств федерального бюджета документов для учета бюджетных обязательств, связанных с реализацией ФАИП, подробные разъяснения по этому вопросу приведены в письме Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 22 февраля 2013 г. № 02-03-10/5174 / № 42-7.4-05/3.3-115.

При этом необходимо обратить внимание на особенности проведения органами Федерального казначейства контроля представляемых получателями средств федерального бюджета документов для учета бюджетных обязательств при постановке на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам (договорам) на приобретение жилых помещений, заключенным получателями средств федерального бюджета в целях реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, включенных в ФАИП (далее — государственные контракты на приобретение жилых помещений).

Согласно положениям пункта 2 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 716, в ФАИП включается распределение предусмотренных в Федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) осуществление на территории Российской Федерации иных капитальных вложений, в том числе по мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), которые могут включать в различном сочетании строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимости и осуществление иных капитальных вложений.

При этом мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты) подлежат детализации в процессе реализации ФАИП.

Необходимо обратить внимание на особенности проведения органами Федерального казначейства контроля представляемых получателями средств федерального бюджета документов для учета бюджетных обязательств

Вместе с тем в ФАИП на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденную Министерством экономического развития Российской Федерации 14 января 2013 года, мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан включены с разбивкой по главным распорядителям средств федерального бюджета без детализации по государственным заказчикам.

По мнению Минэкономразвития России (письмо Минэкономразвития России от 15 мая 2013 г. № 9327-ОС/Д17И), установление требований по детализации мероприятий, предусматривающих приобретение жилых помещений, нецелесообразно, поскольку проведение такой детализации приведет к существенному усложнению и ограничению возможности реализации указанных мероприятий.

Учитывая изложенное, а также высокую социальную значимость мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в соответствии с письмом Минфина России от 10 июня 2013 г. № 02-03-09/21489 органы Федерального казначейства в 2013 году принимают на учет бюджетные обязательства, возникающие из государственных контрактов на приобретение жилых помещений, в соответствии с требованиями Порядка № 98н, без проведения проверки соответствия наименования государственного заказчика, указанного в Сведениях о БО, наименованию государственного заказчика в ФАИП.

Оформление раздела 2 «Реквизиты контрагента» документов для учета бюджетных обязательств

Новыми формами документов для учета бюджетных обязательств предусмотрена многострочность раздела 2 «Реквизиты контрагента», позволяющая указывать в документах для учета бюджетных обязательств реквизиты двух и более контрагентов в соответствии с документом, являющимся основанием для принятия получателем средств федерального бюджета бюджетного обязательства, в том числе при постановке на учет бюджетных обязательств по договору (государственному контракту) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее — договор (государственный контракт)), заключенному получателем средств федерального бюджета с контрагентом — юридическим лицом, условиями которого пре­дусмотрена обязанность перечисления средств федерального бюджета филиалу контрагента — юридического лица.

В этом случае в разделе 2 «Реквизиты контрагента» документов для учета бюджетных обязательств указываются как реквизиты контрагента — юридического лица так и реквизиты его филиала.

Многострочность раздела 2 «Реквизиты контрагента» также используется для постановки на учет бюджетных обязательств по договорам (государственным контрактам), условиями которых предусмотрена обязанность перечисления средств:

  • не только на счета исполнителя (поставщика), но и иной организации, привлекаемой контрагентом (например, когда условиями контракта энергосбережения с гарантирующим поставщиком предусматривается, что получателем средств по такому контракту является иная организация (например, расчетный центр), с которой контрагент заключил агентский договор);
  • не только физическому лицу — контрагенту, но и в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации для уплаты налога на доходы физических лиц.

В связи с введением новых форм документов для учета бюджетных обязательств в бюджетные обязательства, ранее поставленные на учет в соответствии с разъяснениями Минфина России и Федерального казначейства, изложенными в письмах от 18 апреля 2012 г. № 02-03-07/1351, от 25 сентября 2012 г. № 02-03-07/3910, а также в пунктах 4 и 5 совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 28 июня 2012 г. № 02-03-07/2368 / № 42-7.4-05/3.3-348, оплата по которым не завершена, необходимо внести изменения в части показателей раздела 2 «Реквизиты контрагента» на основании Заявок на внесение изменений, представленных получателями средств федерального бюджета (сформированных органом Федерального казначейства в отношении бюджетных обязательств, возникших на основании исполнительных документов).

В разделе 2 «Реквизиты контрагента» указанных Заявок на внесение изменений в отдельных строках должны быть указаны реквизиты всех физических и (или) юридических лиц, которым по данному бюджетному обязательству перечисляются средства федерального бюджета. При этом в указанном разделе Заявок на внесение изменений в обязательном порядке указываются реквизиты контрагента, заключившего с получателем средств федерального бюджета договор (государственный контракт), являющийся основанием для принятия бюджетного обязательства, независимо от того, предусмотрено ли данным договором (государственным контрактом) перечисление указанному контрагенту средств федерального бюджета.

Органы Федерального казначейства при осуществлении процедур санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета осуществляют проверку представляемых получателями средств федерального бюджета платежных документов на соответствие наименования, ИНН, КПП получателя денежных средств по платежному документу показателям раздела 2 «Реквизиты контрагента» поставленного на учет в органе Федерального казначейства бюджетного обязательства в соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 11 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. № 87н.

Оформление раздела 4 «Дополнительные реквизиты обязательства, сформированные на основе контракта» документов для постановки на учет бюджетных обязательств

В соответствии с положениями статьи 18 Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в реестр контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования, а также гражданско-правовых договоров федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений (далее — реестр контрактов), включаются сведения о государственных и муниципальных контрактах, а также гражданско-правовых договорах бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.

При этом в реестр контрактов не включаются сведения о договорах (государственных контрактах) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сумма которых не превышает предельного размера расчетов наличными деньгами.

В соответствии с положениями пункта 5.2 Порядка № 98н раздел 4 «Дополнительные реквизиты обязательства, сформированного на основе контракта» Сведений о БО заполняется в случае, когда бюджетное обязательство возникло из заключенного получателем средств федерального бюджета государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором подлежат включению в реестр контрактов.

Учитывая изложенное, при оформлении получателем средств федерального бюджета Сведений о БО для постановки на учет бюджетного обязательства, возникающего на основании договора, предметом которого не является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг и (или) его сумма не превышает предельного размера расчетов наличными деньгами, раздел 4 «Дополнительные реквизиты обязательства, сформированные на основе контракта» Сведений о БО не заполняется.

Кроме того, раздел 4 «Дополнительные реквизиты обязательства, сформированные на основе контракта» Сведений о БО не заполняется в случае, если сумма договора (государственного контракта) превышает предельный размер расчетов наличными деньгами, но в соответствии с законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации сведения о нем не подлежат включению в реестр контрактов.

В этом случае получатель средств федерального бюджета при формировании Сведений о БО в графе «Примечание» раздела 5 «Расшифровка обязательства» указывает слова: «Не подлежит включению в реестр контрактов», а также ссылку на нормы законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, в соответствии с которыми договор (государственный контракт), сумма которого превышает предельный размер расчетов наличными деньгами, не подлежит включению в реестр контрактов.

В реестр контрактов не включаются сведения о договорах...сумма которых не превышает предельного размера расчетов наличными деньгами

В соответствии с положениями пунктов 5.5 и 5.6 Порядка № 98н Заявка на внесение изменений и Заявка на перерегистрацию формируются в порядке, аналогичном формированию Сведений о БО.

При этом в случае если в поставленном на учет органом Федерального казначейства бюджетном обязательстве, сумма которого не превышает предельного размера расчетов наличными деньгами, подлежат изменению суммовые показатели, то в представляемой получателем средств федерального бюджета Заявке на внесение изменений указываются новые суммовые показатели и заполняются все графы в соответствующих разделах документа.

Таким образом, если сумма бюджетного обязательства, указанная в Заявке на внесение изменений, превышает предельный размер расчетов наличными деньгами, раздел 4 «Дополнительные реквизиты обязательства, сформированные на основе контракта» Заявки на внесение изменений подлежит оформлению в порядке, аналогичном оформлению раздела 4 «Дополнительные реквизиты обязательства, сформированные на основе контракта» Сведений о БО. 

Территориальный орган Федерального казначейства возвращает без исполнения представленные получателями средств федерального бюджета документы для постановки на учет бюджетных обязательств, оформление которых не соответствует вышеуказанным требованиям.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама