Я обиделась

Несколько лет назад в одном из научных журналов по психологии были опубликованы результаты исследований по теме: «Какие эмоции чаще всего люди испытывают на работе?». Исследование было сравнительным — сопоставлялись переживания работников разного уровня (от рядовых до руководителей) и в разных странах. Результаты поражают: российские работники чаще всего переживают на работе такую эмоцию, как обида. Что характерно, обиженными чувствуют себя все — и подчиненные, и руководители.

Все, что существует, имеет свой положительный и отрицательный смысл. Обида, как и любая другая эмоция, выполняет важную функцию в выживании, и в частности в приспособлении людей друг к другу. Например, когда один человек обижается, другой страдает от чувства вины, так как его поведение не соответствует ожиданиям и он должен изменить свое поведение так, чтобы не обижать. Следовательно, обида, как и другие эмоции, выполняет положительные функции в приспособлении людей друг к другу, и не обязательно их совсем уничтожать. Когда в жизни отдельного человека получается так, что эмоции у него или недоразвиты, или подавлены, возникает эмоциональная тупость, являющаяся симптомом болезни. С другой стороны, если эмоции развиты чрезмерно, то они приносят и страдание, и большие неудобства в жизни. Чрезмерно обидчивый человек не только сам страдает, его нервы быстро истощаются, но он еще и невольно заставляет страдать других. Размышление об обиде (в статье будут использованы материалы лекций Ю. М. Орлова1) поможет ослабить это качество или само переживание.

Мышление и эмоции

Наше настроение зависит от того, какие эмоции мы переживаем в момент общения с человеком. То же самое может происходить с нами и в отсутствие реального общения, а только потому, что человек в уме может смоделировать неприятную ситуацию. Например, обидели неделю назад, а здесь и сейчас чувствую, как из глубины души всплывают те же переживания, что были в момент обиды. И опять становится обидно. Вследствие такого непроизвольного мышления человек оказывается в плену бывших чувств, хотя в настоящий момент его никто и не думает обижать.

Таким образом, мышление — не только великое достижение духовной эволюции человека, но одновременно и источник нашей боли. Когда мышление протекает непроизвольно, оно может причинять вред и даже стать источником болезни. Вот если бы мы могли отключать свои мысли, то страдали бы только от реальных неприятностей, а не от мнимых.

За время своей эволюции человек выработал три способа борьбы с собственными плохими эмоциями:

  • сдерживание: человек «проглотил» обиду на работе, а дома устроил скандал, разрядился. Сдерживание — неэффективное средство управления эмоциями, так как связанная в нем энергия ищет другого выхода и найдет повод для своего выражения. При этом вместо переживания эмоции, например обиды, этот человек переживает симптом болезни, что вызывает сочувствие окружающих;
  • переключение на удовольствие или любимое дело. Переключения на повседневные удовольствия у многих выступают как средство контроля плохих эмоций. Добавим, что любое сосредоточенное занятие, притягивая внимание, дает временное облегчение от тирании эмоций. Поэтому увлеченные люди более здоровы. Если же устраняемые эмоции очень сильны и постоянно воспроизводятся, имеют хронический характер, то эти виды переключения становятся навязчивостями;
  • утоление эмоции: действия человека в момент переживания. Любая эмоция имеет свою программу реализации, утоления. В гневе мы деремся, в страхе убегаем, при обиде, чувстве вины или стыде каждый действует по привычке, сложившейся с детства. Бывает, что внешнее выражение эмоции иногда подавляется окружением. Например, гнев путем эмоционального заражения вызывает агрессию окружающих, и это вынуждает человека сдерживать свой гнев. Однако не всегда наши эмоции могут быть утолены.

Какой из этих трех приемов становится преобладающим, зависит от привычки. Кто-то обиделся, но делает вид, что его это не трогает. Другой упивается своей обидой, показывая всем, что он обижен, с тайной мыслью мучить обидчика чувством вины. При неприятных переживаниях некоторые применяют лекарственные препараты, которые, по мнению фармакологов, тормозят процесс восприятия неприятного стимула. Это дает быстрый внешний эффект. Но, загнав обиду внутрь, человек никак не меняет причины обиды. Химия прерывает процесс приспособления, ломает защиту. Химическая защита всегда вредна, так как подменяет естественные защиты.

Рассмотренные выше способы борьбы с «плохими» эмоциями производят слабый эффект. Они могут только частично — временно и локально — облегчать положение человека. А между тем наш ум может работать над тем, чтобы уменьшить наши страдания и боль. На то, чтобы повысить наше благополучие и счастье, может быть направлено саногенное мышление, в основе которого лежат две вещи:

  • научное знание о том, каким образом наш ум вырабатывает эмоции;
  • приобретение навыков и умений сознательного контроля умственного поведения, вырабатывающего эти эмоции.

Обида

Чаще всего мы обижаемся на близких. Чем больше мы связаны чувствами с другим человеком, тем в большей степени он может стать источником хороших и плохих эмоций. Если вас толкнул в автобусе посторонний человек, вряд ли вы будете роптать на него.

Если условия, делающие возможной обиду, отсутствуют, то неподобающее поведение незначимых для человека людей вызывает возмущение, негодование, а не обиду. Полезно научиться отличать обиду от других эмоций, например, от возмущения или негодования.

Как устроена обида

Рассогласование между ожиданиями и поведением другого человека вызывает неприятное переживание. Ожидания могут быть самыми разными. Например:

  • ожидания удовольствия. В любой культуре складываются представления о том, какое удовольствие должны люди дарить друг другу, каким именно образом;
  • ожидания, связанные с социальным положением (должность, возраст, национальность и др.);
  • ожидания по поводу реализации половой роли (как должен вести себя муж, жена, дети, родители, брат, сестра);
  • ожидания по поводу принятия решений. Это могут быть обиды из-за того, что человека недостаточно вовлекают в принятие решений или дали приказ на работе исполнять что-то, что он считает неправильным.

Очевидно, обиды не будет, если наш ум перестанет:

  • строить нереальные ожидания,
  • придавать особое значение своим ожиданиям,
  • оценивать поведение другого, то есть сравнивать наблюдаемое поведение другого человека со своими ожиданиями.

Если выполнять эти три требования, то обида не возникнет, потому что мы будем принимать человека таким, каков он есть. А если вы чувствуете, что обида слишком долго не отпускает вас, можете ослабить ее.

Контролируем обиду

Для контроля обиды нужно лучше понять себя и своего оппонента. Понять себя означает осознать свои ожидания, направленные на поведение другого человека в данной ситуации. Наши ожидания определяются культурными стереотипами, указывающими на то, как должен вести себя человек в отношении с другими членами сообщества в некоторых типичных обстоятельствах. Обдумывая свои ожидания, человек начинает лучше понимать себя. Приспособление в общении состоит еще и в том, чтобы понимать не только себя, но еще и другого; в данном случае понимать человека, который обижает. Чтобы понять, почему он ведет себя именно так, а не иначе, нужно поставить себя на место обидчика.

Это потребует взглянуть на ситуацию обиды с иной позиции. Итак, объект вел себя вопреки ожиданиям, чем нанес обиду. Но знает ли он о том, какое поведение от него ожидали в этой ситуации?

Тут могут быть различные варианты ответов:

  • не знает;
  • знает.

Но просто «знает» — неполноценная оценка. «Знание» может сопровождаться сопутствующими факторами. Например,

  • знает, но в тот момент он был занят другими мыслями;
  • знает, но не умеет вести себя так, как надо, если бы даже и хотел;
  • знает, но преднамеренно так себя ведет.

Понять другого человека можно только через знание мотивов его поведения.

Ослабление обиды

Обиды скапливаются на душе тяжким грузом, и чтобы избавиться от него, обиды нужно ослабить. Для этого следует: понять себя; понять обидчика и принять его таким, каков он есть. Когда мы принимаем оппонента безусловно, обида растворяется.

Очищение памяти от обид

Не нужно стараться забыть обиды — наоборот, нужно вспоминать обиды, но делать это правильно. Достаточно в состоянии благополучия и спокойствия представить ситуацию прошлой обиды, вспомнить и обдумать все ее элементы в соответствии со структурой: свои ожидания, поведение другого. Воспроизведение состояния обиды без повторного ее переживания как раз и приведет к угасанию эмоционального заряда, связанного с подобными ситуациями. Таким образом память очищается от обид прошлого. А когда от страха перед переживанием человек старается не вспоминать давние обиды, происходит их сохранение, консервация в бессознательном уме. Обиды прошлого заряжают энергией обиды настоящего. Боясь воспоминания обид, мы невольно становимся обидчивыми.

Отстранение обиды

Сосредоточив внимание на самой обиде, а не на обидчике и обстоятельствах обиды, человек отстраняется от обиды и тем лишает ее возможности программировать свое поведение. Энергия обиды отнимается, и она ослабевает. Поэтому искусство отстранения, делая саму эмоцию объектом умо­зрения, является искусством регуляции эмоций. Чтобы управлять эмоцией, недостаточно ее сдерживать, нужно еще уметь делать ее объектом умственного созерцания. Сдерживание до определенного момента усиливает эмоцию. Поэтому путем прямого сдерживания с эмоциями невозможно справиться. Требуется отстранение. Если я созерцаю свою обиду, то есть стараюсь понять источник происхождения моих ожиданий, оцениваю их реалистичность, понимаю обидчика, то отстранение от обиды происходит легко. Еще лучше, если я понимаю вредность обиды. Вредное, неприятное отталкивает, и нужно этот импульс использовать.

Имитация обиды

Если эмоция несет определенную функцию в приспособлении в общении, то не следует ее тотально подавлять. Если человек не обижается на явные обидные действия или слова, то обидчик чувствует себя неудовлетворенным. У него может возникнуть мысль, что он не значим для объекта своих нападок. Это может вести к нарушению отношений. Ведь эмоции должны, как уже сказано, выполнять функцию взаимного приспособления. Последствия необидчивости в таком случае могут быть следующими:

  • обидчик думает, что он ведет себя правильно, и будет продолжать свои действия, дезорганизуя свое окружение;
  • о не обидевшемся человеке у окружающих может создаться ложный образ. Безразличный к обиде, он станет восприниматься как странный человек и выпадет из общения;
  • не обижаясь, объект фрустрирует 2 обидчика, которому важно обидеть. При отсутствии обиды в другом человеке он определяет это или как свою неудачу, или как потерю своей значимости.

Нужно быть естественным. Обидно — обижайтесь, стыдно — стыдитесь. Не следует скрывать свои переживания. Если вы размыслили обиду, разложив ее на элементы (ожидания, принятие другого, отстранение), и тем самым ослабили ее, то тогда, проигрывая реально обиду, демонстрируя ее обидчику, вы попутно достигаете блага, а именно, угашаете обиду; ваш минус становится плюсом. Ведя себя естественно, вы вместо усиления обиды угашаете ее.

Тест

Насколько развита в Вас обидчивость

1. Вам очень легко испортить настроение?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

2. Если Вас кто-то обидел, Вы долго помните этот случай?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

3. Вы долго переживаете из-за незначительных неприятностей (порвали рубашку, опоздали на трамвай, разбили тарелку)?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

4. Бывают ли моменты, когда в течение длительного времени Вы пребываете в настроении, когда не хочется ни с кем разговаривать и не хочется никого видеть?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

5. Вас сильно отвлекают различные шумы и посторонние разговоры, когда Вы заняты делом?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

6. Вы можете в течение продолжительного времени анализировать свои поступки, переживания и чувства?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

7. Ваши действия часто направляемы сиюминутным порывом?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

8. Вам часто снятся страшные сны?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

9. Вас терзают мысли, что Вы чем-то хуже других людей?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

10. Часто у Вас меняется настроение?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

11. Когда Вы спорите, у Вас меняется голос, появляется обычно несвойственный тон (низкий или высокий)?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

12. Вам просто сорваться и выйти из себя?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

13. Если у Вас отвратительное настроение, даже вкусная еда не сможет Вам его приподнять?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

14. Вас очень сильно раздражает, когда Вы сталкиваетесь с непониманием?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

Теперь подсчитайте результат. За каждый ответ «да» начислите себе 0 баллов, «иногда» — 1 балл, «нет» — 2 балла. Суммируйте полученные баллы.

Результаты теста на обидчивость

23—28 баллов

Обидчивым человеком вас не назовешь. Незначительные разногласия не способны выбить вас из колеи и вывести из состояния душевного покоя. Возможно, кое-кто даже считает вас толстокожим и равнодушным. Не обращайте внимания, скорее всего это просто зависть.

17—22 балла

Вы обидчивы, и эта черта характера создает вам, вашим близким и окружающим вас людям немало проблем. Из-за обидчивости и вспыльчивости на работе и дома у вас нередко случаются конфликты.

0—16 баллов

Вы чрезмерно обидчивый человек, ваше настроение часто меняется. Знайте — ваша болезненная реакция на любую критику до добра не доведет. Расслабьтесь и перестаньте обижаться на солнце за то, что оно не всегда ярко светит.

 

1  См. «Бюджетный учет» № 5/2013 стр. 71.

2  Фрустрация (лат. frustratio — обман, неудача, тщетное ожидание, расстройство замыслов) — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая.


Реклама