Тонкости учета ОЦДИ

Об учете особо ценного движимого имущества, приобретенного за счет средств по приносящей доход деятельности и за счет средств по обязательному медицинскому страхованию, пойдет речь в данной статье.

Нормативно-правовая база

В соответствии с пунктом 11 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) и пунктом 3 статьи 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) под особо ценным движимым имуществом (далее — ОЦДИ) понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным или автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Порядок отнесения имущества к категории ОЦДИ устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» виды ОЦДИ автономных или бюджетных учреждений могут определяться:

  • федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
  • в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
  • в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений.

Перечни ОЦДИ автономных учреждений определяются:

  • федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
  • в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Перечни ОЦДИ бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

При этом решение учредителя об отнесении имущества к категории ОЦДИ принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за бюджетным или автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

Положениями статьи 298 Гражданского кодекса, а также положениями статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ и статьи 3 Закона № 174-ФЗ автономное и бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться ОЦДИ, закрепленными за ним собственником или приобретенными учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным движимым имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, в том числе ОЦДИ, приобретенным за счет средств учреждения в рамках приносящей доход деятельности и за счет средств по обязательному медицинскому страхованию (далее — ОМС), учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

В частности, к ограничениям по самостоятельному распоряжению имуществом, применяемым к некоммерческим организациям, согласно законодательству Российской Федерации относятся:

  • совершение крупной сделки;
  • сделки, в совершении которых имеется заинтересованность;
  • участие в уставном капитале других юридических лиц или иная передача этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника.

Крупной сделкой исходя из пункта 13 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением, отчуждением имущества, которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Следует обратить внимание, что имущество, приобретенное за счет средств ОМС, должно использоваться на цели, предусмотренные программой ОМС.

Бухгалтерский учет

Находящееся у бюджетного или автономного учреждения ОЦДИ подлежит обособленному учету в установленном порядке.

Учет ОЦДИ на основании приказов Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению», от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» ведется по виду деятельности «7 — средства по обязательному медицинскому страхованию» и «2 — приносящая доход деятельность», соответственно по группе аналитического учета 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения», соответствующим счетам счета 100 00 000 «Нефинасовые активы».

Результат распоряжения ОЦДИ, приобретенным за счет средств учреждения в рамках приносящей доход деятельности и за счет средств по ОМС, относится на счета 401 10 172 «Доходы текущего финансового года от реализации активов».

На основании письма Минфина России о порядке ведения бухгалтерского учета нефинансовых активов, приобретенных государственными (муниципальными) учреждениями в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, от 17 января 2013 г. № 02-06-07/111 по ОЦИ, приобретенному за счет средств по ОМС показатели по счету 210 06 000 «Расчеты с учредителем», предназначенному для расчетов с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в части прав по распоряжению ОЦИ в объеме основных средств, принятых к учету по соответствующему счету аналитического учета счета 101 20 000 «Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения» в рамках деятельности учреждения как получателя субсидии (после изменения типа), формированию не подлежат.

При этом в отношении ОЦДИ, закрепленного за учреждением при изменении его типа (в том числе имущества, приобретенного за счет средств ОМС), показатель счета 210 06 000 «Расчеты с учредителем», сформированный на дату изменения типа учреждения, в объеме прав по распоряжению ОЦИ в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦИ, с отражением в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) в графе «На начало года», формируется аналогично положениям, применяемым в отношении ОЦИ, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения и закрепленного за учреждениями.

Отражение в реестре имущества

Разъяснения по ведению реестра государственной собственности относится к компетенции Мин­экономразвития России. Согласно приказу Минэкономразвития России от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества» ведение реестра федерального имущества осуществляется уполномоченными должностными лицами Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов. В соответствии с пунктом 2 приказа Минэкономразвития России от 30 августа 2011 г. № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» ОЦДИ, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Законом № 174-ФЗ и Законом № 7-ФЗ, является объектом учета в реестре муниципального имущества.

Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, которые обязаны обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра и прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны, а также осуществлять информационно-справочное обслуживание и выдавать выписки из реестров.


Реклама