Актуальные вопросы учета бюджетных обязательств и санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета

Минфином России в течение двух последних лет неоднократно вносились изменения в порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета1:

  • введены в действие положения Порядка № 98н, предусматривающие основания и порядок постановки на учет бюджетных обязательств на основании Сведений о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702) (далее — Сведения об обязательстве);
  • изменен порядок проверки представляемых получателями средств федерального бюджета документов для постановки на учет бюджетных обязательств, а также уточнен перечень указанных документов и установлен срок их представления в органы Федерального казначейства;
  • установлены особенности учета бюджетных обязательств, связанных с реализацией федеральной адресной инвестиционной программы (далее — ФАИП);
  • уточнены формы документов, применяемых для учета бюджетных обязательств, а также введена форма отчета об исполнении бюджетных обязательств, принимаемых в целях реализации ФАИП.

Кроме того, поскольку процедуры, осуществляемые органами Федерального казначейства при санкционировании оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, непосредственно связаны с Порядком № 98н, также внесены изменения в порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета2:

  • изменен порядок проведения органами Федерального казначейства контроля осуществляемых получателями средств федерального бюджета авансовых платежей;
  • утверждены новые формы документов, применяемых при санкционировании оплаты денежных обязательств;
  • уточнен перечень документов, представляемых получателями средств федерального бюджета в органы Федерального казначейства для оплаты денежных обязательств;
  • определены особенности санкционирования оплаты денежных обязательств, связанных с реализацией ФАИП.

В целях реализации указанных нововведений Минфином России давались разъяснения порядка применения отдельных положений Порядка № 98н и Порядка № 87н3.

Вниманию читателей предлагаются ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся применения положений Порядка № 98н и Порядка № 87н.

Каким образом заполняются графы 9 и 10 раздела 1 «Реквизиты документа-основания» Сведений об обязательстве в случае, если в рамках исполнения одного договора (государственного контракта) (далее — документ-основание) осуществляется поставка нескольких видов товаров и (или) выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг), в отношении которых условиями документа-основания установлены различные размеры авансовых платежей?

Ответ:

Исходя из положений пунктов 2.3 и 5.2 Порядка № 98н в Сведениях об обязательстве, принятом на основании документа-основания, предусматривающего авансовые платежи, указывается общая сумма или процент авансового платежа, установленные документом-основанием.

При этом в графе 10 раздела 1 «Реквизиты документа-основания» Сведений об обязательстве указывается сумма авансового платежа в валюте бюджетного обязательства, установленная документом-основанием, или исчисленная от общей суммы бюджетного обязательства.

В случае если в рамках исполнения одного документа-основания осуществляется поставка нескольких видов товаров и (или) выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг), в отношении которых условиями документа-основания установлены различные размеры авансовых платежей, получатели средств федерального бюджета самостоятельно рассчитывают и указывают в графе 10 раздела 1 «Реквизиты документа-основания» Сведений об обязательстве сумму авансового платежа в валюте обязательства, которая исчисляется как сумма авансовых платежей по каждому виду товаров (работ, услуг), которые в свою очередь рассчитываются исходя из процента авансового платежа и суммы бюджетного обязательства, предусмотренных документом-основанием в отношении каждого вида товаров (работ, услуг).

При этом органы Федерального казначейства при санкционировании оплаты денежных обязательств по таким документам-основаниям в соответствии с подпунктом 8 пункта 11 Порядка № 87н осуществляют контроль непревышения авансового платежа, указанного в платежном документе получателя средств федерального бюджета, над суммой авансового платежа по бюджетному обязательству, указанной в графе 10 раздела 1 «Реквизиты документа-основания» Сведений об обязательстве, с учетом ранее осуществленных авансовых платежей.

Каков порядок заполнения раздела 5 «Расшифровка обязательства» Сведений об обязательстве, Заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство (код формы по КФД 0531705), Заявки на перерегистрацию бюджетного обязательства (код формы по КФД 0531706) (далее — документы для постановки на учет бюджетного обязательства) при наличии у получателя средств федерального бюджета кредиторской задолженности?

Ответ:

Для постановки на учет (перерегистрации, изменения) бюджетного обязательства по документу-основанию, срок действия которого завершен в истекшем финансовом году, но по которому у получателя средств федерального бюджета имеется кредиторская задолженность, получатель средств федерального бюджета одновременно с документами для постановки на учет бюджетного обязательства представляет в орган Федерального казначейства информацию о сумме и причине образования кредиторской задолженности по документу-основанию, оформленную на бланке получателя средств федерального бюджета и заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера (их заместителей) (далее — информация).

Орган Федерального казначейства принимает к учету оформленные в установленном порядке документы для постановки на учет бюджетного обязательства, в которых в графе «Сумма на текущий финансовый год в валюте обязательства» раздела 5 «Расшифровка обязательства» указана сумма кредиторской задолженности, которая согласно информации подлежит оплате за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года.

При этом орган Федерального казначейства не осуществляет проверку соответствия информации, содержащейся в разделе 5 «Расшифровка обязательства» документов для постановки на учет бюджетного обязательства, документу-основанию и сведениям о документе-основании, размещенным в реестре контрактов, в части графика осуществления платежей.

Для постановки на учет (перерегистрации, изменения) бюджетного обязательства по документу-основанию, срок действия которого не завершен в истекшем финансовом году и по которому у получателя средств федерального бюджета образовалась кредиторская задолженность прошлых лет, получатель средств федерального бюджета до представления в орган Федерального казначейства документов для постановки на учет бюджетного обязательства обеспечивает в установленном порядке внесение изменений в сведения о документе-основании, размещенные в реестре контрактов, в части графика осуществления платежей.

Орган Федерального казначейства принимает к учету оформленные в установленном порядке документы для постановки на учет бюджетного обязательства, в которых в графе «Сумма на текущий финансовый год в валюте обязательства» раздела 5 «Расшифровка обязательства» указана сумма, подлежащая оплате в текущем финансовом году с учетом кредиторской задолженности прошлых лет.

При этом орган Федерального казначейства осуществляет проверку соответствия информации, содержащейся в разделе 5 «Расшифровка обязательства» документов для постановки на учет бюджетного обязательства, сведениям о документе-основании, размещенным в реестре контрактов, в соответствии с требованиями Порядка № 98н, и не осуществляет проверку соответствия указанной информации документу-основанию в части графика осуществления платежей (при наличии такого графика в документе-основании).

Каков порядок проверки органом Федерального казначейства Заявки на перерегистрацию бюджетного обязательства (код формы по КФД 0531706) (далее — Заявка на перерегистрацию), в которой сумма неисполненного бюджетного обязательства не соответствует сумме, учтенной органом Федерального казначейства на конец завершенного финансового года?

Ответ:

В соответствии с пунктом 2.18 Порядка № 98н неисполненная часть бюджетного обязательства на конец текущего финансового года подлежит перерегистрации органом Федерального казначейства в очередном финансовом году на основании представленной получателем средств федерального бюджета Заявки на перерегистрацию.

При этом проверка органом Федерального казначейства Заявки на перерегистрацию осуществляется в порядке, аналогичном проверке Сведений об обязательстве при постановке на учет бюджетного обязательства, за исключением того, что Заявка на перерегистрацию дополнительно проверяется на соответствие указанного в ней учетного номера бюджетного обязательства, ранее поставленного на учет органом Федерального казначейства.

Таким образом, при перерегистрации бюджетного обязательства орган Федерального казначейства проверяет суммы принимаемого получателем средств федерального бюджета бюджетного обязательства на текущий финансовый год и последующие годы, указанные в разделе 5 «Расшифровка обязательства» Заявки на перерегистрацию, на соответствие документу-основанию и сведениям о документе-основании, размещенным в реестре контрактов.

Указанная проверка осуществляется с учетом изменений, внесенных в документ-основание на момент перерегистрации бюджетного обязательства, а также с учетом имеющейся по данному бюджетному обязательству кредиторской задолженности.

Учитывая изложенное, сумма неисполненного бюджетного обязательства, указанная в Заявке на перерегистрацию, может не соответствовать сумме неисполненного бюджетного обязательства, учтенной органом Федерального казначейства на конец завершенного финансового года по соответствующему бюджетному обязательству.

Каков порядок заполнения раздела 2 «Реквизиты контрагента» Сведений об обязательстве в случае, если в документе-основании отсутствуют банковские реквизиты контрагента?

Ответ:

В соответствии с положениями пункта 2.3 Порядка № 98н орган Федерального казначейства при проверке представляемых получателем средств федерального бюджета Сведений об обязательстве осуществляет в том числе проверку наличия в Сведениях об обязательстве наименования (наименований) и банковских реквизитов физического или юридического лица, перед которым у получателя средств федерального бюджета в соответствии с условиями документа-основания возникло бюджетное обязательство (далее — Контрагент).

При этом в соответствии с пунктом 2.5.1 Порядка № 98н проверка Сведений об обязательстве на соответствие указанной в них информации документу-основанию осуществляется в части наименования Контрагента и не осуществляется в части его банковских реквизитов.

Таким образом, в Сведениях об обязательстве по документу-основанию, в котором отсутствуют банковские реквизиты Контрагента, графы 9 «Номер банковского счета», 10 «Наименование банка», 11 «БИК банка» и 12 «Корреспондентский счет банка» раздела 2 «Реквизиты контрагента» могут не заполняться.

Вместе с тем в соответствии с положениями пункта 11 Порядка № 87н при оплате денежных обязательств по документу-основанию реквизиты Контрагента, указанные в представленном получателем средств платежном документе, должны соответствовать показателям бюджетного обязательства, поставленного на учет в органе Федерального казначейства.

В целях соблюдения указанных положений Порядка № 87н до представления в орган Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств по документу-основанию, в котором отсутствуют банковские реквизиты Контрагента, либо одновременно с представлением указанных документов получатель средств федерального бюджета должен внести изменения в поставленное на учет бюджетное обязательство путем представления в орган Федерального казначейства Заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство (код формы по КФД 0531705), в которой в графах 9—12 раздела 2 «Реквизиты контрагента» указаны банковские реквизиты Контрагента в соответствии с информацией, содержащейся в документах, подтверждающих возникновение денежного обязательства по данному документу-основанию.

Каким образом оформляются получателем средств федерального бюджета — филиалом юридического лица документы для постановки на учет бюджетного обязательства по документу-основанию, заключенному юридическим лицом, создавшим филиал?

Ответ:

Для постановки на учет (перерегистрации, изменения) бюджетного обязательства по документу-основанию, заключенному юридическим лицом, оплата по которому будет осуществляться филиалом юридического лица, получатель средств федерального бюджета — филиал юридического лица представляет в орган Федерального казначейства оформленные в установленном порядке документы для постановки на учет бюджетного обязательства, с указанием в графе «Получатель бюджетных средств» заголовочной части наименования филиала юридического лица, а в графе «Примечание» раздела 5 «Расшифровка обязательства» — наименования юридического лица, создавшего этот филиал.

Орган Федерального казначейства осуществляет проверку соответствия информации, указанной в графе «Примечание» раздела 5 «Расшифровка обязательства» документов для постановки бюджетного обязательства, документу-основанию и сведениям о документе-основании, размещенным в реестре контрактов, в части наименования получателя средств федерального бюджета, заключившего документ-основание.

Является ли правомерным отказ органом Федерального казначейства в приеме к исполнению представленного получателем средств федерального бюджета платежного документа, в котором не указаны реквизиты документа-основания?

Ответ:

В соответствии с положениями пункта 5 Порядка № 87н платежные документы, представляемые получателями средств федерального бюджета для оплаты денежных обязательств, проверяются уполномоченным сотрудником территориального органа Федерального казначейства, в том числе на наличие в них реквизитов и предмета документа-основания.

При этом согласно положениям пункта 6 Порядка № 87н указанные требования не применяются в отношении Заявки на кассовый расход (код формы по КФД 053181) (Заявки на кассовый расход (сокращенной) (код формы по КФД 0531851) (далее — Заявка на кассовый расход)) при оплате товаров, выполнении работ, оказании услуг, в случаях, когда заключение документа-основания законодательством Российской Федерации не предусмотрено, а также в отношении Заявки на получение наличных денег (код по КФД 0531802) (Заявки на получение денежных средств, перечисляемых на карту (код формы по КФД 0531844)).

В соответствии с положениями пункта 2.2 Порядка № 98н бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с документом-основанием, сведения о котором не подлежат включению в реестр контрактов, принимаются к учету на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, в случае если оформление такого договора в письменной форме не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в реестр контрактов не включаются сведения о документах-основаниях, сумма которых не превышает установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (далее — предельный размер расчетов наличными деньгами).

Учитывая изложенное, а также положения пункта 2.1 Порядка № 98н, бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, сумма которых превышает предельный размер расчетов наличными деньгами, подлежат постановке на учет территориальными органами Федерального казначейства на основании Сведений о бюджетном обязательстве, представленных получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства одновременно с копией документа-основания.

При этом, поскольку в соответствии с пунктом 11 Порядка № 87н орган Федерального казначейства осуществляет проверку представляемых получателем средств федерального бюджета платежных документов на соответствие указанной в них информации реквизитам и показателям поставленного на учет бюджетного обязательства, санкционирование оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета, возникающих при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг на основании Заявки на кассовый расход, сумма которой превышает предельный размер расчетов наличными деньгами, осуществляется органами Федерального казначейства при условии обязательного указания в такой Заявке на кассовый расход реквизитов документа-основания и при наличии в органе Федерального казначейства поставленного на учет в соответствии с пунктом 2.1 Порядка № 98н бюджетного обязательства.

Таким образом, отсутствие реквизитов документа-основания в представленной получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства Заявке на кассовый расход на оплату товаров, выполнение работ, оказание услуг, сумма которой превышает предельный размер расчетов наличными деньгами, является основанием для отказа органом Федерального казначейства в приеме такой Заявки на кассовый расход к исполнению. 

1. Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 19 сентября 2008 г. № 98н (далее — Порядок № 98н).

2. Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета утвержден  приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (далее — Порядок № 87н).

3. Письма Минфина России от 29 мая 2012 г. № 02-03-09/1907, от 22 января 2013 г. № 02-13-09/162, а также совместные письма Минфина России и Казначейства России от 28 июня 2012 г. № 02-03-07/2368 /  № 42-7.4-05/3.3-348, от 22 февраля 2013 г. № 02-14-05/5145 / № 42-7.4-05/5.1-114, от 22 февраля 2013 г. № 02-03-10/5174 / № 42-7.4-05/3.3-115.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама