Точно или правильно?

Есть известный анекдот: посреди Африки в тумане к земле опускается воздушный шар. Воздухоплаватель спрашивает у местного жителя: 
«Не подскажете, где я нахожусь?» — «В корзине воздушного шара». 
Это пример точного, но бесполезного ответа на вопрос.

Нередко бухгалтеры задают такие вопросы, в самой формулировке которых содержится ошибочное понимание. Точный ответ на такой вопрос вряд ли будет полезным. Более корректно — разъяснить бухгалтеру, в чем состоит его исходная ошибка.

Бюджетному учреждению из имущества казны органа муниципальной власти (администрации) передаются безвозмездно основные средства на иные цели (КФО 5). Какими проводками это отражается у передающей стороны (администрации) и у бюджетного учреждения?

Ответ:

Согласно пункту 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), код финансового обеспечения «5» служит для отражения операций за счет средств «субсидий на иные цели». В соответствии со статьей 78.1, абзац 2 Бюджетного кодекса, субсидии на иные цели могут предоставляться бюджетным и автономным учреждениям из соответствующих бюджетов.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса: бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, согласно нормам Бюджетного кодекса субсидия на иные цели может быть предоставлена бюджетному или автономному учреждению исключительно в денежной форме. Следовательно, недопустимо бюджетному учреждению «передавать безвозмездно основные средства на иные цели (КФО 5)».

Согласно пункту 4 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Поскольку целью создания бюджетного учреждения является выполнение государственного (муниципального) задания, любые готовые к эксплуатации нефинансовые активы, переданные бюджетному учреждению безвозмездно, если они не предназначены специально для обеспечения приносящей доход деятельности, следует отражать в учете по коду источника финансового обеспечения «4».

Этот вывод подтверждается также установленным порядком принятия к учету основных средств, приобретенных за счет средств субсидий на иные цели, описанным в письме Минфина России от 21 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798. Согласно разъяснениям, приведенным в указанном письме, вложения в основные средства, осуществленные за счет субсидии на иные цели (КФО 5), переносятся на код финансового обеспечения «4», и уже по этому коду источника основное средство принимается к учету.

Таким образом, безвозмездное поступление основных средств бюджетному учреждению следует отражать в учете по коду источника «4» «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания». Соответствующие проводки приведены в указанном письме Минфина России (проводки для иного имущества, кроме ОЦИ, будут аналогичными).

Закрепление за учреждением особо ценного имущества из казны соответствующего бюджета отражается записями в соответствии с положениями Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н).

В органе, осуществляющем управление казной соответствующего бюджета:

Дебет 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 108 ХХ1 410, 1 108 ХХ 420, 1 108 ХХ 440
«Уменьшение стоимости нефинансовых активов, составляющих казну»
— переданы нефинансовые активы имущества казны;

Дебет 1 104 5Х 410, 1 104 59 420
«Уменьшение за счет амортизации стоимости имущества в составе имущества казны», «Уменьшение за счет стоимости нематериальных активов в составе имущества казны»
Кредит 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
— передана амортизация нефинансовых активов из состава имущества казны, ранее начисленная по амортизируемым объектам.

В учреждении:

Дебет 4 101 ХХ 310, 4 102 XX 320, 4 105 XX 340
«Увеличение стоимости основных средств», «Увеличение стоимости нематериальных активов»,
«Увеличение стоимости материальных запасов»
Кредит 1 401 10 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
— приняты к учету нефинансовые активы имущества казны;

Дебет 4 401 10 180
«Прочие доходы»
Кредит 4 104 XX 410, 4 104 ХХ 420
«Уменьшение за счет амортизации стоимости основных средств», «Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов»
— принята амортизация нефинансовых активов из состава имущества казны, ранее начисленная по амортизируемым объектам.

Как установить классификационный признак счета КДБ при оприходовании бланков строгой отчетности в результате инвентаризации?

Ответ:

В соответствии с указаниями пункта 21 Инструкции № 157н коды бюджетной классификации включаются в полный 26-значный номер счета только для балансовых счетов. В соответствии с пунктом 337 Инструкции № 157н на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» не предусмотрено ведение учета по видам доходов. Следовательно, оприходование излишков бланков строгой отчетности, выявленных при инвентаризации, не требует использования с забалансовым счетом 03 «Бланки строгой отчетности» какого-либо «классификационного признака» КДБ. В соответствии с нормами пункта 332 Инструкции № 157н на забалансовых счетах учет ведется по простой схеме, то есть без двойной записи. Следовательно, оприходование излишков бланков строгой отчетности, выявленных при инвентаризации, не требует использования какого-либо «корреспондирующего счета».

В организации (казенное учреждение) произошел автостраховой случай. Страховая компания возместила ущерб в сумме 22 521,18 руб. на бюджетный счет по коду 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Вместе с тем организация заплатила из средств бюджета за ремонт автомобиля 38 147,00 руб. Как отразить в учете указанные суммы?

Ответ:

В вопросе учреждение само описало свои ошибочные действия. В соответствии с нормами статьи 162 Бюджетного кодекса казенное учреждение может исполнять свои обязательства исключительно за счет средств бюджетных ассигнований. Сумма возмещения, полученного от страховой компании, должна быть отражена в доходах бюджета. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н, доходы в виде возмещений по договорам страхования отражаются по коду КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия». Если орган казначейства ошибочно отразил поступление этих средств как восстановление кассовых расходов, вместо того чтобы зачислить на счет соответствующего администратора доходов бюджета, то учреждению следует самому перечислить указанные средства в доход соответствующего бюджета. Согласно Инструкции № 162н операции отражаются следующими записями:

Дебет 1 205 41 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— начислена задолженность страховой компании;

Дебет 1 304 05 225
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит 1 205 41 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— зачислена сумма страховой выплаты как восстановления кассовых расходов.

Если учреждение наделено полномочиями администратора кассовых доходов бюджета, то в учете учреждения производятся записи:

Дебет 1 210 02 140
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 304 05 225
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по работам, услугам по содержанию имущества»
— перечислены суммы страхового возмещения в доход бюджета.

Если учреждение не наделено полномочиями администратора кассовых доходов бюджета, то в учете учреждения операция отражается записями:

Дебет 1 304 04 140
«Внутриведомственные расчеты по доходам по суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— начислена задолженность учреждения по перечислению в доход бюджета;

Дебет 1 303 05 730
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 304 05 225
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по работам, услугам по содержанию имущества»
— перечислены суммы страхового возмещения в доход бюджета.

Расходование средств на ремонт автомобиля следует отражать в учете в общем порядке отражения расходов на приобретение услуг по содержанию имущества (возможно, по приобретению и расходованию запасных частей).

Как отразить в учете государственного муниципального учреждения диск с программным продуктом с неисключительными правами на программное обеспечение, полученный по договору дарения?

Ответ:

В вопросе смешаны три понятия:

  • программный продукт;
  • неисключительные (пользовательские права) на программный продукт (статья 1236 ГК РФ); из текста вопроса можно заключить, что речь не идет о программном продукте с открытой лицензией;
  • физический носитель, на котором записаны некие материалы, относящиеся к программному продукту.

Из вопроса непонятно, что именно было передано учреждению «по договору дарения». Можно предположить, что передан только физический носитель с записанными на нем материалами (возможно, установочный комплект программного продукта; возможно, документация). Такой диск может быть принят к учету как объект материальных запасов по рыночной цене. Следует определять не рыночную цену программного продукта, а рыночную цену записанного диска. Учитывая стоимость чистого диска (~ от 10 до 200 рублей), рыночная стоимость записанного диска близка к нулю.

Дебет 1 205 41 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— начислены доходы от принятия к учету физического носителя, содержащего материалы, относящиеся к программному продукту.

Более сложная ситуация с неисключительными (пользовательскими) правами на программный продукт. Право пользования програм­мным продуктом у одариваемого учреждения может возникнуть только на основании лицензионного договора с правообладателем (статья 1235 ГК РФ) или сублицензионного договора (ст. 1238 ГК РФ). Следовательно, даритель должен был или расторгнуть действие своего лицензионного (сублицензионного) договора, на основании которого обладал неисключительными правами, или заключить сублицензионный договор, если это допускается первичным лицензионным договором. Ни лицензионный, ни сублицензионный договоры в вопросе не упоминаются. Можно предположить, что, несмотря на наличие подаренного «диска с программным продуктом», никаких прав на его использование у одариваемого учреждения может и не быть. Встречаются такие разновидности лицензионных договоров в отношении программных продуктов, которые исключают или затрудняют какую-либо возможность передачи программного продукта на договорных основаниях. Например, если право использования программного продукта привязывается к единственному компьютеру (так называемые OEM-продукты), права на такой программный продукт могут быть отчуждены только вместе с самим компьютером. Также следует иметь в виду, что производители программных продуктов предпринимают различные меры для контроля за легальностью использования программных продуктов. Если производитель использует аппаратные ключи защиты, такой ключ также должен быть передан. Если производитель требует регистрации (активации) программного продукта, то перед передачей регистрация должна быть отозвана (продукт должен быть деактивирован). Если производитель устанавливает ограниченное количество неотменяемых программных регистраций (активаций), даритель должен известить одариваемого об оставшемся количестве доступных регистраций (активаций). Если для программного продукта установлен предельный срок действия лицензии, одариваемый должен быть извещен об оставшемся сроке действия лицензии. Все указанное также следует учитывать при централизованных закупках и иной безвозмездной передаче неисключительных прав на программное обеспечение между государственными (муниципальными) учреждениями. Поскольку в соответствии с действующей Инструкцией № 157н неисключительные (пользовательские) права на программные продукты не рассматриваются как нефинансовый актив, а также как объект учета на забалансовых счетах, описанный в вопросе факт хозяйственной жизни не подлежит отражению в учете на балансовых или забалансовых счетах. В рамках учетной политики субъекта учета может быть установлен порядок отражения неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение на дополнительных забалансовых счетах. 

1  XX — соответствующий аналитический код синтетического счета.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама