Вопросы учета  и отчетности

О практике применения нормативно-правовых актов Минфина России по бюджетному учету и отчетности в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации рассказала Г. И. МАКЛЕВА, начальник Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства

Динамика современных макроэкономических процессов требует от руководителей различного уровня государственного управления принятия современных и правильных решений как на текущий момент, так и на перспективу. При этом одним из основных ресурсов в этом процессе выступает актуальная финансовая информация, адаптированная под задачи ее пользователей.

В связи с этим, с учетом масштабов сектора государственного управления Российской Федерации, в 2012 году остается приоритетной задача обеспечения Федеральным казначейством необходимой информацией пользователей в режиме времени, близком к реальному.

Федеральное казначейство в настоящее время решает эту задачу следующим образом.

Формирование консолидированной Главной книги

Одним из источников получения оперативной информации является консолидированная Главная книга, формируемая ежедневно в рамках ППО АСФК в МОУ ФК на основании отчетов об операциях по данным Главных книг территориальных органов Федерального казначейства.

При поступлении отчета об операциях по данным Главной книги осуществляется форматный контроль, контроль на соответствие нормативно-справочной информации, логический контроль с направлением соответствующих протоколов в ТОФК.

Формирование ежедневной консолидированной Главной книги в МОУ ФК предоставит возможность оперативно обеспечивать всех заинтересованных пользователей информацией об исполнении федерального бюджета.

В настоящее время в Федеральном казначействе создана и развивается автоматизированная система ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ).

Развитие аналитического инструментария

Указанная система обеспечивает сбор информации об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ее визуализацию и анализ.

С помощью указанной системы Федеральное казначейство в значительной мере обеспечивает оперативное представление заинтересованным пользователям информации об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Текущее развитие КПЭ направлено в том числе и на удовлетворение информационных потребностей не только непосредственных участников бюджетного процесса, но и широкого круга заинтересованных пользователей. Одним из инструментов анализа бюджетной информации являются публичные витрины данных об исполнении бюджетов (см., например, datamarts.roskazna.ru).

Кроме того, в целях расширения аналитических возможностей базовой автоматизированной системы Федерального казначейства ППО АСФК в настоящее время решается задача обеспечения формирования функциональными пользователями этой системы различных выборок данных для удовлетворения потребностей всех внешних пользователей запрашиваемой информацией, зарегистрированной в системе.

С этой целью был направлен запрос в территориальные органы Федерального казначейства о представлении перечня документов, аналитическая обработка которых целесообразна (письмо от 14 мая 2012 г. № 42-7.4-05/2.0-248).

Получены предложения от 70 ТОФК, МОУ ФК, центрального аппарата Федерального казначейства.

Управлением бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства данные предложения проанализированы, обобщены и направлены в Управление финансовых технологий для организации реализации в ППО АСФК типовых витрин данных.

В результате проведенного анализа было отмечено, что целесообразной является обработка около 500 различных типов документов. Наиболее востребованной является аналитическая обработка следующих документов:

  • Главной книги (ф. 0504072);
  • Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016);
  • Заявки на возврат (ф. 0531803);
  • Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468);
  • Заявки на кассовый расход (ф. 0531801).

По результатам вышеуказанных мероприятий будет осуществляться доработка ППО АСФК.

Порядок хранения документов в электронном виде

В 2011 году в Федеральном казначействе назрела острая необходимость разработки правовых актов по хранению документов в электронном виде.С целью решения указанной задачи были разработаны и утверждены приказы Федерального казначейства от 30 декабря 2011 г. № 662 и 663 (далее — Приказы № 662 и 663), определяющие Порядок хранения документов по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кассовому обслуживанию бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций в электронном виде в Федеральном казначействе и его органах и закрепляющие с правовой точки зрения действия сотрудников Федерального казначейства и его органов при организации хранения данных документов.

В соответствии с положениями Приказов № 662 и 663 хранению подлежат документы по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кассовому обслуживанию бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций: первичные документы, регистры бюджетного учета, бюджетная отчетность.

Приказы № 662 и 663 предусматривают издание локальных правовых актов (приказов) Федерального казначейства и его органов, утверждающих:

  • детализированный перечень документов, который должен содержать тип документа, вид документа, наименование документа, код документа и т. д;
  • порядок хранения документов, определяющий перечень структурных подразделений и лиц, ответственных за осуществление действий, установленных Приказами № 662 и 663, периодичность создания резервной копии электронного архива и полномочий доступа к документам электронного архива.

В рамках реализации положений Приказа № 662 разработан приказ Федерального казначейства от 3 сентября 2012 г. № 347 «Об утверждении Положения о структуре электронного архива, используемого для организации хранения документов по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кассовому обслуживанию бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций, не содержащих сведений, составляющих государственную тайну, в Федеральном казначействе и его органах в электронном виде» (далее — Приказ № 347).

Реализация Приказа № 347 предполагает:

  • ведение электронного архива в Федеральном казначействе и его органах в ППО АСФК;
  • использование единой для Федерального казначейства и его органов типовой структуры электронного архива;
  • возможность дополнения типовой структуры электронного архива в рамках использования расширенной структуры электронного архива.

Доработки ППО АСФК для обеспечения работы электронного архива согласно положениям Приказа № 347 будут реализованы до 1 мая 2013 года.

доступность документов для просмотра, поиска по различным реквизитам и работы через единый интерфейс электронного архива;Итогами внедрения электронного архива станут:

ежедневное пополнение электронного архива (по результатам закрытия операционного дня);

сохранность (защита от внесения изменений в документы архива, копирование документов электронного архива на компакт-диски для защиты от возможных сбоев в работе ППО);

целостность хранения всех документов — как созданных, так и входящих (доступность для использования исчерпывающего объема информации);

отсутствие необходимости вывода на бумажный носитель большого объема информации.

Принимая за основу разработанные Федеральным казначейством приказы по хранению документов в электронном виде, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут разработать соответствующие правовые акты, аналогичные утвержденным приказами Федерального казначейства, с учетом функциональных особенностей и правовых норм, установленных законодательством Российской Федерации, и на основании принятых руководителями государственных органов решений.

Ведомость учета невыясненных поступлений (ф. 0531456)

По счету 40101

Учет невыясненных поступлений по счету 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее — счет 40101) ведется в Ведомости учета невыясненных поступлений (ф. 0531456) (далее — Ведомость по счету 40101) в порядке, установленном приказом Минфина России от 5 сентября 2008 г. № 92н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее — Приказ № 92н).

Формирование Ведомости по счету 40101 осуществляется структурным подразделением органа Федерального казначейства, ответственным за организацию и осуществление учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации за операционный день.

Письмо Федерального казначейства от 31 августа 2012 г. № 42-7.4-05/2.2-506 обращает внимание на особенности формирования отдельных граф Ведомости по счету 40101.

В графе 12 «Сумма по документу» Ведомости по счету 40101 отражаются, в разрезе каждого документа, приложенного к выписке банка, а также Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов, Уведомлений о поступлениях в иностранной валюте и Справок органа Федерального казначейства, как суммы поступлений, отнесенные в текущем финансовом году к невыясненным поступлениям, а также результаты их уточнения (возврата), так и результаты уточнения (возврата) невыясненных поступлений прошлых лет.

В графе 15 «Причина, по которой платеж отнесен к невыясненным поступлениям» Ведомости по счету 40101 отражается причина отнесения поступлений к разряду невыясненных, а также основание при выяснении (уточнении) их принадлежности (уточнено, возвращено).

Показатель строки «Всего с начала года» Ведомости по счету 40101 включает в себя сумму остатка невыясненных поступлений, не уточненных с начала текущего года на дату составления Ведомости по счету 40101, уменьшенную на сумму уточнения (возврата) невыясненных поступлений прошлых лет, произведенных с начала текущего года, а также суммы поступлений, отнесенных к разряду невыясненных поступлений за текущий операционный день, за минусом сумм уточнения (возврата) невыясненных поступлений за текущий операционный день, в том числе уточнения сумм невыясненных поступлений прошлых лет.

Показатель строки «из них за текущий операционный день» Ведомости по счету 40101 отражает сумму поступлений, отнесенных к разряду невыясненных за текущий операционный день, за минусом сумм уточнения (возврата) невыясненных поступлений за текущий операционный день, в том числе уточнения сумм невыясненных поступлений прошлых лет.

По счету 40105

Аналитический учет невыясненных поступлений по исполнению федерального бюджета ведется в отдельной Ведомости учета невыясненных поступлений (ф. 0531456) (далее — Ведомость) по счету 40105 «Средства федерального бюджета».

Ведомость формируется структурным подразделением органа Федерального казначейства, ответственным за ведение бюджетного учета по операциям бюджетов, за операционный день ежедневно (по мере совершения операций).

Письмо Федерального казначейства от 31 августа 2012 г. № 42-7.4-05/2.2-506 обращает внимание на особенности формирования следующих граф.

В графе 12 «Сумма по документу» Ведомости отражаются:

  • сумма поступлений, отнесенных к разряду невыясненных поступлений, перечисленных в доход федерального бюджета в составе платежного поручения со счета 40101, открытого территориальному органу Федерального казначейства, на счет 40105, открытый Федеральному казначейству (далее — поступления со счета 40101). В случае если расчетная сумма поступлений, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, имеет нулевое значение, в Ведомости сумма поступлений со счета 40101, отнесенных к разряду невыясненных поступлений, отражается на основании Реестра перечисленных поступлений (ф. 0531465);
  • суммы поступлений на счет бюджета минуя счет 40101 (далее — прямые поступления на счет 40105), отнесенные в текущем финансовом году к невыясненным поступлениям, в разрезе каждого документа, приложенного к выписке банка, а также результаты их уточнения в разрезе каждого документа, полученного от получателя средств бюджета.

Операции по уточнению невыясненных поступлений отражаются в Ведомости со знаком «минус» по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» с одновременным отражением со знаком «плюс» по соответствующему уточненному коду бюджетной классификации. В случае уточнения невыясненных поступлений на код бюджетной классификации расходов, учитываемых на лицевом счете клиента, обслуживающегося в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне, сумма по уточненному коду бюджетной классификации в Ведомости не отражается.

В графе 15 Ведомости «Причина, по которой платеж отнесен к невыясненным поступлениям» отражается причина отнесения прямых поступлений на счет 40105 к разряду невыясненных поступлений, а также основание при выяснении (уточнении) их принадлежности (уточнено, возвращено).

Аналитический учет невыясненных поступлений прошлых лет по счету 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» ведется в отдельной Ведомости учета невыясненных поступлений (ф. 0531456) к счету 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» (далее — Ведомость к счету 19), формируемой в разрезе каждого года, с указанием наименования документа, номера и даты отнесения платежа к невыясненным поступлениям и его уточнения (возврата), итоговой суммы, входящего и выходящего остатков невыясненных поступлений на начало каждого года.Учет невыясненных поступлений прошлых отчетных периодов осуществляется на забалансовом счете 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет».

Ведомость к счету 19 формируется структурным подразделением органа Федерального казначейства, ответственным за ведение бюджетного учета по операциям бюджетов, после заключения счетов бюджетного учета отчетного года по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Итоговые показатели остатков невыясненных поступлений по годам Ведомости к счету 19, сформированной на 1 января года, следующего за отчетным, идентичны соответствующим показателям Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к годовому Балансу по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф. 0503140).

Остаток невыясненных поступлений по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» на любую дату рассчитывается как сумма показателей строк «Всего с начала года» Ведомости и итогового показателя сумм невыясненных поступлений Ведомости к счету 19 на 1 января текущего года 

Ведомость применяется для учета поступлений бюджетных и автономных учреждений, государственной компании «Российские автомобильные дороги», отнесенных к невыясненным поступлениям по счету 40501 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации».

Ведомость учета невыясненных поступлений (ф. 0531853)

Письмо Федерального казначейства от 31 августа 2012 г. № 42-7.4-05/2.2-507 обращает внимание на следующее. Входящий остаток невыясненных поступлений в строке «Сумма невыясненных поступлений на начало периода» Ведомости за первый рабочий день текущего финансового года должен соответствовать остатку невыясненных поступлений прошлых лет, учтенному в общей сумме на счете 40501.

Показатель строки «Сумма невыясненных поступлений на конец периода» должен включать в себя остаток сумм, отнесенных к разряду невыясненных поступлений на дату составления Ведомости.

Показатель строки «Сумма невыясненных поступлений на конец периода» должен соответствовать показателю строки «Сумма невыясненных поступлений на начало периода» текущего операционного дня и сумме поступлений, отнесенных к разряду невыясненных поступлений за текущий операционный день, за минусом сумм уточнения (возврата) невыясненных поступлений в текущем операционном дне, в том числе сумм невыясненных поступлений прошлых отчетных периодов.

Также обращаем внимание, что показатель «Сумма невыясненных поступлений на начало периода» Ведомости за текущий операционный день должен соответствовать показателю «Сумма невыясненных поступлений на конец периода» предыдущего операционного дня.

Операции по уточнению клиентом сумм невыясненных поступлений отражаются в Ведомости со знаком «минус» с одновременным отражением со знаком «плюс» по соответствующему уточненному коду классификации операции и (или) коду цели.

Ведомость формируется соответствующим структурным подразделением, ответственным за организацию и осуществление операций со средствами клиентов на счете 40501, ежедневно (при наличии операций с невыясненными поступлениями).

Показатели сформированной Ведомости подлежат сверке функциональным подразделением органа Федерального казначейства, ответственным за ведение бюджетного учета, с показателями Главной книги (ф. 0504072).

При сверке показателя «Сумма невыясненных поступлений на конец периода» Ведомости и показателя «Остаток на конец периода» Главной книги по соответствующему коду невыясненных поступлений допустимо расхождение на сумму остатка невыясненных поступлений на начало текущего финансового года, учтенного в составе общего остатка средств клиентов на счете 40501.

Обращаем внимание, что учет невыясненных поступлений прошлых лет по счету 40501 на забалансовом счете 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» органами Федерального казначейства не осуществляется.

При осуществлении органами Федерального казначейства кассового обслуживания бюджетных (автономных) учреждений субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), в соответствии с заключенными Соглашениями, Ведомости по счетам 40601 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации» и 40701 «Счета негосударственных организаций. Финансовые организации» формируются органами Федерального казначейства аналогично вышеизложенному порядку. При этом сверка показателей сформированной Ведомости с показателями Главной книги не производится.

В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1204 «О порядке предоставления в 2012 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных и автономных учреждений» предоставление в 2012 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства производится в порядке, установленном для получения средств федерального бюджета.

Инвестиции в объекты капитального строительства

Неучастникам бюджетного процесса в органах Федерального казначейства открывается лицевой счет получателя бюджетных средств (03).

Учет автономным и бюджетным учреждением бюджетных инвестиций осуществляется с признаком «1» как получателем средств федерального бюджета в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2012 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н).

Бюджетные и автономные учреждения формируют бюджетную отчетность и представляют ее учредителю для включения в сводный отчет об исполнении федерального бюджета.

Бухгалтерские записи по учету бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, предоставленных бюджетному (автономному) учреждению, отражаются в соответствии с Инструкцией № 162н 

 


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама