Особенности учета бюджетных обязательств

#?49459?#Минфином России подготовлен проект приказа «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 г. № 98н» (далее — Проект), устанавливающий особенности учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета в 2012 году, а также уточняющий отдельные положения Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 9 сентября 2008 г. № 98н (далее — Порядок № 98н).

Т. В. СААКЯН, действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса

Учитывая положения Проекта, после 1 июля 2012 года бюджетные обязательства подлежат учету территориальными органами Федерального казначейства с учетом следующих особенностей.

Особенности учета бюджетных обязательств в 2012 году

В соответствии с положениями пункта 2.1 приказа Минфина России от 19 сентября 2008 г. № 98н «О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета» (далее — Приказ № 98н) (в редакции Проекта) бюджетные обязательства, возникающие на основании государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (далее — государственный контракт и договоры), первый платеж по которым:

 

  • осуществлялся до 1 января 2012 года — учитываются до 1 января 2013 года в ранее установленном порядке на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета (далее — на основании платежных документов);
  • осуществляется в период с 1 января 2012 года до 1 июля 2012 года — учитываются до 1 января 2013 года в соответствии с решением получателя средств федерального бюджета на основании платежных документов или на основании Сведений о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702) (далее — Сведения об обязательстве);
  • будет осуществляться с 1 июля 2012 года — учитываются в обязательном порядке на основании Сведений об обязательстве.


 

Учет бюджетных обязательств с 1 января 2013 года

В соответствии с положениями пункта 2.1 Приказа № 98н (в редакции Проекта) с 1 января 2013 года учет бюджетных обязательств, возникающих на основании государственных контрактов и договоров, в том числе на основании неисполненных по состоянию на 1 января 2013 года государственных контрактов и договоров, оплата по которым производилась до 1 июля 2012 года, осуществляется в соответствии с Порядком № 98н.

При этом бюджетные обязательства, возникающие на основании государственных контрактов и договоров, неисполненных по состоянию на 1 января 2013 года, учет которых осуществлялся в 2012 году на основании платежных документов, подлежат постановке на учет в 2013 году на основании Сведений об обязательстве. Заявка на перерегистрацию бюджетного обязательства (код формы по КФД 0531706) в данном случае в орган Федерального казначейства не представляется.

Учет бюджетных обязательств, не связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг и арендой

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка № 98н (в редакции Проекта) Сведения об обязательстве, представленные получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, являются основанием для постановки на учет бюджетных обязательств, возникающих по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договорам аренды.

Таким образом, положения пункта 2.1 Порядка № 98н не применяются для учета бюджетных обязательств, не связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг и арендой.

Учитывая изложенное, а также положения пункта 2.2 Порядка № 98н, учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, связанных с обеспечением выполнения функций казенных учреждений (за исключением бюджетных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде), с социальными выплатами населению, с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, с предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, с предоставлением межбюджетных трансфертов, с предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права, а также с обслуживанием государственного (муниципального) долга, с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, принимаются к учету органом Федерального казначейства на основании платежных документов. При этом Сведения об обязательстве получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства не представляются.

Учет бюджетных обязательств, возникающих в соответствии с договорами на оказание услуг, выполнение работ, заключенными получателями средств федерального бюджета с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями

В соответствии с положениями пункта 2.2 Порядка № 98н (в редакции Проекта) бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с договорами на оказание услуг, выполнение работ, заключенными с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, учитываются органами Федерального казначейства на основании платежных документов.

Учет бюджетных обязательств, оплата по которым осуществляется наличными деньгами

Учитывая положения пункта 2.2 Порядка № 98н (в редакции Проекта), решение о применении порядка учета бюджетных обязательств на основании платежных документов для учета бюджетных обязательств, возникающих в соответствии с договорами, сумма которых не превышает установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами и расчеты по которым осуществляются наличными деньгами, принимает получатель средств федерального бюджета.

Об особенностях заполнения раздела 4 Сведений об обязательстве

В каких случаях не подлежит заполнению раздел 4 «Дополнительные реквизиты обязательства, сформированного на основе контракта» Сведений об обязательстве?

В соответствии с пунктом 5.2 Порядка № 98н раздел 4 «Дополнительные реквизиты обязательства, сформированного на основе контракта» Сведений об обязательстве заполняется в случае, если бюджетное обязательство возникло из заключенного получателем средств федерального бюджета государственного контракта и договора, прошедшего процедуру размещения заказов в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и включенного в установленном порядке в реестр государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее — реестр контрактов).

Учитывая изложенное, раздел 4 «Дополнительные реквизиты обязательства, сформированного на основе контракта» Сведений об обязательстве получателем средств федерального бюджета не заполняется, если включение сведений о контракте в реестр контрактов не требуется.

Срок проверки Сведений об обязательстве

Рассмотрим сроки проверки уполномоченным работником органа Федерального казначейства Сведений об обязательстве в случае, если Сведения об обязательстве представлены получателем средств федерального бюджета согласно пункту 2.1 Порядка № 98н вместе с документами для оплаты обязательств по контрактам.

Согласно пункту 2.4 Порядка № 98н орган Федерального казначейства в течение двух рабочих дней после получения Сведений об обязательстве осуществляет проверку на наличие в них реквизитов, пре-дусмотренных пунктом 5.2 Порядка № 98н, а также на соответствие показателей друг другу и реестровым записям сводного реестра участников бюджетного процесса, пре-дусмотренного приказом Минфина России от 15 августа 2008 г. № 80н.

В соответствии с положениями пункта 3 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (далее — Порядок № 87н), орган Федерального казначейства не позднее рабочего дня, следующего за днем представления получателем средств федерального бюджета Заявки на кассовый расход (далее Заявка), проверяет Заявку на соответствие установленной форме, наличие в ней реквизитов и показателей, предусмотренных пунктом 5 Порядка № 87н, наличие документов, пре-дусмотренных пунктами 7, 9 Порядка № 87н, а также соответствие показателей Заявки указанным в ней документам согласно условиям пункта 6 Порядка № 87н и требованиям, установленным пунктами 10–13 Порядка № 87н.

Учитывая изложенное, если Сведения об обязательстве представляются получателем средств федерального бюджета одновременно с Заявкой для оплаты обязательств по контракту (договору аренды), в которой не указана ссылка на номер ранее учтенного органом Федерального казначейства бюджетного обязательства, проверка вышеуказанных документов осуществляется в сроки, установленные пунктом 3 Порядка № 87н, то есть не позднее рабочего дня, следующего за днем представления Заявки получателем средств федерального бюджета.

О постановке на учет бюджетного обязательства на основании Заявки при превышении суммы денежного обязательства над лимитами бюджетных обязательств

Согласно Порядку бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам) или в соответствии с договором, оформление в письменной форме по которому законодательством Российской Федерации не требуется, принимаются к учету на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2.7 Порядка № 98н при постановке на учет бюджетного обязательства орган Федерального казначейства осуществляет проверку на непревышение суммой бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета суммы неиспользованных доведенных бюджетных данных, отраженных в установленном порядке на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств.

В случае если бюджетное обязательство превышает неиспользованные доведенные бюджетные данные, орган Федерального казначейства принимает на учет такое бюджетное обязательство получателя средств федерального бюджета и не позднее двух рабочих дней после получения Сведений о бюджетном обязательстве доводит информацию о данном превышении до получателя средств федерального бюджета и до распорядителя (главного распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета, путем направления Уведомления о превышении бюджетным обязательством свободных остатков лимитов бюджетных обязательств и утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности (код формы по КФД 0531703) (далее — Уведомление).

В случае если превышение неиспользованных лимитов бюджетных обязательств установлено в соответствии с пунктом 2.2 Порядка № 98н при проверке Заявки на оплату бюджетного обязательства по договору, принятие которого в соответствии с законодательством не требует оформления в письменной форме, орган Федерального казначейства формирует на основании Заявки Уведомление и доводит его до получателя средств федерального бюджета и вышестоящего (главного) распорядителя средств федерального бюджета.

При этом непревышение сумм в Заявке остатков соответствующих лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств, определяется с учетом бюджетных обязательств, ранее поставленных на учет на основании Сведений о бюджетном обязательстве.

Получатель по контракту — иная организация

Об особенностях постановки на учет бюджетного обязательства по контракту, условиями которого предусмотрена обязанность перечисления средств не только на счета исполнителя (поставщика) по контракту (далее — контрагент), но и иной организации, привлекаемой контрагентом (далее — соответственно агент, контракт с дополнительными реквизитами).

Например, когда условиями контракта энергосбережения с гарантирующим поставщиком предусматривается, что получателем средств по такому контракту является иная организация (например, расчетный центр), с которой поставщик заключил агентский договор.

Необходимо отметить, что формой Сведений об обязательстве не предусмотрено указание в них информации об агентах контрагента.

Положение о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр, утверждено постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 1191 (далее — Положение № 1191).

Согласно требованиям подпункта «ж» пункта 3 Положения № 1191 Сведения о государственном или муниципальном контракте либо гражданско-правовом договоре бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (его изменении), заключенном по итогам размещения заказа (далее — Сведения о контракте), должны содержать в том числе информацию о полном наименовании юридического лица, являющегося контрагентом по контракту, а также его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП).

При этом раздел 4 «Информация о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) по контракту Сведений о контракте позволяет указать в нем информацию не только о контрагенте.

В целях приведения в соответствие вышеуказанных положений Порядка № 98н и Положения № 1191 Минфином России уточняется форма Сведений об обязательстве.

До уточнения показателей Сведений об обязательстве заполнение данного регистра осуществляется в следующем порядке.

В разделе 2 «Реквизиты контрагента» Сведений об обязательстве и разделе 4 «Информация о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) по контракту» Сведений о контракте указываются реквизиты контрагента, с которым заключен контракт с дополнительными реквизитами, соответствующие реквизитам, указанным о нем в контракте.

При представлении получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства Заявки для оплаты обязательств, возникших на основании контракта с дополнительными реквизитами, в разделе 3 «Реквизиты контрагента» Заявки указываются реквизиты агента.

При этом орган Федерального казначейства не осуществляет контроль, предусмотренный:

 

  • подпунктом 7 пункта 11 Порядка № 87н на идентичность наименования, ИНН, КПП и банковских реквизитов получателя денежных средств, указанных в разделе 3 «Реквизиты контрагента» Заявки, реквизитам контрагента, указанным в разделе 2 «Реквизиты контрагента» Сведений об обязательстве;
  • подпунктом 11 пункта 11 Порядка № 87н на соответствие наименования, ИНН, КПП получателя денежных средств, указанных в разделе 3 «Реквизиты контрагента» Заявки, наименованию, ИНН, КПП получателя денежных средств, указанным разделе 4 «Информация о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) по контракту» Сведений о контракте.

 

Вместе с тем орган Федерального казначейства осуществляет визуальный контроль реквизитов агента, указанных в Заявке, с его реквизитами, указанными в контракте с дополнительными реквизитами, представленном получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства в соответствии с требованиями Порядка № 87н.

Перечисление средств по контракту филиалу контрагента

Об учете бюджетных обязательств по контракту, заключенному получателем средств федерального бюджета с контрагентом, в случае если условиями указанного контракта предусмотрена обязанность перечисления средств по контракту с дополнительными реквизитами филиалу контрагента.

При постановке на учет бюджетного обязательства по контракту, условиями которого предусмотрена обязанность перечисления средств филиалу контрагента, получатель средств федерального бюджета представляет в установленном порядке Сведения об обязательстве, в которых:

 

  • в графах 1–8 раздела 2 «Реквизиты контрагента» Сведений об обязательстве указываются реквизиты контрагента, которые должны соответствовать реквизитам раздела 4 «Информация о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) по контракту» Сведений о контракте;
  • в графах 9–12 раздела 2 «Реквизиты контрагента» Сведений об обязательстве указываются банковские реквизиты филиала контрагента, которые должны соответствовать показателям, указанным в графах 5–8 раздела 3 «Реквизиты контрагента» Заявки.

 

Таким образом, для перечисления средств филиалу контрагента при представлении получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства Заявки для оплаты обязательства по контракту с дополнительными реквизитами орган Федерального казначейства не осуществляет контроль, предусмотренный:

 

  • подпунктом 7 пункта 11 Порядка № 87н, в части идентичности наименования, ИНН, КПП получателя денежных средств, указанных в графах 1–3 раздела 3 «Реквизиты контрагента» Заявки, реквизитам, указанным в графах 1–3 раздела 2 «Реквизиты контрагента» Сведений об обязательстве;
  • подпунктом 11 пункта 11 Порядка № 87н в части соответствия наименования, ИНН, КПП получателя денежных средств, указанных в графах с 1 по 3 раздела 3 «Реквизиты контрагента» Заявки, наименованию, ИНН, КПП получателя денежных средств, указанных в графах 2, 6, 7 раздела 4 «Информация о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) по контракту» Сведений о контракте.

 

При этом орган Федерального казначейства осуществляет визуальный контроль реквизитов филиала контрагента, указанных в Заявке, с его реквизитами, указанными в контракте, представленном получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства в соответствии с Порядком № 87н.

Учет обязательств по отдельным договорам аренды

Об учете бюджетных обязательств по договорам аренды, условиями которых помимо перечисления арендной платы арендодателю предусмотрено возмещение арендатором коммунальных услуг балансодержателю арендованного помещения и уплата в установленном порядке налога на добавленную стоимость в бюджет.

Согласно положениям пункта 5.2 Порядка № 98н при заполнении получателем средств федерального бюджета Сведений об обязательстве в разделе 2 «Реквизиты контрагента» отражаются реквизиты арендодателя в соответствии с договором аренды.

Сведения об обязательстве по такому договору аренды получателем средств федерального бюджета оформляются на общую сумму договора аренды, включая сумму возмещения коммунальных услуг и сумму налога на добавленную стоимость с указанием в разделе 2 «Реквизиты контрагента» Сведений об обязательстве реквизитов арендодателя, с которым заключен договор аренды.

При представлении получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства Заявок для оплаты по возмещению коммунальных услуг и (или) перечислению налога на добавленную стоимость, в кодовой зоне Заявки указывается учетный номер обязательства, присвоенный органом Федерального казначейства на основании Сведений об обязательстве по договору аренды.

При этом орган Федерального казначейства не осуществляет контроль, предусмотренный подпунктом 7 пункта 11 Порядка № 87н, на идентичность наименования, ИНН, КПП и банковских реквизитов получателей денежных средств, указанных в разделе 3 «Реквизиты контрагента» Заявок, реквизитам контрагента, указанного в разделе 2 «Реквизиты контрагента» Сведений об обязательстве

Контракты без общей суммы

О заполнении Сведений об обязательстве по контрактам, в которых не определена общая сумма обязательства и установлен порядок оплаты за оказанные услуги (поставленные товары, выполненные работы) на основании документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.

При формировании получателем средств федерального бюджета Сведений об обязательстве по контракту, условиями которого не определена сумма, в графе 8 раздела 1 «Реквизиты документа-основания» указывается рассчитанная получателем средств федерального бюджета общая сумма планируемых платежей по данному контракту на текущий финансовый год, которая должна соответствовать сумме, указанной в графе 17 раздела 5 «Расшифровка обязательства» Сведений об обязательстве, а также сумме, отраженной в графе 2 раздела 1 «За счет бюджетных средств» Сведений о контракте.

В случае если условиями контракта, заключенного на несколько лет, не определена общая сумма, а сумма обязательства на текущий финансовый год устанавливается дополнительным соглашением к контракту, при формировании получателем средств федерального бюджета Сведений об обязательстве в графе 8 раздела 1 «Реквизиты документа- основания» указывается сумма, отраженная в графе «Цена контракта в рублях» Сведений о контракте, а в графе 17 раздела 5 «Расшифровка обязательства» Сведений об обязательстве указывается сумма, которая должна соответствовать сумме, отраженной в графе 2 раздела 1 «За счет бюджетных средств» Сведений о контракте.

При этом государственный заказчик при заключении дополнительного соглашения к контракту, содержащему сумму обязательства на текущий финансовый год, должен обеспечить своевременное внесение изменений в реестр контрактов в части определения суммы контракта в графе «Цена контракта в рублях» раздела 1 «За счет бюджетных средств» Сведений о контракте.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама