Развитие внутреннего контроля в УФК по Республике Калмыкия

В настоящее время в России происходят преобразования финансово-бюджетной сферы, в том числе в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля. В бюджетных посланиях к Федеральному собранию Президент РФ неоднократно указывал на необходимость совершенствования структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля. 

Е. Н. ОЧИРОВА, казначей отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия

Особая роль внутреннего контроля

В Программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года отмечается необходимость:

  • введения понятия внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
  • приведения системы государственного (муниципального) финансового контроля в соответствие с принципами и стандартами, установленными Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ);
  • координации развития и методологического обеспечения систем внутреннего контроля.

При этом под внешним предлагается понимать контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами и созданными ими органами государственного (муниципального) финансового контроля, под внутренним — контроль, осуществляемый исполнительными органами государственной власти (местными администрациями). С учетом того, что внутреннему контролю отводится особая роль, в целях реализации указанных положений Федеральным казначейством разработаны и утверждены следующие документы:

  • Концепция развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006–2011 годах;
  • Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства;
  • Правила профессиональной этики федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства, осуществляющих контрольные и аудиторские мероприятия (далее — Правила профессиональной этики);
  • Перечень возможных (основных) нарушений при осуществлении деятельности территориальных органов Федерального казначейства.

 

Порядок проведения проверок

В Управлении Федерального казначейства по Республике Калмыкия в декабре 2005 года создан отдел внутреннего контроля и аудита. С июля 2011 года при осуществлении проверок используются Стандарты внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства,

которыми установлены основные этапы организации и проведения контрольных и аудиторских мероприятий, требования по оформлению результатов их проведения, требования к рассмотрению результатов и составлению отчетности о проверке. Контрольные и аудиторские мероприятия проводятся после завершения операций и процессов по осуществлению возложенных на органы Федерального казначейства функций и полномочий в форме комплексных и тематических проверок.

Планирование контрольной деятельности оформляется планом контрольной деятельности на соответствующий год и ежеквартальными графиками проведения проверок. Учитывается значимость проведения проверок, рассматриваются подходы, направленные на оптимизацию планирования в целях снижения командировочных расходов, нагрузки на отделения в части размещения группы проверяющих в служебных помещениях, оборудованных необходимой компьютерной техникой и оргтехникой. Пре-дусматриваются возможности проверок с использованием програм-мных продуктов, поэтапного выезда бригады и другие подходы.

Основываясь на принципе гласности, электронные версии утвержденных графиков проведения проверок и плана контрольной деятельности размещаются на интернет-сайте нашего Управления в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения. Базовым документом для проведения проверки является программа. В целях повышения эффективности Управлением проводится детальная работа по составлению вопросов программ тематических проверок. При проведении контрольных мероприятий участники группы обязаны руководствоваться принципами законности, объективности, профессиональной компетентности и должной тщательности, ответственности, конфиденциальности, независимости и честности.

Большое внимание уделяется формированию в обществе позитивного мнения о Федеральном казначействе. Проверяющие должны быть доброжелательными и внимательными к людям, относиться к профессиональному мнению коллег с пониманием и уважением, иметь безупречную репутацию. Нарушения установленных Правил профессиональной этики рассматриваются на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих. Их соблюдение учитывается при проведении аттестации и выдвижении на вышестоящие должности.

Результаты проверок по отдельным вопросам документируются в виде справок, по деятельности объекта — в виде акта, которые составляются по формам, определенным Стандартами внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства. В определенных случаях результаты проверок рассматриваются на Контрольном совете, сформированном из руководящих работников Управления и созданном в целях подготовки рекомендаций по предупреждению и устранению нарушений и недостатков в деятельности структурных подразделений Управления и отделений. Контроль над ходом реализации материалов проверки проводится в форме информационного письма по устранению объектом проверки выявленных нарушений (указания), плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков и отчета о выполнении плана мероприятий по устранению допущенных нарушений и недостатков.

Смещение акцентов

За 2011 год Управлением проведено 13 комплексных и 14 тематических проверок, в том числе 19 запланированных и восемь внеплановых. Основная часть выявленных нарушений установлена по кассовому исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ и местных бюджетов.

В настоящее время отделом внутреннего контроля и аудита смещаются акценты на текущий контроль на уровне сотрудника или отдела. По результатам оценки казначейских рисков отделами разрабатываются перечни предметов внутреннего контроля, по которым периодично (еженедельно, ежемесячно, ежеквартально) проводятся проверки. Оценка казначейских рисков проводится с учетом:

  • возможностей применяемых программных продуктов (если существует полноценный контроль в автоматическом режиме, то в отношении таких процессов контрольные мероприятия по внутреннему контролю не требуются);
  • опыта ответственных специалистов;
  • внедрения новых технологий в производственные процессы;
  • принятия новых и (или) изменения, дополнения нормативных документов.

Основная цель созданной многоуровневой системы внутреннего контроля и аудита (на уровне сотрудника, на уровне начальника отдела и на уровне отдела внутреннего контроля и аудита) — своевременное оперативное и эффективное устранение недочетов, нарушений в работе при недопущении избыточного контроля, который так же вреден, как и его недостаток. Ежемесячно отделы отчитываются перед отделом внутреннего контроля и аудита по проведенным проверкам (описывают выявленные недочеты и ошибки, работу по их устранению). С учетом полученной информации отделом внутреннего контроля планируются проверки в отношении структурных подразделений и отделений Управления. При этом принимается во внимание способ проведения самоинспектирующих мероприятий (сплошной или выборочный) и эффективность контрольных процедур, используемых при самоинспекции.

Нашей целью является создание системы контроля, которая помогала бы своевременно выявлять и устранять ошибки и неэффективность в работе. Любая система внутреннего контроля нуждается в оценке своей эффективности как с точки зрения достижения поставленных целей, так и с точки зрения экономичности. Использование бюджетных средств в соответствии с действующими нормативными актами, достоверная отчетность сами по себе не могут свидетельствовать об эффективности их использования. В перспективе предполагается определить внутренний аудит не только как проверочную, но и как консультационную деятельность.

 


Реклама