Как обеспечивается прозрачность исполнения судебных актов?
О мерах достижения прозрачности процедуры исполнения судебных актов, которые принимает Федеральное казначейство, рассказывает А. К. КИРСАНОВ, начальник юридического отдела УФК по Владимирской области.
Как известно, с введением в действие Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) изменились типы государственных и муниципальных учреждений. Напомним, что если до принятия указанного закона государственные и муниципальные учреждения были только бюджетными и автономными, то теперь учреждения стали либо автономными, либо бюджетными, либо казенными. Такое новшество повлекло за собой изменение порядка финансового обеспечения и, соответственно, порядка исполнения судебных актов, принятых в отношении указанных учреждений. Раньше исполнительные документы, должниками по которым выступали государственные и муниципальные учреждения, исполнялись в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса. Теперь же порядок исполнения исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), где в качестве должника выступают государственные и муниципальные учреждения, различен и регламентируется несколькими законами:
- Бюджетный кодекс определяет порядок исполнения судебных актов, вынесенных в отношении казенных учреждений;
- Закон № 83-ФЗ определяет порядок исполнения судебных актов, вынесенных в отношении бюджетных учреждений, а также в отношении автономных учреждений при условии, что их лицевые счета открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований;
- Закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет порядок исполнения судебных актов, вынесенных в отношении автономных учреждений, при отсутствии у них лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований.
Как разобраться в процедуре исполнения
Для взыскателя, будь то физическое или юридическое лицо, порой не просто разобраться, в соответствии с каким порядком его исполнительный документ будет исполняться; в какой орган необходимо предъявить данный исполнительный документ для его исполнения (территориальный орган Федерального казначейства, финансовый орган либо в службу судебных приставов при отсутствии лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства и финансовых органах); каков комплект необходимых документов; каковы сроки и процедура исполнения судебных актов. Так, например, процедура исполнения судебных актов, предусмотренная главой 24.1 Бюджетного кодекса, отлична от той, что прописана в пункте 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ. В частности, Законом № 83-ФЗ пре-дусмотрен иной комплект документов, предъявляемых для исполнения исполнительного документа. К примеру, взыскатель не обязан представлять надлежащим образом заверенные судом копии судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, различны основания для возврата исполнительного документа, а также сроки и процедура исполнения исполнительных документов.
Если взыскатель разобрался в федеральных законах, определяющих порядок исполнения судебных актов, где должником является государственное или муниципальное учреждение, и предъявил исполнительный документ, например, в территориальный орган Федерального казначейства, то у него могут возникнуть новые вопросы. Например, когда будет уведомлен должник; когда будут перечислены денежные средства; какие действия будут предприняты органом Федерального казначейства в случае недостаточности у должника денежных средств. Кроме того, в процессе исполнения исполнительного документа со стороны взыскателей возникают вопросы, касающиеся того, принят ли исполнительный документ к исполнению, на какой стадии исполнения он находится, когда будут перечислены денежные средства.
Интернет-сайт поможет
Для того чтобы облегчить участь взыскателя и повысить прозрачность процедур исполнения судебных актов, Федеральное казначейство приняло приказ от 12 ноября 2010 г. № 304 «О размещении органами Федерального казначейства на интернет-сайтах информации о ходе исполнения предъявленных исполнительных документов» (далее — Приказ № 304). Данным приказом на управления Федерального казначейства по субъектам РФ, внедрившие в эксплуатацию прикладное программное обеспечение «Автоматизированная система Федерального казначейства», возложена обязанность размещать на интернет-сайтах территориальных органов Федерального казначейства информацию о ходе исполнения исполнительного документа, а также утверждены правила ее размещения.
С целью реализации положений Приказа № 304 Федерального казначейства с 1 июля 2011 года Управление Федерального казначейства по Владимирской области обеспечивает размещение на своем интернет-сайте (http://vladimir.roskazna.ru) информации о ходе исполнения предъявленных исполнительных документов. Данная информации размещена в подразделе «Информация о предъявленных исполнительных документах» раздела «Информация для взыскателей». Обновление информации УФК по Владимирской области осуществляет ежедневно. Указанная информация включает в себя:
- реквизиты исполнительного документа;
- наименование должника;
- стадию исполнения.
По состоянию на 23 ноября 2011 года УФК по Владимирской области обеспечено размещение информации о 1376 исполнительных документах. Однако не каждый взыскатель, особенно это касается физических лиц, имеет возможность с ней ознакомиться, например, из-за отсутствия компьютера либо доступа к Интернету. В связи с этим в настоящее время в холле здания Управления установлен настенный сенсорный панельный компьютер, с помощью которого взыскатели, не имеющие доступа к Интернету, могут ознакомиться с ходом исполнения исполнительного документа, а также с действиями Управления, осуществленными в рамках его компетенции, при исполнении исполнительного документа.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что с введением в действие Приказа № 304 у взыскателей, как у физических, так и у юридических лиц, появилась возможность отслеживать действия УФК по Владимирской области вплоть до полного исполнения исполнительного документа. Кроме того, издание Приказа № 304 имеет положительное значение и в части того, что теперь для взыскателей стала полностью доступна информация о такой государственной функции, как организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы.
В то же время на сегодняшний момент не просто разобраться в законодательстве, регулирующем порядок исполнения исполнительных документов, где в качестве должника указаны государственные и муниципальные учреждения, поскольку оно не систематизировано и его нормы закреплены в различных федеральных законах, не связанных между собой, и из их названия и содержания не всегда видно, что они содержат в себе порядок исполнения исполнительных документов. В связи с этим УФК по Владимирской области на своем интернет-сайте разместило информацию, которая поможет взыскателю сориентироваться при предъявлении исполнительного документа в УФК по Владимирской области. Взыскатель найдет на сайте перечень документов, прикладываемых при предъявлении исполнительного документа, информацию об открытых в УФК по Владимирской области лицевых счетах получателей средств бюджетов бюджетной системы РФ, а также ответы на часто возникающие вопросы в ходе работы с исполнительными документами.