Лицевые счета бюджетных учреждений нового типа: опыт, практика, проблемы

Об опыте обслуживания бюджетных учреждений в условиях реализации требований Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее — Закон № 83-ФЗ) 

Установленный Законом № 83-ФЗ переходный период в соответствии с Бюджетным посланием Президента России на федеральном уровне завершился. Из 171 получателя средств федерального бюджета, обслуживающегося в УФК по Рязанской области (далее — Управление) на 1 января 2012 года, свой тип изменили на казенное 57 учреждений, на бюджетное — 52, на автономное — 1 (см. рис. 1). Благодаря тому, что наше Управление с апреля 2011 года участвовало в эксперименте, проводимом Федеральным казначейством с двумя ГРБС — Минобрнауки России и Рос-потребнадзором, мы были полностью готовы работать с новыми бюджетными учреждениями. 

Единственным главным распорядителем, по всем учреждениям которого на территории нашей области было до 1 декабря 2011 года принято решение о предоставлении им субсидий с одновременным переходом к проведению операций на лицевых счетах с кодом 20 и 21, был Роспотребнадзор. Остальные главные распорядители обеспечили в 2011 году переоформление лицевых счетов своих учреждений в связи с изменением их типа. При этом самым оперативным главным распорядителем, учреждения которого первыми обеспечили внесение необходимых изменений в свои документы, был ФСИН России.

 

Этапы и новации взаимодействия 

Справочник неучастников бюджетного процесса

Первый этап работы с бюджетными учреждениями, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидий, — это включение их в Справочник неучастников бюджетного процесса (далее — Справочник НУБП). На основании документов, представленных бюджетными учреждениями федерального уровня для открытия им соответствующих лицевых счетов, орган Федерального казначейства при помощи прикладного программного обеспечения формирует технический документ (заявку на изменение справочника НУБП) и направляет его в Федеральное казначейство. Федеральное казначейство включает бюджетное учреждение в Справочник НУБП и присваивает ему уникальный учетный номер.

Открытие лицевых счетов 

Далее на основании представленных бюджетными учреждениями документов орган Федерального казначейства в соответствии с установленным порядком открывает им соответствующие лицевые счета. При формировании номеров лицевых счетов возможно как использование учетного номера, присвоенного клиенту в Справочнике НУБП, так и самостоятельное присвоение другого уникального учетного номера в соответствии с требованиями Порядка № 7н (приказ Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами»). Наиболее целесообразным, по мнению Управления, представляется использование учетного номера, присвоенного именно в Справочнике НУБП, так как это позволит обеспечить более простую идентификацию клиента при его обслуживании и не потребует вести дополнительные таблицы соответствия учетных номеров. 

Учет поступлений и выплат

Средства на лицевых счетах бюджетных учреждений учитываются только в разрезе кодов КОСГУ. Причем это касается как выплат с лицевых счетов, так и поступлений на них. Следует отметить, что учет поступлений исключительно по коду КОСГУ на лицевых счетах непривычен для бюджетных учреждений, традиционно оперировавших 20-значными КБК. Тут необходимо подчеркнуть, что в случае указания плательщиком в расчетном документе 20-значного КБК орган Федерального казначейства учтет такой платеж только по соответствующему коду КОСГУ, указанному в составе КБК в последних трех разрядах. А в случае отсутствия или указания ошибочного кода КОСГУ в расчетном документе плательщика такой платеж будет учтен по коду 180 «Прочие доходы» КОСГУ и может быть уточнен клиентом в соответствии с требованиями Порядка № 16н (приказ Федерального казначейства от 29 октября 2010 г. № 16н «О Порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений»). 

Санкционирование кассовых выплат

Следующее существенное изменение формата взаимодействия «новых» федеральных бюджетных учреждений с органом Федерального казначейства заключается в том, что бюджетному учреждению не надо представлять в орган Федерального казначейства документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, для осуществления кассовых выплат с лицевого счета с кодом 20. Необходимость представления таких документов возникает у бюджетного учреждения только при осуществлении кассовых выплат с отдельного лицевого счета с кодом 21, предназначенного для учета операций со средствами, предоставленными бюджетному учреждению в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций. Следует отметить, что при кассовых выплатах со всех лицевых счетов федеральных бюджетных учреждений орган Федерального казначейства проверяет в числе прочих условий соответствие кода КОСГУ, указанного в платежном документе, содержанию проводимой операции.

 

Об исполнении исполнительных документов

Изменился порядок обращения взыскания на средства бюджетного учреждения. Он установлен пунктом 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ. В совместном письме от 25 ноября 2011 г. Минфина России № 02-03-09/5232 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-735 разъяснен механизм исполнения не исполненных по состоянию на 1 января 2012 года, но предъявленных до этой даты в органы Федерального казначейства исполнительных документов, должниками по которым являются федеральные бюджетные учреждения. Исполнительные документы в сумме неоплаченного остатка переучитываются на новых лицевых счетах федерального бюджетного учреждения, а установленные Законом № 83-ФЗ сроки по исполнению исполнительных документов исчисляются с момента их предъявления в орган Федерального казначейства по месту открытия федеральному бюджетному учреждению — должнику лицевых счетов как получателю средств федерального бюджета.

 

Проблемы обслуживания бюджетных учреждений

 

Среди проблем, с которыми могут столкнуться новые федеральные бюджетные учреждения при изменении своего типа, по мнению Управления, наиболее актуальны следующие. 

1. Несоответствие содержания решений органов власти и уставов требованиям, предъявляемым к этим документам постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» и других аналогичных этому постановлению документов, принятых на уровне субъекта и местных уровнях. В частности, в решениях не указываются информация об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения, мероприятия по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения. Случается, что в уставах бюджетных учреждений не поименованы осуществляемые виды деятельности, отсутствуют положения об обязательности открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства (или финорганах), но при этом предусматривается возможность получения кредитов в банках и т. д. В связи с этим полагаем, что для приведения уставов в надлежащее состояние необходимо поручить учредителям проверить утвержденные ими уставы на соответствие предъявляемым к ним требованиям.

2. Несоблюдение органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, и самими учреждениями установленного подпунктом 4 пункта 2 статьи 31 Закона № 83-ФЗ срока внесения необходимых изменений в уставы подведомственных бюджетных учреждений — до 1 декабря 2011 года. При этом не учитывалось время на государственную регистрацию вносимых изменений. Вместо того, чтобы оставить запас времени на государственную регистрацию, соответствующие акты изданы либо в последний день установленного срока, либо по истечении установленного срока.

3. Учреждения, изменившие свой тип на бюджетный, «забыли» про свои обособленные подразделения, наделенные имуществом и обязанностью ведения бухгалтерского учета. Такие обособленные подразделения также являются клиентами органов Федерального казначейства и должны иметь на руках собственные положения, утвержденные создавшими их бюджетными учреждениями. 

4. Позднее внесение изменений в учредительные документы большинства бюджетных учреждений помешало им обеспечить заблаговременное изменение своих реквизитов (наименований, номеров лицевых и банковских счетов) в ранее заключенных с контрагентами договорах. Указанные обстоятельства могут повлиять на своевременное исполнение бюджетными учреждениями своих обязательств в 2012 году. 

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 8 августа 2011 г. 

№ 02-03-06/3599, наиболее целесо-образно в таких случаях оформлять дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам.

Следует отметить необходимость своевременного внесения изменений в реквизиты договоров, по которым предусматривается перечисление средств на счета бюджетных учреждений (например, платы за поставленные товары, оказанные услуги, арендной платы). В связи с закрытием органами Федерального казначейства счетов в учреждениях Банка России, на которых учитывались средства от приносящей доход деятельности, перечисляемые контрагентами бюджетных учреждений средства по старым реквизитам с 1 января 2012 года будут возвращаться учреждениями Банка России плательщикам и не могут быть уточнены по назначению через органы Федерального казначейства. Эта проблема особенно актуальна для плательщиков, вносящих наличные деньги в кредитные организации для их перечисления в пользу бюджетных учреждений. Поэтому особенно важно бюджетным учреждениям максимально широко известить всех своих контрагентов о новых реквизитах лицевых счетов.

 

Взаимодействие с финорганами

 

Соответствующим областным законом и нормативными правовыми актами уполномоченных органов местного самоуправления установлено, что в переходный период с 1 января по 31 декабря 2011 года финансовое обеспечение деятельности областных и муниципальных бюджетных учреждений осуществлялось на основании бюджетной сметы. В этот период операции всех областных и муниципальных бюджетных учреждений учитывались в органах Федерального казначейства Рязанской области на их прежних лицевых счетах получателей бюджетных средств (с кодом 03). 

С 1 января 2012 года финансовое обеспечение деятельности этих бюджетных учреждений обеспечивается путем предоставления субсидий в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса. Таким образом, в Рязанской области переходный период к полноценной реализации Закона № 83-ФЗ завершился 31 декабря 2011 года.

Для подготовки к кассовому обслуживанию учреждений нового типа Управление запросило в финансовых органах области информацию о том, какие государственные и муниципальные учреждения планируют обслуживаться в органах Федерального казначейства, о типе учреждения, сроках представления документов в орган Федерального казначейства для проведения соответствующих мероприятий по переоформлению, открытию, закрытию лицевых счетов. Кроме того, мы разработали план-график совместных с финансовыми органами и администрациями муниципальных образований Рязанской области мероприятий, которые обеспечили бы бесперебойное кассовое обслуживание органами Федерального казначейства областных и муниципальных бюджетных учреждений нового типа с 1 января 2012 года. Были определены сроки проведения таких подготовительных мероприятий, как заключение соответствующих соглашений об открытии и ведении Управлением лицевых счетов для учета операций бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных учреждений), открытие Управлению необходимого количества счетов в учреждении Банка России на балансовых счетах № 40601, 40701, 40116, проведение обучающих семинаров, открытие и переоформление лицевых счетов, перечисление остатков со старых лицевых счетов и т. д. 

Проведенный мониторинг показал, что с 1 января 2012 года на лицевых счетах в Управлении начали осуществлять операции 1756 учреждений (см. рис. 2), что на 72 процента больше числа получателей средств областного и местных бюджетов в 2011 году. Увеличение количества клиентов произошло за счет учреждений, обслуживаемых ранее в централизованных бухгалтериях. 

Из первоначально полученной от финансовых органов области информации следовало, что в большинстве случаев представление в органы Федерального казначейства документов для переоформления и открытия лицевых счетов областным и муниципальным учреждениям в связи с изменением их типа запланировано было на декабрь минувшего года. С целью организации более планомерной работы и создания для учреждений резерва времени с тем, чтобы они могли внести в документы необходимые изменения при выявлении ошибок, Управление предложило главам местных администраций и финансовым органам уточнить сроки для заблаговременного (в ноябре — начале декабря минувшего года) представления учреждениями необходимого комплекта документов на переоформление, открытие, закрытие лицевых счетов в рамках реализации Закона № 83-ФЗ. 

  Вопросы в тему

 

Наиболее распространенные вопросы клиентов по изменению типа учреждений

Какие средства может получать бюджетное учреждение?

Бюджетному учреждению могут поступать:

  • субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
  • субсидии на иные цели (п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
  • бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства (п. 5 ст. 79 БК РФ);
  • плата за работы (услуги), относящиеся к его основным видам деятельности, выполняемые (оказываемые) сверх установленного государственного (муниципального) задания (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ);
  • плата за работы (услуги) от иных видов деятельности, не относящихся к основным, но указанным в его учредительных документах (п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ);
  • арендная плата от сдачи в аренду имущества (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ), причем такая арендная плата не относится к доходам соответствующих бюджетов (ст. 42 БК РФ), а сдаваемое в аренду имущество не подлежит содержанию за счет средств, выделяемых в виде субсидий из соответствующего бюджета (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ);
  • средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений;
  • средства из фондов обязательного медицинского страхования (для медицинских учреждений).

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ в распоряжение соответствующего бюджетного учреждения могут быть предоставлены бюджетные ассигнования для осуществления полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме (соответствующие правила установлены постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 590 «О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления»).

 

Какие лицевые счета органы Федерального казначейства открывают для учета операций, осуществляемых бюджетными учреждениями?

 

В соответствии с пунктами 2.1.2 и 2.2 Порядка № 7н для учета операций, осуществляемых бюджетными учреждениями, органами Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

  • лицевой счет (присваивается код 20), предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ);
  • отдельный лицевой счет (присваивается код 21), предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций;
  • лицевой счет, предназначенный для отражения операций бюджетного учреждения, принявшего бюджетные полномочия в соответствии с переданными бюджетными полномочиями получателя бюджетных средств, имеющий код 14.

Кроме того, для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования в органах Федерального казначейства с 1 января 2012 года открываются и ведутся отдельные лицевые счета с кодом 22.

 

Где открываются счета для учета средств бюджетных учреждений? 

Пункт 8 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ определяет: «Бюджетное учреждение осуществляют операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением случаев, установленных федеральным законом)». 

Какие средства бюджетных учреждений должны учитываться на каждом из открываемых им в органах Федерального казначейства лицевых счетах?

На лицевом счете с кодом 21 учитываются субсидии бюджетным учреждениям на иные цели и с 1 января 2012 года — бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства (п. 8 и 9 ст. 30 Закона № 83-ФЗ). 

В 2012 году у федеральных бюджетных учреждений на указанном счете учитываются как субсидии на иные цели,  так и средства финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета медицинской помощи, предусмотренной базовой программой обязательного медицинского страхования (п. 18 ст. 31 Закона 

№ 83-ФЗ, введена Законом от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЗ).

На лицевом счете с кодом 14, открываемом главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в случае принятия им правового акта об осуществлении бюджетным учреждением соответствующих полномочий, отражаются операции по доведению бюджетных данных и операции с бюджетными средствами, предназначенными для исполнения бюджетным учреждением публичных нормативных обязательств перед физическими лицами. Операции на указанном лицевом счете совершают бюджетные учреждения, которым переданы соответствующие полномочия. На лицевом счете с кодом 22 с 1 января 2012 года учитываются операции со средствами обязательного медицинского страхования. Все другие средства, поступающие бюджетным учреждениям, учитываются на их лицевых счетах с кодом 20.