Минздравсоцразвития России: итоги сдачи отчета 2010 года

Н.Б. Саволайнен
Министерство здравоохранения и социального развития играет огромную роль в жизни нашей страны. Департамент учетной политики и контроля, который возглавляет Надежда Борисовна Саволайнен, выполняет важную работу в части организации бюджетного учета, отчетности и контроля в министерстве.

Надежда Борисовна, как прошла сдача годового отчета в подведомственных вам  учреждениях?
Считаю важным отметить, что в конце 2010 года мы провели большую работу с нашими подведомственными учреждениями и с субъектами РФ по подготовке к сда­че годового отчета. В рамках традиционного ежегодного межрегионального совещания по итогам 2010 года мы обсудили с  главными бухгалтерами основные требования к отчетности, а также к работе по новым нормативам и методическим документам, связанным с Законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.  В рамках подготовки к годовому отчету мы провели сверку расчетов по субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам с субъектами  Российской Федерации. 
   В целом весь бюджет по министерству — свыше 300 млрд рублей. При этом 26,7 процента составляют бюджет подведомственных учреждений, около 40 процентов — это субвенции, субсидии и иные межбюджетные трансферты. Министерство получает отчет и проводит сверку всех перечисленных субсидий по количественному показателю. В субъекты перечисляется около 39 различных видов субсидий. То есть 39 умножаем на 83 (число субъектов) — это количество отчетов, которые мы должны получить. Конечно, в этом процессе участвуют не все субъекты, но в любом случае их большинство. В сжатые сроки мы проводим сверку и оформляем все документы, которые служат основанием для принятия к учету. Также необходимо оформить уведомления о расходах. Об итогах этой  огромной работы мы и говорили на совещании с субъектами РФ. Чтобы определить порядок нашего взаимодействия, мы направляли информационные письма в субъекты каждому уполномоченному органу. По традиции у нас такой же порядок работы и с финансовыми органами. Финансовый орган субъекта Российской Федерации — это структура исполнительной власти субъекта, которая представляет отчет об исполнении бюджета субъекта. Следовательно, наши взаиморасчеты с субъектом должны быть выверены до копейки. К сожалению, при сдаче отчетности за 2009 год были определенные проблемы с субъектами, и нам пришлось проводить эту сверку в 2010 году до конца марта. С помощью Федерального казначейства мы проделали определенную работу в этом направлении. Хочется верить, в дальнейшем это поможет избежать подобных разногласий.

Что вы можете сказать по поводу реформы бюджетных учреждений?
Конечно, жизнь не стоит на месте, и реформирование бюджетного процесса неизбежно. Тем более что за последние 15 лет он претерпел столько изменений. Чем данная реформа, на мой взгляд, отличается от предыдущих? Думаю, что методо­логически и юридически сегодняшнее реформирование  бюджетных учреждений уже хорошо подготовлено как де-юре, так и де-факто. С введением Закона № 83-ФЗ вступает в силу ряд подзаконных актов, о которых вы уже писали в журнале «Бюджетный учет». Так, в статье 30  Закона № 83-ФЗ прописаны условия расторжения трудового договора с руководителем в одностороннем порядке в соответствии с Трудовым кодексом при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые зна­чения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителей. Учитывая важность данного приказа, остановлюсь на нем более подробно. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 787н «Об утверждении Порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации» определен размер предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения: не более двух процентов объема источников финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения (финансовых требований по доходам и объемам финансирования, определяемых методом начисления) на 1 января года, следующего за отчетным.
   Подведомственные учреждения представляют комплект документов для подтверждения кредиторской задолженности, в который входят:
  • сопроводительное письмо с указанием причин возникновения кредиторской задолженности и КБК, по которому учитываются расходы по бюджетному обязательству;
  • копия заключенного государственного контракта (договора) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) между бюджетным учреждением и кредитором;
  • информация о проведении сверки расчетов за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) между бюджетным учреждением и кредитором.
Наверное, это самая серьезная реформа бюджетного процесса?
Если вспомнить историю, хочу отметить, что практика внедрения реформ по совершенствованию хозяйственного механизма у бюджетников уже была. В 1987–1988 годах учреждения были переведены на работу по новому хозяйственному механизму. В то время я работала в Ленинграде, в Комитете финансов. Учреждения получили определенную самостоятельность и стали финансироваться по одной статье субсидий. Однако продержалось новшество недолго, поскольку на тот момент не было Бюджетного кодекса и такой подробной нормативной базы. Существовала только одна инструкция по бюджетному учету, в которой в план счетов были введены дополнительные счета. Они и определяли отражение в учете операций, связанных с новым хозяйственным механизмом. В этот план счетов в 1998 году были внесены изменения, и дополнительные счета были исключены. Все перешли на новую единую инструкцию. Хозяйственный механизм канул в Лету. Был единый процесс исполнения бюджета для федеральных учреждений, который осуществлялся в соответствии с требованиями только что принятого Бюджетного кодекса и с инструкциями по исполнению бюджета Минфина России, Федерального казначейства для всех участников бюджетного процесса. С 1998 года Бюджетный кодекс внес существенные коррективы в жизнь участников бюджетного процесса. Также менялись классификация и законодательство в целом.
   Все это на сегодняшний день подвело нас к уместности Закона № 83-ФЗ. Конечно, еще предстоит серьезная работа с кадрами, чтобы пришло понимание бюджетного процесса в свете требований нового закона 

Полностью материал можно прочитать в печатной версии апрельского номера журнала "Бюджетный учет"