Основные изменения в бухгалтерском учете бюджетных учреждений

С.Г. Хабаев
Происходящие в настоящее время изменения в сфере бюджетного учета связаны с очередным этапом проводимой бюджетной реформы. Закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее — Закон № 83-ФЗ) и нормативные документы, принятые во исполнение данного закона, определяют новые типы государственных (муниципальных) учреждений, существенно меняют систему финансового обеспечения данных учреждений. Происходящие изменения не могут не отразиться на системе бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Содержание данной статьи посвящено вопросам организации бухгалтерского учета в таком типе государственного (муниципального) учреждения, как бюджетное учреждение.

С. Г. Хабаев, кандидат 

экономических наук, доцент

Нормативное регулирование

Нормативным документом, регламентирующим особенности правового положения данного типа учреждения, является Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ). Согласно статье 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

   К настоящему времени с учетом нормативных документов, вступивших в силу в 2011 году, сформировалось пять уровней нормативного регулирования бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

   К первому уровню относятся Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Закон № 7-ФЗ, Гражданский кодекс, постановления Правительства РФ.

   Второй уровень составляют приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н) и приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 173н). 

   Приказ № 173н определяет для бюджетных учреждений:

  • перечень и формы первичных учетных документов;
  • перечень и формы учетных регистров;
  • методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета.

   Третий уровень составляет приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 174н). Данный приказ устанавливает единый порядок отражения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, в отношении которых согласно положениям частей 15 и 16 статьи 33 Закона № 83-ФЗ органами государственной власти, органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, обязательств и фактов своей хозяйственной (финансовой) деятельности на счетах Плана счетов бухгалтерского учета бюджетного учреждения. 

   Согласно пункту 2 Инструкции № 174н бюджетные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета активов, обязательств, результатов финансовой деятельности учреждения, а также хозяйственных операций, их изменяющих, с учетом правил и способов организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе признания, оценки, группировки объектов учета, исходя из экономического содержания хозяйственных операций, установленных Инструкцией № 157н и Инструкцией № 174н.

   К четвертому уровню относятся методические указания и письма Минфина России, других федеральных органов исполнительной власти.

   Пятым уровнем является учетная политика бюджетного учреждения. 

Полностью материал можно прочитать в печатной версии апрельского номера журнала "Бюджетный учет"