С начала 2025 года в российском законодательстве о закупках действуют новые правила применения национального режима. Эти протекционистские меры были заранее анонсированы и получили широкое обсуждение. За минувшие полгода по новым правилам обеспечения импортозамещения в закупках не только появилась правоприменительная практика, но и стали очевидными вопросы, требующие оперативного решения.
Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, эксперт Совета ТПП России по развитию системы закупок
Новые правила импортозамещения в закупках собраны в постановлении Правительства России от 23 декабря 2024 г. № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Постановление № 1875). Целью обновленного регулирования стало обеспечение рынка сбыта для отечественных производителей в рамках регулируемых закупок. Учитывая то, что суммарный годовой объем закупок, проводимых по Закону № 44‑ФЗ и по Закону № 223‑ФЗ, давно уже исчисляется десятками триллионов рублей, это стало мощным импульсом к развитию отечественной промышленности.
Для обеспечения такого рынка сбыта предусмотрено обязательное установление заказчиком либо преференций для отечественных производителей, либо и вовсе запрета на участие в закупке поставщиков, предлагающих к поставке импортные товары. Применение конкретной защитной меры зависит от конкретной группы товаров и кода этой группы по ОКПД2. Но в целом такое универсальное регулирования ясно обозначает стремление законодателя и регулятора к тому, чтобы регламентированные закупки приводили к заключению договоров с отечественными производителями.
Первые итоги обновленной политики импортозамещения объективно превзошли даже сдержанно оптимистичные ожидания. Оказалось, что в России существуют целые обширные группы продукции, для которой не только открыто, но и налажено регулярное производство. А благодаря Реестру российской промышленной продукции (РРПП) появилась возможность иметь репрезентативные данные об объеме и содержании спроса и предложения.
Однако в макроэкономическом разрезе такая ускоренная индустриализация оказывается чрезвычайно неравномерной. Так, с одной стороны, мы можем видеть отечественные производства сложной, в том числе радиоэлектронной продукции. Эти производства действительно способны удовлетворить спрос на надлежащем уровне качества и даже конкурировать на международном рынке. Разумеется, это означает, что и на внутреннем рынке существует конкуренция между производителями.
С другой стороны, мы можем видеть то, как граждане и организации вынуждены закупать за рубежом не такие уж сложные в изготовлении товары, производство которых традиционно относится к первой волне индустриализации. И здесь тоже приходится видеть широкую номенклатуру — вплоть до обуви, текстиля и продуктов питания. Иногда таких производств просто нет, чаще — они только начинают свое развитие и пока еще не могут удовлетворить потребности рынка ни по объему, ни по качеству.
В этих условиях регуляторы и правоприменитель вынуждены искать пути балансировки уже работающей системы. Необходимо обеспечить возможность поставки своей продукции для российских производителей, но при этом не оставить без возможности закупки добросовестных заказчиков в тех случаях, когда необходимая им продукция просто не выпускается в России в нужном качестве и объеме. И столь же важно одновременно с этим пресекать практику поставки восточных аналогов под видом российских товаров.