В дополнительной денежной выплате заинтересован любой сотрудник учреждения, поэтому в спорных ситуациях дело может дойти даже до судебного разбирательства. Обеим сторонам важно знать свои права.
Н .В. Калинина, эксперт по трудовому праву
Вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов России и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения и дифференциации оплаты труда, относятся к компетенции соответственно органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления (ст. 144 ТК РФ).
При установлении стимулирующих выплат разработчиком системы оплаты труда могут быть предусмотрены условия их назначения в зависимости от имеющихся нарушений трудовой дисциплины, несоблюдения установленных сроков для выполнения поручения руководства или должностных обязанностей, несоблюдения требований трудового распорядка, наличия дисциплинарных взысканий, в том числе с учетом их периода действия, и др.
Кроме того, в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса проекты нормативных правовых актов в социально-трудовой сфере, в том числе устанавливающие системы оплаты труда, принимаются после рассмотрения и согласования сторонами социального партнерства (представляющими, соответственно, государство, работодателей и работников).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
При передаче полномочий по установлению заработной платы на уровень учреждений они самостоятельно устанавливают системы оплаты труда (в том числе стимулирующие выплаты) с учетом мнения представительного органа работников.
Если государственное (муниципальное) учреждение вводит в систему оплаты труда ту или иную стимулирующую выплату, то оно самостоятельно, с учетом законодательства, устанавливает порядок ее осуществления, условия определения права на данную выплату и ее размер (письма Минтруда России от 2 апреля 2024 г. № 14-6/ООГ-1902 и от 18 июля 2024 г. № 14-1/ООГ-4376).
Отметим, что при разработке системы оплаты труда в учреждении необходимо руководствоваться Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2025 год, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2024 года, протокол № 10пр.
Несмотря на простой, на первый взгляд, механизм начисления стимулирующих выплат, прописанный в законодательстве, на практике часто возникают вопросы.